_____________________________________________________________________________


Коробка передач трактора Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

Коробка передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82-2 является элементом трансмиссии трактора и служит для изменения передаточных чисел трансмиссии и обеспечения реверсирования движения трактора.

Кроме того, конструкция КПП обеспечивает привод переднего ведущего моста, синхронного заднего и бокового полунезависимого валов отбора мощности (ВОМ), а также обеспечивает возможность получения дополнительных скоростей на первой и второй передачах переднего и заднего хода при оборудовании трактора ходоуменьшителем (гидроходоуменьшителем).

На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1 возможна установка либо ходоуменьшителя (гидроходоуменьшителя), либо бокового полунезависимого ВОМ. И ходоуменьшитель (гидроходоуменьшитель), и боковой полунезависимый вал отбора мощности крепятся к левой боковой плоскости коробки передач вместо крышки.

На тракторах с базовой комплектацией установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).

Возможно оборудование тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 трансмиссиями со следующими комплектациями:

- с механической коробкой и синхронизированным понижающим редуктором (18F+4R);
- с механической коробкой и реверс-редуктором (9F+9R);

КПП представляет собой сложный агрегат, состоящий из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые передачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока.

Вторая группа – управление – включает в себя рычажные механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное управление КП (выбор требуемой передачи в КПП, ее надежное включение и исключение самовыключения).

На тракторах в комплектации с основанием тента или тент-каркасом на базе малой кабины, рычаг переключения диапазонов и передач расположен по центру.

Узел механических передач

Узел механических передач состоит из расположенных в корпусе 29 соосных между собой первичного 34а и вторичного 6 валов, а также параллельных им промежуточного вала 32 и вала 1-ой передачи и заднего хода 27.

Первичный вал 34а установлен на двух шарикоподшипниках. Один из подшипников размещен в стакане 36а, который установлен в расточке передней стенки корпуса 29 и крепится к ней при помощи болтов.

Второй – в расточке вторичного вала 6. На шлицах передней консоли первичного вала установлена неподвижно ведомая шестерня понижающего редуктора 35а.

В пролете между опорами первичного вала установлены двухвенцовая ведущая шестерня 4-ой и 5-ой передач 1 и ведущая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5, которые имеют возможность скользить вдоль оси вала по его шлицам.



Рис.50. Механическая коробка передач Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 (вид первый)

1 – ведущая шестерня 4-ой и 5-ой передач; 2 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 3 – корпус вилок; 4 – вилка 3-ей и 6-ой передач; 5 – ведущая шестерня 3-ей и 6-ой передач; 6 – вторичный вал с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора; 7 – регулировочные прокладки; 8 – рычаг управления; 9 –вилка редуктора; 10 – заливная пробка; 11 – валик; 12 – регулировочные прокладки; 13 – датчик блокировки запуска дизеля; 14 – ограничительная пластина; 15 – крышка управления КП; 16 – стакан; 17 – ведущая шестерня главной передачи заднего моста; 18 – ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 19 – внутренний вал; 20 – гнездо с бронзовой втулкой; 21 – крыльчатка; 22 – стакан; 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 24 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 25 – промежуточная шестерня; 26 – ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач; 27 – ведомая шестерня 4-ой и 7-ой передач; 28 – ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач заднего хода; 29 – корпус КП; 30 – гнездо; 31 –
промежуточная шестерня; 32 – промежуточный вал; 33 – стакан; 34а и 34б – первичный вал; 35а – ведомая шестерня понижающего редуктора; 35б – ведомая шестерня реверс-редуктора; 36а и 36б – стакан; 37 – втулка; 38 – синхронизатор; 39 – валик с вилкой; 40 – шарик фиксатора.

Конструкция передней части первичного вала КПП тракторов 9F/9R, оборудованных реверс-редуктором, представлена на рисунке. Она имеет следующие отличия по сравнению рассмотренной выше коробкой 9F/2R с механическим понижающим редуктором.

Ведомая шестерня реверс-редуктора 35б установлена на гладкой шейке передней консоли первичного вала 34б и имеет возможность свободно вращаться на роликоподшипнике. Шестерня 34б находится в постоянном зацеплении с большим венцом промежуточной шестерни редуктора 31.

Перед ведомой шестерней реверс-редуктора 35б установлен синхронизатор 38, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным валом 34б через неподвижно установленную на нем шлицевую втулку 37. Для управления синхронизатором служит вилка 39, в паз которой входит диск ступицы синхронизатора 38.

Вилка 39 с валиком имеет возможность осевого перемещения в отверстии стакана 36б первичного вала. На валике 39 имеются две поперечные лунки, в которые входит подпружиненный шарик фиксатора 40. Лунки обеспечиваю валику 39 и связанной с ней вилке два фиксированных положения.

Опорами вторичного вала 6 являются два конических роликоподшипника, один из которых расположен в расточке корпуса 29, а второй – в стакане 16, который установлен в расточке задней стенки корпуса и крепится к ней при помощи болтов.

Конструктивно вторичный вал КПП Беларус МТЗ-82.1, 80.1 выполнен за одно целое с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора. Зубчатый венец шестерни расположен консольно в передней части вторичного вала 6.

В пролете между опорами вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 18, которая одновременно является и ведущей шестерней синхронного привода заднего ВОМ.

На задней консоли вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведущая шестерня 17 главной передачи заднего моста (малая коническая шестерня).

В передней части полого промежуточного вала 32 на его шлицах неподвижно установлены двухвенцовая ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач заднего хода 28 , ведомая шестерня 4-ой и 7-ой передач 27 и ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач 26, на ступице которой свободно вращается на игольчатом роликоподшипнике двухвенцовая промежуточная шестерня 25.

Шестерня 25 находится в постоянном зацеплении с шестерней 25, обеспечивая возможность включения через шестерню 26 пониженных передач и передач заднего хода, а также привод гидроходоуменьшителя (ГХУ). В задней части промежуточного вала 32 на его шлицах установлена скользящая шестерня 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора.

Передняя опора промежуточного вала 32 – шарикоподшипник, расположенный в стакане 33 передней стенки корпуса. Задней опорой промежуточного вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 23 II-ой ступени диапазонного редуктора.

Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 23 свободно вращается на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 22, установленном в расточке задней стенки корпуса коробки передач 29 и крепящемся к ней болтами.

Шестерня 23 имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на ее заднем торце, служащие для привод синхронного заднего ВОМ. В расточке шестерни 23 штифтом закреплено гнездо 20 с бронзовой втулкой, которая является опорой внутреннего вала 19.

Снаружи на шестерне 23 закреплена крыльчатка 21, которая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной передачи и дифференциала заднего моста трактора.



Рис.51. Механическая КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1 (вид второй)

1 – корпус вилок; 2 – вал; 3 – шарик; 4 – рычаг передач; 5 – труба; 6 – стопор; 7 – опора; 8 – поводок; 9 – рычаг управления; 10 – шарики фиксаторов; 11 – замковые планки; 12 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 13 – поводок диапазонного редуктора; 14 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 15 – промежуточная шестерня заднего хода; 16 – контрольная пробка; 17 – сливная пробка; 18 – крышка; 19 – масломерный щуп; 20 – вилка 1-ой передачи и заднего хода; 21 - вилка 3-ей и 6-ой передач; 22 – крышка; 23 – кольцо пружинное; 24 – шестерня; 25 – ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода; 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода; 27 – вал 1-ой передачи и заднего хода; 28 – ось шестерни привода ПВМ; 29 – шестерня привода ПВМ

Опоры вала 1-ой передачи и заднего хода 27 – два шарикоподшипника, расположенных в расточках корпуса КПП. В передней части вала 27 на шлицах установлена скользящая шестерня 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода.

Перемещение скользящей шестерни 26 назад до зацепления с шестерней 27 позволяет получать пониженные передачи переднего хода, а перемещение вперед – передачи заднего хода.

В последнем случае шестерня 26 входит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, которая установлена на оси 14 и свободно вращается на ней на игольчатом роликоподшипнике. Шестерня 15 находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 28.

Если трактор Беларус МТЗ-82.1, 80.1 оборудован реверс-редуктором, то в коробке передач промежуточная шестерня заднего хода 15 отсутствует, а задний ход трактора реализуется путем включения реверс-редуктора.

В задней части вала 27 на его гладкой шейке на бронзовой втулке установлена ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 25, которая находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 25 промежуточного вала 32.

Если трактор не использует гидроходоуменьшитель (или не оборудован ГХУ), то через шестерню 25 посредством шестерни 24 обеспечивается привод вала 27. При этом шестерня 24 соединена с внутренним шлицевым венцом шестерни 25 и с наружным шлицевым венцом вала 27, как изображено на рисунке.

У трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1, оборудованного гидроходоуменьшителем, пружинное кольцо 23 сдвинуто до упора назад, и при работе с включенным гидроходоуменьшителем вращение передается от шестерни 25 на шестерню 25, которая при этом вращается на валу 27, а шестерня 24 рычагом гидравлического ходоуменьшителя выведена из зацепления с шестерней 25.

При этом силовой поток после трансформации в ГХУ, передается на вал 27 через его шлицевое соединение с шестерней 24.

С правой стороны КПП в расточках корпусаустановлена ось 28, на которой на двух конических роликоподшипниках свободно вращается шестерня привода ПВМ 29. Отбор силового потока на ПВМ осуществляется от ведомой шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 6, с которой шестерня 29
находится в постоянном зацеплении.

На передней стенке корпуса, соосно промежуточному валу 32, установлено гнездо 30, внутри которого размещен передний подшипник внутреннего вала 19, а снаружи – шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой шестерни редуктора 31.

Справа и слева на корпусе имеются окна. Левое окно закрыто крышкой 18, в которой имеется масломерный щуп 19 для контроля уровня масла.

Если трактор оборудован гидроходоуменьшителем либо полунезависимым боковым ВОМ, то крышка 18 демонтирована, а окно закрыто корпусом ГХУ либо полунезависимого бокового ВОМ. Контроль уровня масла в этом случае обеспечивается контрольной пробкой 16.

Правое окно закрыто корпусом раздаточной коробкой привода ПВМ. Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 17.


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов