_____________________________________________________________________________


Пневмосистема трактора Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 с унифицированной кабиной (тент-каркасом или основанием тента на базе УК) в базовой комплектации устанавливается однопроводный пневматический привод тормозов подсоединяемых к трактору сельскохозяйственных машин, а также для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

На трактор может быть установлен пневмокомпрессором с клапаном без пневмооборудования. По заказу возможна комплектация трактора без пневмокомпрессора и без пневмооборудования.

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82-2 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины в базовой комплектации устанавливается пневмокомпрессор с клапаном. По заказу возможна комплектация трактора без пневмокомпрессора и без пневмооборудования.

Однопроводный пневмопривод

Однопроводный пневмопривод обеспечивает управление тормозами подсоединяемых к трактору Беларус МТЗ-82.1, 80.1 сельскохозяйственных машин, оборудованных однопроводным пневматическим приводом тормозов, а также накачку шин. Схема пневмопривода приведена на рисунке.

Забор воздуха в в пневмокомпрессор 1 осуществляется из впускного коллектора двигателя. В пневмокомпрессоре 1 воздух сжимается и подается в баллон 6 через регулятор давления 2, поддерживающий в баллоне требуемое давление.

Из баллона сжатый воздух по трубопроводу 9 поступает к тормозному крану 13. Тормозной кран 13 соединительной магистралью 8 связан с соединительной головкой 7.

В пневмоприводе установлена головка соединительная 7 клапанного типа. Клапан соединительной головки предотвращает выход воздуха при использовании пневмопривода без подсоединенной машины (например, при накачке шин) и при аварийном отсоединении подсоединенной машины.

При соединении магистрали подсоединенной машины с магистралью трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 клапан соединительной головки открывается, обеспечивая проход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к пневмоприводу подсоединенной машины.

При подсоединении сельскохозяйственной машины с однопроводным пневмоприводом головка сельхозмашины подсоединяется к головке соединительной 7 и воздух поступает в пневмопривод сельхозмашины.

При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран 13 выходит из соединительной магистрали 8 в атмосферу. При этом на сельхозмашине срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из баллонов сельхозмашины в тормозные камеры,
и сельхозмашина затормаживается.

При аварийном отсоединении прицепа головки соединительные рассоединяются, воздух из магистрали сельхозмашины выходит в атмосферу и сельхозмашина автоматически затормаживается.



Рис.70. Однопроводный пневмопривод

1 – пневмокомпрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 – указатель давления воздуха; 5 – клапан удаления конденсата; 6 – баллон;7 – соединительная головка; 8 – соединительная магистраль; 9 – трубопровод; 10 – датчик давления; 11 – датчик аварийного давления; 12 – сигнальная лампа аварийного давления; 13 – тормозной кран.

Исходя из изложенного, управление тормозами сельхозмашин осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое.

Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения давления в соединительной магистрали 8 до нуля МПа при торможении трактора. При этом подача сжатого воздуха в пневмосистему сельхозмашины прекращается.

Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуществляется в случае разрыва сцепки и отсоединения сельхозмашины за счет падения давления в соединительной магистрали прицепа.

Контроль давления воздуха в баллоне 6 осуществляется указателем давления воздуха 4 и сигнальной лампой аварийного давления воздуха 12 красного цвета (установлены в комбинации на щитке приборов), по датчику давления воздуха 10 и датчику аварийного давления воздуха 11.

Для удаления конденсата из баллона 6 предусмотрен клапан удаления конденсата 5. Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону и вверх. Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится через клапан отбора воздуха 3 регулятора давления 2.

Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмосистемы



Рис.71. Регулировка привода тормозного крана пневмосистемы

1 – палец; 2 – наконечник; 3 – кран тормозной; 4 – пружина; 5 – тяга; 6 – гайка.

Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана пневмосистемы Беларус МТЗ-82-1, 80-1 необходимо производить следующим образом:

1. Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа к головке соединительной (с черной крышкой) пневмопривода трактора.

2. Запустите двигатель и заполните баллон воздухом до давления от 0,77 до 0,8 МПа по указателю давления воздуха в пневмосистеме, расположенному на щитке приборов. Заглушите двигатель.

3. Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной должно быть не ниже 0,77 МПа.

Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:

- проверьте наличие зазора от 1 до 2 мм между пальцем 1 и верхними кромками пазов в рычагах, как показано на рисунке. Если зазора нет, расшплинтуйте и снимите палец 1 и отрегулируйте длину тяги 5 вращением наконечника 2;

- проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины 4 до размера от 36 до 38 мм вращением гаек 6 и законтрите их.

- выполните операции №1 и № 2.

4. Если после проведенных регулировок давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной, не достигло величины 0,77 МПа, замените кран тормозной 3.

Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы

Регулировку регулятора давления пневмосистемы Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо выполнять при проведении ТО-3, а также при нарушении работы регулятора давления и после его разборки для промывки или замены изношенных деталей.

Проверку и регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормозами, управления стояночным тормозом и привода тормозного крана, если он установлен.

Проверку регулятора давления пневмосистемы трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 выполняйте следующим образом:

- присоедините манометр (с ценой деления от 0,01 до 0,02 МПа и шкалой не менее 1,6 МПа) к головке соединительной;

- снимите колпак 1;

- с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;

- включите пневмокомпрессор;

- запустите двигатель и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 7 при давлении от 0,85 до 1 МПа. Если клапан срабатывает при давлении, менее 0,85 МПа или более 1 МПа, произведите его регулировку с помощью винта 9, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 8.

Регулировку регулятора давления пневмосистемы Беларус МТЗ-82-1, 80-1 выполняйте следующим образом:

- постепенно вывинчивая крышку 2, отрегулируйте усилие пружин 3 и 4 так, чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного клапана 6, составляло от 0,77 до 0,8 МПа;

- зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса, и наденьте колпак 1;

- приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до величины от 0,65 до 0,7 МПа. При этих величинах давления клапан 6 должен закрыться и переключить пневмокомпрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;

- отсоедините от головки соединительной контрольный манометр.



Рис.72. Регулятор давления пневмосистемы

1 – колпак; 2 – крышка; 3 – пружина наружная; 4 – пружина внутренняя; 5 – фильтр; 6 – разгрузочный клапан; 7 – предохранительный клапан; 8 – контргайка; 9 – винт регулировочный.

Фильтр 5 устанавливается только на регуляторе 80-3512010. На остальных регуляторах пневмосистемы фильтр отсутствует.


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов