_____________________________________________________________________________


Реверс-редуктор трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1

____________________________________________________________________________________________

Реверс-редуктор – узел трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2, образуемый на стыке двух агрегатов трансмиссии: корпуса сцепления 12 и коробки передач 10.

Он предназначен для быстрого изменения направления движения трактора с переднего хода на задний и наоборот на всех передачах КП, что позволяет работать трактору в режиме “челнока”.

Устройство реверс-редуктора

Реверс-редуктор Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 состоит из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые передачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока.

Вторая группа – управление реверс-редуктором – включает в себя механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное управление реверс-редуктором.



Рис.54. Реверс-редуктор трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1

1 – крышка реверс-редуктора; 2 – синхронизатор; 3 – рычажок; 4 – валик с вилкой; 5 – шарик фиксатора; 6 – стакан; 7 – втулка; 8 – первичный вал КП; 9 – ведомая шестерня; 10 – коробка передач; 11 – гнездо переднее; 12 – корпус сцепления; 13 – промежуточная шестерня; 14 – ось сателлита; 15 – штифт; 16 –
сателлит; 17 – шарикоподшипник; 18 – силовой вал; 19 – ведущая шестерня; 20 – крышка; 21 – механизм параллелограмма; 22 – рычаг управления реверс-редуктором

Узел механических передач

Узел механических передач реверс-редуктора состоит из ведущей шестерни 19, ведомой шестерни 9, сателлита 16, промежуточной двухвенцовой шестерни 13 и синхронизатора 2. Ведущая шестерня реверс-редуктор 19 установлена консольно на шлицах силового вала 18.

Опора силового вала 18 – шарикоподшипник 17 – расположена в крышке 20, которая установлена в расточке корпуса сцепления 12 и крепится к нему при помощи болтов. Ведомая шестерня реверс-редуктора 9 установлена на гладкой шейке передней консоли первичного вала КП 8 и имеет возможность свободно вращаться на роликоподшипнике.

Шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с большим венцом промежуточной шестерни 13. Сателлит 16, установленный свободно на оси 14 на роликоподшипнике, находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 19 и меньшим венцом промежуточной шестерни 13 реверс-редуктора.

Ось сателлита 14 расположена в расточке крышки 20 и стопорится от проворота штифтом 15. Промежуточная шестерня реверс-редуктора 13 установлена на переднем гнезде 11 КПП на двух шарикоподшипниках.

Между ведущей 19 и ведомой 9 шестернями реверс-редуктора установлен синхронизатор 2, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным валом КП 8 через шлицевую втулку 7. Конические кольца синхронизатора 2 и приваренные к ведущей 19 и ведомой 9 шестерням конусы образуют фрикционные пары узла синхронизации.

Управление реверс-редуктором

Управление реверс-редуктором Беларус МТЗ-82-1, 80-1 состоит из валика с вилкой 4 и крышки реверс-редуктора 1. Валик 4, в паз вилки которого входит диск ступицы синхронизатора 2, имеет возможность перемещаться вдоль оси в отверстии стакана 6 первичного вала 8.

На валике 4 имеются две поперечные лунки, в которые входит подпружиненный шарик 5 фиксатора. Лунки обеспечиваю валику 4 и связанной с ней вилке два фиксированных положения.

Перемещение валика с вилкой 4 осуществляется рычажком 3, движение которого через механизм параллелограмма 21 крышки реверс-редуктора 1 согласовано с перемещением рычага управления реверс-редуктором 22. Крышка реверс-редуктора 1 установлена на верхней плоскости корпуса сцепления и крепится к нему болтами.

Работа реверс-редуктора

Управление реверс-редуктором Беларус МТЗ-82.1, 80.1 осуществляется рычагом управления реверс-редуктором 22 согласно схеме. Рычаг управления реверс-редуктором 22 выведен в кабину трактора и расположен под левую руку оператора.

Для переключения с заднего хода на передний, оператор перемещает рычаг управления реверс-редуктором 22 вперед от себя. Усилие управления вызовет перемещение каретки синхронизатора 2 вперед. Начав двигаться, она размыкает ведомую шестерню реверс-редуктора 9 и первичный вал КП 8.

Дальнейшее воздействие усилия управления вызовет срабатывание фрикционной конической пары, образованной коническим кольцом синхронизатора 2 и конусом ведущей шестерни реверс-редуктора 19.

После выравнивания угловых скоростей вращения первичного вала 8 и силового вала 18, каретка синхронизатора 2 переместится далее и соединит первичный 8 и силовой 18 валы. При этом зубчатые передачи реверс-редуктора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 не участвуют в трансформации силового потока.

Для переключения с переднего хода на задний, оператор перемещает рычаг управления реверс-редуктором 22 назад к себе. Усилие управления вызовет перемещение каретки синхронизатора 2 назад. Начав двигаться, она размыкает силовой 18 и первичный 8 валы.

Дальнейшее воздействие усилия управления вызовет срабатывание фрикционной конической пары, образованной коническим кольцом синхронизатора 2 и конусом ведомой шестерни реверс-редуктора 9.

После выравнивания угловых скоростей вращения первичного вала 8 и ведомой шестерни реверс-редуктора 9, каретка синхронизатора 2 переместится далее и соединит первичный вал КПП 8 с ведомой шестерней реверс-редуктора 9. При этом силовой поток от силового вала 18 на первичный вал КП 8 передается через последовательное зацепление шестерен 19, 16, 13 и 9.

Синхронизатор 2 обеспечивает плавное и безударное переключение реверс-редуктора. Переключение реверс-редуктора осуществляется на любой передаче и только после полной остановки трактора.

В реверс-редукторе не предусмотрено нейтрального положения каретки синхронизатора 2, поэтому в реверс-редукторе постоянно включен либо передний ход, либо задний ход.


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов