_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Детали двигателя МТЗ
____________________________________________________________________________________________
Кривошипно-шатунный механизм дизеля МТЗ
Кривошипно-шатунный механизм двигателей Д-240, 243, 245 имеет следующие
детали: шкив коленчатого вала; шестерня привода масляного насоса;
шестерня привода распределения; коленчатый вал; коренные вкладыши;
противовес; шатун; втулка шатуна; поршневые кольца; поршень; палец;
стопорное кольцо; полукольца; маховик; шатунные вкладыши.
Основными деталями КШМ являются: коленчатый вал, поршни с поршневыми
кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники, маховик.
Коленчатый вал может изготавливаться и устанавливаться на двигатель двух
производственных размеров (номиналов). Коленвал, шатунные или коренные
шейки которого изготовлены по размеру второго номинала, имеет на первой
щеке дополнительную маркировку.
Основные параметры деталей КШМ двигателей
Д-245, 243, 240
Обозначение / Материал / Масса, кг / Твердость рабочих поверхностей
Вал коленчатый 240-1005020-Б2 / Сталь 40ХГНМ / 31,34 / 56...63 НRCэ
(шейки)
Маховик 245-1005120 / СЧ 20 / 34,1 / 170...241 НВ
Шатун 240-1004100-А / Сталь 40ХГНМ / 3,3 (в сборе) / 241...306 НВ
Болт шатунный А20.07.002 (50-1004182-А1) / Сталь 40ХН / 0,121 / 32...39
НRC
Шкив (коленчатого вала) 240-1005131-М / СЧ 20 / 3,0 / 170...229 НВ
Поршень (двигатель Д-240) 240-1004021-Г / АК12М2МгН (АЛ 25) /
1,595…1,605 / 90 НВmin
Поршень (двигатель Д-243) 260-1004021-Е / АК12М2МгН (АЛ 25) /
1,725…1,735 / 90 НВmin
Поршень (двигатель Д-245) 260-1004021-В / АК12М2МгН (АЛ 25) /
1,705…1,715 / 90 НВmin
Поршень (модель S2) 260-1004021-Ж / АК12М2МгН (АЛ 25) / 1,695…1,705 / 90
НВmin
Палец поршневой 50-1004042-А1 / Сталь 12ХН3А / 0,570 / 57...64 НRCэ
Кольцо компрессионное (дизель Д-245) 260-1004062 / Чугун высокопрочный /
0,025 / 100...112 НВ
Кольцо маслосъемное (двигатель Д-245) 260-1004080 / Чугун легиров. серый
/ 0,023 / 96…106 НВ
Кольцо компрессионное (дизель Д-243) 240-1004062 / Чугун высокопрочный /
0,033 / 100...112 НВ
Кольцо маслосъемное (дизель Д-240) 240-1004080 / Чугун легиров. серый /
0,029 / 98...106 НВ
Втулка (верхней головки) шатуна 240-1004115-А / Сталь - бронза / 0,085 /
60/72 НВ
Крышка шатуна 240-1004125-А / Сталь 40ХГНМ / 0,730 / 223…290 НВ
Гайка шатунного болта А20.03.001 (50-1004188) / Сталь 40Х / 0,021 /
27...34 НRCэ
Вкладыш шатунного подшипника А23.01-7403 / сталь-сплав АО6-I / 0,090 /
0,082
Вкладыш коренной А23.01-8116, 8117, 8118, 8119 / сталь-сплавАО6-I /
0,043…0,085
Полукольца А23.01-10401, 10403 / сталь-сплав АО6-I / 0,017
Определение стуков в дизельном двигателе Д-243, 240, 245
Наиболее простой и доступный способ диагностирования состояния КШМ
тракторов МТЗ заключается в определении стуков в дизеле с помощью
стетоскопа. Работы проводятся на прогретом моторе при температуре
охлаждающей жидкости 75...80 С.
Усиление звука в стетоскопе происходит при колебании мембраны или
специально встроенным транзисторным усилителем, который имеется в
стетоскопе "Экранас".
При проверке подшипников коленчатого вала стержень прислоняется к
боковой стенке блока цилиндров в месте расположения коренных подшипников
или на уровне шатунных подшипников при положении поршня в ВМТ. Стуки
прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении частоты
вращения коленвала.
Стук коренных подшипников коленвала Д-240, 243, 245 сильный, звук
глухой, низкого тона, прослушивается при быстром изменении частоты
вращения
коленчатого вала на холостом ходу, что достигается резким увеличением
или уменьшением подачи топлива, а также под нагрузкой.
Стук появляется при зазоре, превышающем 0,2 мм. При больших зазорах в
подшипниках стук слышен даже при постоянной частоте вращения
коленчатого вала. При отключении одной форсунки характер стуков почти не
изменяется.
Стук шатунных подшипников коленчатого вала сильный, звук более резкий,
чем у коренных подшипников, прослушивается при резком изменении частоты
вращения коленчатого вала или под нагрузкой.
При отключенной форсунке в цилиндре, в нижней головке шатуна которого
имеет место повышенный зазор, стук уменьшается или вообще пропадает.
Таким образом можно определить увеличенный зазор в конкретном шатунном
подшипнике.
Стуки в сопряжении поршневой палец - шатун (появляются при зазоре 0,1
мм) имеют звонкие металлические звуки, которые слышны при резком
изменении частоты вращения коленчатого вала. При отключении форсунки
стуки в этом цилиндре исчезают.
Похожие стуки могут возникать также при малом угле опережения впрыска
топлива. При установке нормального угла эти стуки исчезают.
Этого не происходит при увеличенном зазоре поршневого пальца в верхней
головке шатуна или в бобышках поршня. Эти стуки также исчезают при
снижении нагрузки на дизель.
Стук поршней о цилиндр, появляющийся при зазоре 0,3...0,4 мм, имеет
глухой, щелкающий звук, который прослушивается на непрогретом моторе при
резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала и при малой частоте
вращения.
Гильзы по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы:
большая (Б), средняя (С) и малая (М). Маркировка группы наносится на
заходном конусе в нижней части гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы
одной размерной группы.
Постели под вкладыши коренных подшипников расточены совместно в сборе с
крышками коренных подшипников, поэтому менять крышки местами
нельзя.
Отклонение от плоскостности верхней поверхности блока цилиндров
двигателей МТЗ не должно превышать 0,15 мм (для нового блока - 0,05 мм).
Диаметр отверстий в блоке цилиндров под вкладыши коренных подшипников
при затяжке болтов крепления крышек с моментом 190...210 Нм должен быть
81+0,022 мм.
При износе поверхностей коренных опор до диаметра более 81,03 мм
рекомендуется восстановление под увеличенный по наружному диаметру
размер
вкладыша. Переворачивание и перестановка крышек коренных подшипников не
допускаются.
Шероховатость поверхностей отверстий под вкладыши коренных подшипников
должна быть Rа 0,63 мкм.
Разность значений глубины расточек под бурт гильзы цилиндров не должна
превышать 0,04 мм.
Отверстия масляных каналов должны быть очищены от грязи.
Полость блока цилиндров Д-245, 243, 240, омываемая охлаждающей
жидкостью, и масляные каналы должны быть проверены на герметичность по
ГОСТ
7929-80 водой под давлением не менее 0,4 МПа в течение 1 мин.
Покрытие необработанных поверхностей производить грунтовкой ГФ-0119 или
ГФ-021 ГОСТ 25129-82 либо ПФ-020ГОСТ 18186-79.
Внутренние необработанные поверхности блока цилиндров, омываемые
охлаждающей жидкостью, допускается не грунтовать.
При запрессовке передней, средних и задней втулок распределительного
вала масляные отверстия во втулке и блоке должны совпадать.
Задняя втулка распредвала должна быть запрессована в блок на глубину 7
мм относительно задней плоскости, а передняя заподлицо с передней
плоскостью блока. Запрессовку втулок надо производить с помощью
комплекта специальных оправок.
Отклонение от плоскостности привалочной поверхности масляного картера не
должно превышать 0,25 мм.
При испытании масляного картера жидкостью под давлением не менее 0,1 МПа
течь или появление капель по всей поверхности не допускается.
Отклонение от плоскостности поверхностей передней опоры двигателя не
должно превышать 0,1 мм.
Отклонение от параллельности поверхностей не должно превышать 0,20 мм на
длине 100 мм.
Поверхности должны лежать в одной плоскости; допускаемое отклонение 0,1
мм.
Расклепанная часть ограничителя не должна выступать над плоскостью плиты
амортизатора более чем на 0,5 мм.
Резина амортизатора не должна иметь трещин и надрывов.
При сжатии амортизатора с усилием 2 кН деформация его по высоте должна
быть 2,5±0,5 мм.
Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные группы
(Б, С, М). Маркировка группы наносится на днище поршня. При установке на
дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной группы.
Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыши производится в
сборе с крышкой. Поэтому замена крышек шатуна не допускается. Шатун и
крышка имеют одинаковые номера, нанесенные на их поверхностях.
Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней
головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности
верхней головки шатуна. На моторе должны быть установлены шатуны одной
группы.
На дизелях Д-243, 245, 240 используются вкладыши коренных и шатунных
подшипников двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого
вала. Для ремонта предусмотрены также четыре ремонтных размера
вкладышей.
Поршни одного комплекта должны быть одной размерной группы,
соответствующей размерной группе гильз цилиндров.
Разность массы поршней одного комплекта не должна превышать 10 г.
Разность масс шатунов в сборе с поршнями не должна превышать 30 г.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия втулки
верхней головки шатуна 0,003 мм. При запрессовке втулки должно быть
обеспечено ее симметричное расположение относительно средней плоскости
шатуна.
После растачивания поверхность отверстия втулки верхней головки не
должна иметь рисок и задиров, шероховатость обработанной поверхности
должна
быть Rа 0.63 мкм. На рабочей поверхности втулки допускается одна
спиральная или радиальная риска шириной не более 0,1 мм.
На поверхности шатунного болта трещины и риски не допускаются. Резьба
болта должна быть чистой, без задиров, забоин и заусенцев.
На поверхности поршневого пальца не должно быть рисок, забоин и трещин.
Разность массы пальцев, устанавливаемых на один двигатель, не должна
превышать 6 г.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов