_____________________________________________________________________________


Агрегатирование трактора МТЗ-320

____________________________________________________________________________________________

Тракторы МТЗ-320 Беларус предназначены для выполнения работ с машинами, рабочие скорости которых не могут быть увеличены по условиям агротехники, а тяговые усилия не превышают 6,5 кН (пахота, подготовка почвы под посев, внесение удобрений, междурядная обработка, транспортные и другие работы).

Они способны агрегатироваться с простыми и комбинированными машинами различного назначения (сельское хозяйство, коммунальное хозяйство).

Минитракторы МТЗ-320 Беларус обеспечивает все способы агрегатирования:

- навесной, когда машина соединена через трехточечное навесное устройство, масса машины в транспортном положении полностью воспринимается трактором;

- полунавесной и полуприцепной, когда машина соединена через навесное устройство, масса машины в транспортном положении частично воспринимается трактором, частично - собственными колесами, при этом при переводе из рабочего в транспортное положение присоединительное звено полунавесной машины перемещается по высоте, полуприцепной не изменяет своего положения;

- прицепной, когда машина соединена через буксирное устройство типа ТСУ-3, масса машины воспринимается своей ходовой системой;

- монтируемый, когда машина соединена с трактором с помощью дополнительных нестандартных сборочных единиц, при этом масса машины воспринимается трактором полностью и реже частично.

С тракторами МТЗ-320 Беларус могут агрегатироваться машины из комплекта к тракторам кл. 0,6.

При агрегатировании с машинами импортного производства следует проверить соответствие агрегатируемого технического средства по присоединительным элементам, грузоподъемностям навесного устройства трактора и шин, допустимой вертикальной нагрузке на ТСУ.

При заднем положении машин по отношению к трактору необходимо в целях безопасности определить критерий управляемости (отношение нагрузки на управляемые колеса трактора к массе трактора), который должен составлять 0,2 и более.

Нагрузка на управляемые колеса минитрактора определяется взвешиванием машинно-тракторного агрегата (МТА), но может быть определена расчетным путем.

Для догрузки переднего моста предусмотрена установка передних балластных грузов массой 175 кг. Заливка воды (раствора) в шины передних и задних колес не предусмотрена.

Балластирование трактора, кроме того, необходимо для улучшения тягово-сцепных качеств трактора (пахота, внесение удобрений, транспортные и другие работы), где отсутствует или недостаточна догрузка трактора от машины.

Выбор колеи

Перед составлением МТА необходимо изучить инструкцию по эксплуатации агрегатируемой машины и в соответствии с рекомендацией установить требуемую колею колес трактора. Исходной является колея 1260 мм.

Колея передних и задних колес тракторов МТЗ-320.4 Беларус изменяется путем перестановки обода колеса и переворота их на 180°.

Колея передних колес трактора с неведущим передним мостом устанавливается за счет изменения длины выдвижной трубы передней оси в одно из трех положений (Рис. 51), переворот колес на 180° позволяет иметь еще три дополнительных колеи – 1100, 1300 и 1450 мм.



Составление машинно-тракторных агрегатов

Агрегатирование навесных машин осуществляется через навесные устройства непосредственно к тягам с присоединительными размерами (диаметр х ширину сферы):

- нижние тяги диаметр 28,7 х 38;
- верхняя тяга диаметр 22,5 х 51.

Навесные устройства обеспечивают работу с машинами, имеющими присоединительный треугольник с размерами:

- высота стойки 460 или 510 мм;
- основание стойки 718 мм или 870 мм (на колее 1400 мм).

Левые раскосы установлены в размер 400 мм для заднего и 350 мм для переднего навесного устройства, которые без надобности изменять не следует.

Агрегатирование полунавесных машин обеспечивается путем подсоединения машины к нижним тягам заднего навесного устройства МТЗ-320.4 Беларус или поперечине.

Агрегатирование полу- и прицепных машин производится через тягово-сцепное устройство ТСУ-1М (маятник) или вилку с шаровым пальцем тягово-сцепного устройства, устанавливаемого на крышку заднего моста.

Последнее позволяет агрегатироваться с прицепами легковых автомобилей. Порядок составления обычно приводится в инструкции по эксплуатации агрегатируемой машины.

Однако следует учесть, что возможны несоответствия по присоединительным элементам. В этом случае необходимо самостоятельно выполнить доработку технических средств.

Исходя из требований безопасности, необходимо установить разрывные муфты при агрегатировании полунавесных, прицепных и полуприцепных машин в качестве страховочных элементов на случай непредвиденного рассоединения технических средств и избежания при этом утечек масла из гидросистемы.

При агрегатировании отмеченных машин необходима также установка страховочных цепей (тросов) на случай аварийного рассоединения машины с трактором. Местом для закрепления на тракторе служит поворотный вал заднего навесного устройства.

Работа трактора МТЗ-320 Беларус с ВОМ

Привод активных машин обеспечивается через ВОМ (задний, передний) с помощью карданного вала с защитным кожухом, который по своим параметрам должен соответствовать передаваемой мощности.

Карданный вал должен иметь достаточное перекрытие телескопической части (не менее 100 мм) во избежание размыкания или заклинивания соединения.

Вилки карданных валов должны находиться в одной плоскости.

Передний ВОМ монтируется на минитрактор МТЗ-320 Беларус вместе с передним навесным устройством или без него.

Задний и передний вал отбора мощности трактора обеспечивает вращение привода агрегатируемой с трактором сельхозмашины в "зависимом" или "синхронном" режиме.

При работе в "зависимом" режиме ВОМ обеспечивает скорости вращения 1000 об/мин и 540 об/мин, при работе в "синхронном" – соответственно 6,5 об/м пути и 3,5 об/м пути.

Изменение частоты вращения хвостовика ВОМ достигается за счет переключения скоростей ВОМ в редукторе.



Для работы в "зависимом" режиме:

- обеспечьте перемещение рукоятки 1 включения ВОМ в диапазоне "зависимый – нейтраль", для чего:

- установите рычаг 1 в положение "зависимый";

- установите ограничитель 2 в положение В (в правое отверстие) не заворачивая винт его крепления до отказа;

- переведите рычаг 1 в положение "нейтраль", поверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт крепления ограничителя;

- установите требуемый режим работы ВОМ (1000 об/мин или 540 об/мин), для чего отверните болт 1, освободите валик 3 от стопора 2 и установите валик в соответствующее положение (вдвинут в крышку заднего моста или полностью выдвинут);

- зафиксируйте валик 3, установив стопор 2 в канавку валика 3 и затяните болт 1;

- соедините сельхозмашину с хвостовиком ВОМ с помощью карданного вала и обеспечьте безопасность работы при его вращении;

- установите рычаг переключения КПП в крайнее левое положение нейтральной позиции и, удерживая его в этом положении, запустите двигатель;

- отпустите рычаг КПП, выключите муфту сцепления и, при малых оборотах двигателя, установите рукоятку 1 в переднее положение и плавно включите муфту сцепления. Для остановки ВОМ после отключения муфты сцепления переведите рычаг 1 "на себя" до упора в ограничитель А.



Для работы в "синхронном" режиме:

- обеспечьте перемещение рукоятки 1 включения ВОМ в диапазоне "нейтраль - синхронный",

– установите рычаг 1 в положение "синхронный";

– установите ограничитель 2 в положение А (в левое отверстие), не зажимая винт его крепления;

– переведите рычаг 1 в положение "нейтраль", поверните ограничитель вокруг винта до упора в рычаг 1 и затяните винт;

– установите требуемые для работы обороты вращения ВОМ, для чего отверните болт 1 (см. рис. на стр. 75), освободите валик 3 от стопора 2, и установите валик в соответствующее положение (вдвинут в корпус моста - 6,5 об/м пути или выдвинут -3,5 об/м пути);

- после присоединения сельхозмашины к хвостовику ВОМ и запуска двигателя, при выключенной муфте сцепления включите необходимую передачу КПП, переведите рукоятку 1 "на себя" до упора, после чего плавно включите сцепление, обеспечивая постепенно начало движения трактора в агрегате с сельскохозяйственной машиной;

- зафиксируйте валик 3, установив стопор 2 в канавку валика, затяните болт 1;

- для остановки ВОМ и трактора, после отключения сцепления переведите рычаг 1 "от себя" до упора в ограничитель А и установите рычаг КП в нейтральное положение.

Особенности выполнения работ

Раскосы навесных устройств, кроме основного отверстия для соединения с нижними тягами, имеют паз для агрегатирования с широкозахватными машинами для улучшения копирования рельефа (культиваторы, сеялки).

Переднее навесное устройство МТЗ-320.4 Беларус выполнено аналогично заднему и предназначено для агрегатирования с машинами фронтальной навески.

Грузоподъемность навесных устройств составляет на вылете от оси подвеса 610 мм:

- переднего - 3,5 кН;
- заднего - 7,5 кН.

Вертикальная нагрузка на тягово-сцепное устройство не должна превышать:

- поперечина - 4 кН;
- ТСУ-1М (маятник) - 5 кН;
- вилка с шаровым пальцем - 5 кН.

Отбор мощности для привода активных машин осуществляется через ВОМ на частоте 540 об/мин или 1000 об/мин. Через задний ВОМ допускается передача мощности до 100% эксплуатационной мощности (работа на стационаре).

Передача мощности через передний ВОМ ограничивается 50% эксплуатационной мощности двигателя.

Скорость движения МТА на дорогах общего пользования не должна превышать 15 км/ч (кроме транспортных).

Движение транспортных средств допускается в соответствии с возможностями трактора (если не оговорено иначе инструкцией по эксплуатации машины).

Транспортные средства должны быть соединены только через тягово-сцепные устройства (вилка с шаровым пальцем или ТСУ-1М).

Габаритные размеры МТА при выезде на дороги общего пользования не должны превышать:

- ширина – 2,5 м;
- высота – 3,8 м.

Прицепные и полуприцепные машины должны иметь жесткие прицепные устройства и регулируемую опору на снице (для полуприцепных средств). Угол поперечной статической устойчивости МТА должен составлять не менее 30° на рабочей колее колес трактора.

При выезде на дороги общего пользования следует установить транспортную колею передних и задних колес 1400 мм. На поворотах и склонах необходимо снизить скорость до 8 км/ч.

Использование пневмопривода

Перед началом работы с прицепами сблокируйте педали тормозов и проверьте состояние пневмопривода: давление воздуха, поддерживаемое регулятором давления в баллоне, герметичность пневмопривода, наличие смазки в компрессоре.

Подсоединив прицеп, проверьте работу рабочих тормозов трактора и прицепа в движении и на стоянке. В случае обнаружения неисправностей устраните их до начала работы.

Агрегатируемые с трактором прицепы должны иметь исправную тормозную систему, обеспечивающую:

- торможение на ходу;
- торможение прицепа при отрыве от трактора;
- удержание прицепа при стоянке на склонах.

Прицеп должен иметь страховочную цепь для соединения с трактором. При загрузке и разгрузке прицепа надежно затормозите трактор и прицеп стояночным тормозом.

Полная инструкция по эксплуатации и обслуживанию МТЗ-320


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов