_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сцепление и КПП трактора МТЗ-320
____________________________________________________________________________________________
Муфта сцепления
На минитракторе МТЗ-320 Беларус установлена сухая однодисковая
фрикционная муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Она крепится на маховике 1 двигателя шестью болтами 3 на трех
установочных штифтах 2.
Крутящий момент от маховика двигателя и нажимного диска 12, соединенного
с опорным диском 9 упругими пластинами 14, передается через ведомый диск
5 на первичный вал КПП. Между нажимным и опорным дисками установлены
девять пар нажимных пружин 13.
Выключение сцепления трактора производится при помощи 3-х отжимных
рычагов 6, соединенных пальцами с нажимным диском и опирающихся через
вилки 7 и регулировочные гайки 8 на опорный диск.
Зазор А=2±0,125 мм между поверхностью опорного диска 9 и опорой 10
регулируется гайками 8 с использованием оправки 17.
Стопорение гаек 8 от отворачивания обеспечивается стопорными пластинами
15, которые крепятся к опорному диску 9 болтами 16.
Рис. 10. Муфта сцепления МТЗ-320 Беларус
1 – маховик двигателя; 2 – установочный штифт; 3 – болт; 4 – палец; 5 –
ведомый диск; 6 – отжимной рычаг; 7 – вилка; 8 – гайка регулировочная; 9
–
опорный диск; 10 – опора; 11 – отводка; 12 – нажимной диск; 13 –
нажимные пружины; 14 – пластины; 15 – стопорная пластина; 16 – болт; 17
– оправка.
Управление сцеплением трактора производится педалью 5 сцепления (рис.
11) через систему рычагов и отводку 11 (рис. 10) с выжимным подшипником.
При нажатии на педаль управления сцеплением отжимные рычаги 6 отводят
нажимной диск 12 назад, освобождая ведомый диск 5, сцепление
выключается.
Включение сцепления при отпускании педали управления осуществляется
нажимными пружинами 13 при отпускании педали сцепления 5.
Рис. 11. Управление сцеплением минитрактора МТЗ-320.4 Беларус
1 - рычаг; 2 - вилка; 3 - контргайка; 4 - тяга; 5 - педаль сцепления; 6
- ограничитель хода педали.
Проверка свободного хода педали сцепления
Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 30-40 мм.
Увеличенный свободный ход может привести к неполному выключению
сцепления (затруднительному, со скрежетом, переключению передач), а
недостаточный свободный ход - к пробуксовыванию сцепления, что в обоих
случаях ведет к преждевременному износу дисков сцепления.
Для регулировки свободного хода:
- отсоедините тягу сцепления 1 от рычага 2, вынув палец 3;
- поверните рычаг 2 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника
в отжимные рычаги и, вращая вилку 4 тяги 1, совместите отверстия рычага
2
и вилки 4;
- заверните вилку 4 на 4-5 оборотов и соедините с рычагом 2 при помощи
пальца 3;
- затяните контргайку 5 и зашплинтуйте палец 3.
Неисправности сцепления минитрактора МТЗ-320 Беларус
Муфта сцепления не передает полный крутящий момент
Нет свободного хода педали - Отрегулируйте свободный ход педали.
Изношены накладки ведомого диска - Замените ведомый диск в сборе.
Муфта сцепления выключается не полностью ("ведет")
Увеличен свободный ход педали - Отрегулируйте свободный ход педали.
Коробка передач МТЗ-320 Беларус
Коробка передач минитрактора (рис. 12) механическая, ступенчатая,
диапазонная (2 диапазона переднего хода и 1 диапазон заднего хода), с
переключением передач и диапазонов с помощью зубчатых муфт.
КПП трактора МТЗ-320.4 Беларус обеспечивает получение 16 передач вперед
и 8 назад (с использованием редуктора), привод переднего моста, а также
синхронного и зависимого заднего ВОМ и насоса гидронавесной системы.
Коробка передач состоит из двух корпусов 34, 46, обозначенных одним
порядковым номером, первичного вала 1, первого и второго промежуточных
валов
14 и 21, вала 25 привода ВОМ, выходного вала 33, а также шестерен,
зубчатых муфт переключения и механизма управления коробкой передач.
Рис. 12. Коробка передач минитрактора
1 – первичный вал; 2 – подшипник; 3 – роликоподшипник; 4 – ведущая
шестерня 4-ой передачи; 5 – втулка; 6 – муфта; 7 – ведущая шестерня 3-ей
передачи; 8 – роликоподшипник; 9 – зубчатый венец 2-ой передачи; 10 –
зубчатый венец 1-ой передачи; 11 – подшипник; 12 – ведомая шестерня 2-ой
передачи; 13 – муфта; 14 – первый промежуточный вал; 15 – ведомая
шестерня 1-ой передачи; 16 – втулка; 17 – шестерня привода ВОМ; 18 –
подшипник;
19 – муфта; 20 – шестерня; 21 – второй промежуточный вал; 22 – зубчатый
венец понижающего редуктора; 23 – подшипник; 24 – шестерня привода ВОМ;
25 – вал привода ВОМ; 26 – подшипник; 27 – роликоподшипник; 28 – ведомая
шестерня понижающей ступени редуктора; 29 – муфта; 30 – ведомая
шестерня повышающей ступени редуктора; 31 – шестерня синхронного привода
ВОМ; 32 – подшипник; 33 – выходной вал; 34 – корпус КП; 35 – подшипник;
36 – ведомая шестерня II диапазона; 37 – ведомая шестерня I диапазона;
38 – муфта; 39 – втулка; 40 – ведомая шестерня заднего хода; 41 –
подшипник; 42
– шестерня; 43 – ведомая шестерня 4-ой передачи; 44 – шестерня заднего
хода; 45 – подшипник; 46 – передний корпус КП; 47 – передний торец
выходного
вала
Первичный вал 1 установлен в корпусах коробки передач на подшипниках 2,
11 и выполнен как одно целое с зубчатыми венцами 10 и 9 1-ой и 2-ой
передач.
На нем на подшипниках установлены шестерни 3-ей и 4-ой передач и на
втулке 5 муфта 6 включения 3-ей и 4-ой передач.
Первый промежуточный вал КПП МТЗ-320.4 Беларус установлен на двух
подшипниках 18 и 45, на нем на шпонках установлены двухвенцовые шестерни
42, 43, а на игольчатых подшипниках установлены ведомая шестерня 2-ой
(12) и 1-ой (15) передач, между которыми установлена зубчатая муфта 13.
На валу 14 установлена шестерня 17, соединенная посредствам втулки 16 с
шестерней 15 привода ВОМ.
Второй промежуточный вал 21 выполнен с ведущей шестерней 22 понижающей
ступени редуктора и установлен на подшипниках 23 и 41.
На валу 21 подшипниках установлены шестерня 40 заднего хода и ведомая
шестерня 37 1-го диапазона, а также ведомая шестерня 36 II-го диапазона
и
зубчатые муфты 19 и 38.
Передний конец вала 25 привода ВОМ установлен на подшипнике в расточке
второго промежуточного вала, задний - в корпусе 34 на подшипнике 26.
На шлицах вала 25 установлена подвижная шестерня 24 привода ВОМ. Через
выходные шлицы вала 25 осуществляется привод заднего ВОМ, а привод
переднего ВОМ осуществляется через внутренние шлицы.
Выходной вал 33 установлен на подшипниках 32 и 35, на нем на подшипниках
установлены ведомые шестерни 28 и 30 редуктора, муфта 29, а также
шестерня 31 привода синхронного ВОМ, соединенная с валом шпонкой.
Через шлицы вала 33 и 47 осуществляется привод на передний и задний
мосты трактора.
Управление коробкой передач трактора МТЗ-320 Беларус
Переключение передач осуществляется рычагом 10 (рис. 13), который,
воздействуя на поводки 7, 8 с закрепленными на них вилками 6, 9,
перемещает
муфты 6, 13 (рис. 12), связанные с валами 1, 14, осуществляя включение
соответствующих передач.
Переключение диапазонов и включение заднего хода осуществляется рычагом
5 (рис. 13), с помощью которого перемещаются поводки 2, 4 с
закрепленными на них вилками для переключения муфт 19 и 38 (рис. 12).
Включение I диапазона и заднего хода осуществляется муфтой 38: при
перемещении ее назад (вправо на рис. 12) включается I диапазон, при
перемещении
вперед (влево) – задний ход.
Рис. 13. Управление КПП минитрактора МТЗ-320 Беларус
1 – вилка; 2, 4, 7, 8, 14 – поводки; 3 – шарик блокировочный; 5 – рычаг
включения диапазонов; 6, 16 – вилки; 9 – вилка; 10 – рычаг включения
передач; 11 –
рычаг включения гидронасоса; 12 – свертный штифт; 13 – рычаг включения
ВОМ; 15 – шарик
II диапазон включается при установке муфты 19 в правое положение.
Переключение режимов привода ВОМ (зависимый или синхронный)
осуществляется
рычагом 13 (рис. 13) с помощью которого шестерня 24 (рис. 12) с
имеющимся на нем фиксаторами устанавливается в одном из трех положений:
переднее
(левое) в зацеплении с шестерней 17 – включен зависимый ВОМ, заднее
(правое) в зацеплении с шестерней 31 – включен синхронный ВОМ, среднее –
нейтральное.
Переключение редуктора осуществляется поводком 14 (рис. 13) с
закрепленной на нем вилкой 16, которая, перемещая муфту 29 (рис. 12),
включает
повышающую (левое положение муфты) или понижающую ступень редуктора.
Включение привода насоса гидронавесной системы производится рычагом 11
(рис. 13). Положение шестерен и зубчатых муфт в нейтральном и
включенном положениях фиксируется подпружиненными шариками 15.
Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт 6, 13 (рис.
12) и 19, 38 установлены шарики 3 (рис. 13).
Проверка уровня масла в корпусе коробки передач
- Отверните пробку контрольно-заливного отверстия. Уровень масла должен
доходить до контрольного отверстия.
- Если уровень масла не доходит до контрольного отверстия, долейте
масло. Заверните пробку.
Замена масла в корпусе КПП
- Выверните пробку и слейте масло из корпуса коробки передач.
- Заверните пробку и залейте свежее сезонное масло до уровня
контрольно-заливного отверстия.
Полная инструкция по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-320
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов