_____________________________________________________________________________


Техническое обслуживание трактора МТЗ-82

____________________________________________________________________________________________

Техническое обслуживание при подготовке трактора Беларус МТЗ-82 к обкатке

- очистите трактор от пыли и грязи, удалите консервирующую смазку (при ее наличии на тракторе);

- проверьте уровень масла и при необходимости долейте: в картер дизеля; поддон воздухоочистителя; бак гидронавесной системы; корпус гидроусилителя руля; корпус силовой передачи; корпус ПВМ; корпуса колесных редукторов ПВМ, промежуточную опору; боковые редукторы заднего моста трактора Беларус 82Р;

- смажьте: подшипник отводки сцепления; подшипники поворотных цапф; шестерню правого раскоса; втулки вала механизма задней навески; шарниры гидроцилиндра ГОРУ (если установлено);

- проверьте аккумуляторную батарею и при необходимости очистите от окислов клеммы и смажьте их техническим вазелином, очистите вентиляционныеотверстия, проверьте степень разряженности;

- проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вентилятора; механизмы управления трактора; давление воздуха в шинах; сходимость передних колес;

- проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения;

- заправьте охлаждающую жидкость в радиатор;

- прослушайте дизель и проверьте показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам.

Техническое обслуживание при подготовке трактора МТЗ-82 Беларус к эксплуатации:

ТО при подготовке трактора к обкатке - Перед подготовкой к обкатке
ТО в процессе обкатки - ТО в процессе обкатки
ТО по окончании обкатки - После 30 ч работы

Техническое обслуживание в процессе обкатки:

- проверьте уровень и при необходимости долейте: масло в картер дизеля, охлаждающую жидкость в радиатор, воду в бак блока отопления кабины (трактора с малогабаритной кабиной);

- слейте конденсат из баллона пневмосистемы;

- контролируйте степень засоренности воздухоочистителя по контрольной лампе;

- проконтролируйте работоспособность дизеля, органов управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.

Техническое обслуживание по окончании обкатки (после 30 часов работы трактора):

- осмотрите и обмойте трактор;

- прослушайте в работе составные части трактора Беларус;

- проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вентилятора, свободный ход педали муфты сцепления, тормоза и пневмосистему; проверьте аккумуляторные батареи и при необходимости очистите поверхность батарей, клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках;

- замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя дизеля, корпусах силовой передачи, переднего ведущего моста, колесных редукторов ПВМ, промежуточной опоры; бортовых редукторов Беларус-82Р;

- смажьте подшипник отводки муфты сцепления;

- очистите центробежный масляный фильтр;

- промойте сетчатый фильтр гидравлической системы (тракторы с малогабаритной кабиной); замените фильтрующий элемент гидросистемы (тракторы с унифицированной кабиной);

- промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля;

- проверьте и при необходимости подтяните: наружные крепления составных частей трактора, в том числе болты головки блока цилиндров дизеля и болты крепления кронштейна промежуточной опоры карданного вала к корпусу муфты сцепления (для тракторов с ПВМ); болты корпусов силовой передачи, ступиц задних колес, кронштейна поворотного вала ЗНУ; гайки передних и задних колес;

- проверьте и отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами дизеля;

- проверьте уровень и при необходимости долейте: охлаждающую жидкость в радиатор, воду в блок отопления и охлаждения воздуха в малогабаритной кабине (при работе блока в режиме охлаждения);

- слейте: отстой из фильтра грубой очистки топлива и конденсат из ресивера;

- проверьте и при необходимости восстановите герметичность воздухоочистителя и впускных трубопроводов дизеля;

- проконтролируйте работоспособность дизеля, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя.



Рис.01. Схема техобслуживания МТЗ-82

Работы по техобслуживанию трактора МТЗ-82 Беларус

Проверьте и при необходимости отрегулируйте:

1 - натяжение ремня вентилятора - Прогиб ремня на ветви "шкив генератора — шкив коленвала" 15-22 мм при нажатии с усилием 40Н (4 кгс).

2 - давление воздуха в шинах и состояние шин - Давление в шинах согласно рекомендациям.

3 - свободный ход педали сцепления - 40...50 мм по подушке педали

4 - полный ход педалей рабочих тормозов - 70-90 мм (110-120 мм для тракторов с унифицированной кабиной) при усилии 125 Н (12,5 кгс)

5 - ход рычага стояночного тормоза - При усилии 200Н (20 кгс) на рукоятке рычага защелка должна перемещаться и фиксироваться во впадинах 3-4 передних зубьев сектора

6 - люфт рулевого колеса - Не более 25° при работающем дизеле Д-243

7 - давление и падение давления воздуха в пневмосистеме - 6,5-8,0 кгс/см2 (0,65-0,80 МПа); падение давления не более 2,0 кг/см2 (0,2 МПа) в течение 30 мин

8 - схождение передних колес - 0-8 мм;

9 - зазоры между клапанами и коромыслами - 25 мм на холодном дизеле для впускных и выпускных клапанов

10 - затяжку болтов крепления головки цилиндров с последующей регулировкой зазоров между клапанами и коромыслами - Момент затяжки 19-21 кгсм (190-210 Нм).

11 - механизм управления планетарным редуктором заднего ВОМ - Усилие на рычаге управления при переключении должно быть 12-15 кгс (120-150 Н); переключение из выключенного во включенное положение должно быть четким

12 - шарниры рулевых тяг - Зазор в шарнирах не допускается.

13 - подшипники шкворней планетарно-цилиндрических редукторов ПВМ - Усилие поворота кулака, приложенное к фланцу крепления колеса, должно быть в пределах 6...8 кгс.

14 - затяжку гайки предохранительной муфты промежуточной опоры - Муфта должна передавать момент 40-80 кгсм (400-800 Нм).

16 - подшипники фланца планетарно-цилиндрического редуктора ПВМ - Затяните регулировочную гайку моментом 18...20 кгсм, а затем отверните ее на 15-20°. Раскерните гайку в 2-х прорезях фланца

19 - срабатывание выключателя блокировки запуска дизеля - Запуск дизеля Д-243 при включенной передаче не допускается.

Проверьте уровень и при необходимости долейте:

20 - охлаждающую жидкость в радиатор - На 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины

Проверьте уровень масла и при необходимости долейте:

21 - в картере дизеля - До верхней метки на маслоизмерительном стержне.

22 - в корпусе трансмиссии - До верхней метки масломера.

23 - в корпусе гидроусилителя руля - До верхней метки масломера.

24 - в корпусе ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ - До уровня контрольных отверстий в корпусах верхних конических пар (ПВМ с коническими колесными редукторами. До уровня контрольно-заливных отверстий в корпусе промежуточной опоры. До уровня контрольного отверстия в бортовых редукторах заднего моста (Беларус 82Р). До уровня контрольных отверстий.

26 - в баке гидронавесной системы - До метки "П" масломерной линейки.

27 - Замените масло в картере двигателя Д-243, слейте масло из корпуса топливного насоса - Слейте масло на прогретом дизеле, залейте свежее до верхней метки на маслоизмерительном стержне.

29 - Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива - Предварительно слейте отстой из корпуса фильтра.

30 - Замените фильтрующий элемент в маслобаке гидросистемы (тракторы с УК).

Смажьте:

31 - подшипник отводки муфты сцепления - 4-6 нагнетаний шприцем.

32 - втулки поворотных цапф передней оси - 10-12 нагнетаний шприцем.

33 - шарниры гидроцилиндра ГОРУ (через одно ТО-1) - До появления смазки из зазоров.

34 - шестерни правого раскоса ЗНУ - 3-4 нагнетаний шприцем.

35 - втулки вала заднего навесного устройства - До появления смазки из зазоров.

35а - шарниры рулевой тяги - 0,015 кг.

36 - подшипники шкворней планетарно-цилиндрических редукторов ПВМ - 4-6 нагнетаний шприцем.

37 - проверьте уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя, при необходимости долейте или замените - До уровня кольцевого пояска на поддоне; наличие в масле механических примесей не допускается.

38 - очистите внутреннюю полость фильтра грубой очистки воздуха - До полной очистки.

39 - разберите и промойте корпус, фильтрующие элементы и центральную трубу - До удаления загрязнений.

40 - проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного трубопровода - Подсос воздуха не допускается. Работающий на средних оборотах дизель должен заглохнуть, если перекрыть центральную трубу воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки топлива).

42 - проведите обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления (трактора с УК) - Очистите фильтр встряхиванием и продувкой сжатым воздухом.

Слейте:

43 - конденсат из ресивера - До полного удаления конденсата

44 - отстой из фильтра грубой очистки топлива - До появления чистого топлива

66 - отстой из фильтра тонкой очистки топлива - До появления чистого топлива

67 - отстой из топливных баков - До появления чистого топлива

Проверьте:

45 - работоспособность дизеля, рулевого управления, тормозов, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя

Дизель Д-243 трактора МТЗ-82 должен работать устойчиво на всех оборотах коленчатого вала, органы управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочиститель и тормоза должны быть технически исправными.

Проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления составных частей:

46 - затяжку гаек поворотных рычагов рулевого управления - Ослабление резьбовых и других соединений не допускается

46а - гайку сошки ГУР (если установлена)

47 - лонжеронов к переднему брусу и к корпусу муфты сцепления

48 - корпуса КПП к заднему мосту и корпусу муфты сцепления

49 - болты крепления кронштейна поворотного вала ЗНУ

50 - гайки крепления колес и болты крепления ступиц

По тракторам МТЗ Беларус 82.1/82.2/82Р дополнительно:

51 - болты фланцев шкворных труб, гайки клиньев переднего ведущего моста, болты крепления промежуточной опоры, болты крепления фланцев карданных валов

52 - болты крепления бортовых редукторов (Беларус 82Р) к корпусу заднего моста

Проведите обслуживание аккумуляторных батарей:

53 - проверьте состояние и при необходимости очистите поверхность аккумулятора, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках смажьте клеммы и наконечники проводов - Клеммы должны быть чистыми от окислов, вентиляционные отверстия открытыми

54 - проверьте уровень электролита и при необходимости долейте дистиллированную воду - Уровень электролита должен быть выше защитной решетки на 12-15 мм

55 - проверьте степень разряженности батарей по плотности электролита, при необходимости проведите подзарядку батарей или замените их заряженными - Разряд больше 50 % летом и 25 % зимой не допускается

Очистите и промойте:

56 - ротор центробежного масляного фильтра дизеля - Слой отложений должен быть полностью удален. Ротор должен вращаться 30-60 с после остановки дизеля

57 - фильтрующий элемент регулятора давления пневмосистемы (при постоянном использовании пневмосистемы) - Промойте до удаления загрязнения

58 - фильтр предварительной очистки масла дизеля - Очистите и промойте до удаления загрязнений

Промойте:

59 - фильтр грубой очистки топлива - До удаления загрязнений

60 - сливные фильтры гидронавесной системы (тракторы с малогабаритной кабиной) и гидроусилителя руля - До удаления загрязнений

61 - сапун и сетку маслозаливной горловины дизеля - До удаления загрязнений

62 - крышку и фильтры топливного бака - До удаления загрязнений

64 - Снимите топливный насос и направьте в специализированную мастерскую для проверки и регулировки. При установке насоса на дизель проверьте и отрегулируйте угол опережения подачи топлива (через 2000 мтч) - Угол опережения подачи топлива относительно ВМТ поршня по мениску моментоскопа 19...21°

65 - Проверьте и отрегулируйте форсунки на давление впрыска и качество распыла топлива (через 2000 мтч) - Давление впрыска 220+8 кгс/см?(21,6+0,8 МПа). Качество распыла — без сплошных струй и сгущений. Подтекание распылителей не допускается.

66 - Снимите стартер и направьте в специализированную мастерскую (через 3000 мтч)

Сезонное техническое обслуживание (ТО-ВЛ и ТО-03) МТЗ-82

Замените летние сорта масла на зимние (см. таблицу смазки):

- в картере дизеля;
- в корпусе гидроагрегатов;
- в корпусе гидроусилителя руля;
- в корпусе трансмиссии;
- в корпусе ПВМ;
- в корпусах колесных редукторов ПВМ;
- в промежуточной опоре;
- в бортовых редукторах Беларус 82Р.

Вверните до упора винт посезонной регулировки напряжения на генераторе(положение "3"—зима).

Замените смазку в ступицах передних колес тракторов Беларус 82.

Отрегулируйте зазор в подшипниках колес.

Заправьте систему охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низкой температуре, предварительно промыв систему охлаждения.

Прочистите калиброванное отверстие болта штуцера элекрофакельного подогревателя.

Снимите карданные валы и проверьте плотность посадки фланцев в осевом направлении на валах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ведущей шестерни главной передачи (тракторов с ПВМ). Осевые люфты устраните подтяжкой гаек.

Заправочные емкости трактора МТЗ-82, л

Система смазки дизеля (с учетом масляного радиатора) - 13,3

Система охлаждения дизеля (с радиатором) - 17

Корпус трансмиссии - 40

Корпус ПВМ с коническими редукторами (Беларус 82.1) - 1,6

Корпус ПВМ с планетарно цилиндрическими редукторами (Беларус 82.2) - 3,7

Корпус редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) - 1,8

Корпус верхней конической пары редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) - 0,3

Корпус планетарно-цилиндрического редуктора (каждый) - 2,0

Масляный бак гидросистемы и ГОРУ - 21,5

Топливные баки (2 шт.) - 130

Корпус промежуточной опоры карданного привода ПВМ - 0,15

Корпус ГУР - 6,0

Корпус бортовой передачи Беларус 82 Р (каждый) - 3,7


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов