_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ГРМ трактора МТЗ
____________________________________________________________________________________________
Основные параметры распределительного механизма двигателей Д-245, 243,
240 приведены ниже.
Рабочие поверхности опорных шеек и кулачков распределительного вала
должны быть чистыми, без забоин и рисок.
Высота кулачков распредвала должна быть равна 41,32±0,05 мм для
безнаддувных дизельных двигателей и 41,52±0,05 мм для моторов с
турбонаддувом.
Поверхности кулачков должны быть обработаны на конус. Большее основание
конуса должно быть со стороны шестерни распределительного вала.
Параметры деталей ГРМ Д-240, 245, 243
Обозначение / Материал / Масса, кг / Твердость рабочих поверхностей
Вал распределительный 245-1006015-Б / Сталь 45 / 4,622 / 55...63 НRCэ
Штанга 240-1007310-Б / Сталь 45 / 0,194 / 45...57 НRCэ
Толкатель клапана 240-1007375-А1 (или А) / Сталь 20Х / 0,123 / 56...63
НRCэ
Фланец шестерни привода топливного насоса шлицевой 245-1006327 / Сталь
45 / 0,244 / 40...48 НRCэ
Шестерня привода топливного насоса 245-1006311 / Сталь 25ХГТ / 1,23 /
57...64 НRCэ
Болт 240-1006325 / Сталь 45 / 0,050 / 55...63 НRCэ
Шестерня распределительного вала 240-1006214-А / Сталь 25ХГТ / 0,722 /
57...64 НRCэ
Шестерня промежуточная 240-1006240-А / Сталь 25ХГТ / 1,752 / 57...64
НRCэ
Втулка промежуточной шестерни 50-1006246-Б / Бр.05Ц5С5 / 0,130 / не
менее 60 НВ
Винт специальный 50-1006247 / Сталь 40Х / 0,018 / 32...40 НRCэ
Палец промежуточной шестерни 50-1006253-В / Сталь 45 / 0,570 / 55...65
НRCэ
Диаметры шеек распределительного вала двигателей тракторов МТЗ должны
быть не менее 49,88 мм (для нового вала - 50-0,050-0,089 мм).
Некруглость и допуск профиля продольного сечения каждой шейки
распределительного вала 0,01 мм.
Масляные каналы распредвала Д-245, 243, 240 должны быть чистыми, без
следов смолистых отложений. Каналы должны быть тщательно промыты и
продуты сжатым воздухом.
Шестерня должна быть напрессована на распределительный вал до упора.
Болт крепления шестерни к распределительному валу должен быть затянут
моментом 110...160 Нм.
Зазор между торцом шейки собранного распредвала и упорным фланцем
(осевой люфт вала) допускается в пределах 0,3...1,04 мм.
Втулка должна быть запрессована в промежуточную шестерню заподлицо с
торцами. Поверхности торцов шестерни и втулки должны быть чистыми, без
вмятин. Шероховатость обработанных поверхностей Rа 2,5 мкм.
Внутренняя поверхность втулки промежуточной шестерни должна быть чистой,
без рисок и задиров. Шероховатость обработанной поверхности Rа 2,5
мкм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения внутренней поверхности
втулки промежуточной шестерни 0,008 мм.
Шлицевой фланец шестерни привода топливного насоса должен свободно, без
заеданий, заходить в шлицы втулки валика насоса.
Заменяемую втулку шестерни привода топливного насоса следует
запрессовывать со стороны короткой ступицы до упора втулки в торец
ступицы
шестерни.
При регулировке зазора между торцом регулировочного болта и поверхностью
планки регулировочный болт следует завернуть до упора в планку, затем
отвернуть на 1/3...1/2 оборота и законтрить гайкой.
У механизма газораспределения Д-243, 245, 240 проверяют только стуки в
клапанах. Стуки в клапанах ГРМ слышны при любой частоте вращения
коленчатого вала (особенно при малой) под колпаком крышки головки
цилиндров.
Сильный стук в прогретом моторе свидетельствует об увеличенных зазорах
между стержнем клапана и коромыслом. Стук сломанной клапанной пружины
слышен при любой частоте вращения коленчатого вала и не меняется по
звучанию.
Шум шестерен распределительного механизма прослушивается при малой
частоте вращения коленчатого вала в зоне крышки шестерен. Высокий
уровень шума свидетельствует об износе шестерен.
Определение суммарного зазора в верхней и нижней головках шатуна с
помощью компрессорно-вакуумной установки типа КИ 13907. Установка КИ
13907,
созданная ГОСНИТИ, используется для измерения зазоров в
кривошипно-шатунном механизме приборами КИ-11140 и КИ-13933М.
Установка КИ 13907 с прибором КИ-11140 позволяет измерять суммарный
зазор в верхней и нижней головках шатуна при неработающем моторе без
снятия поддона картера.
Принцип измерения зазоров в указанных сопряжениях основан на измерении
перемещения поршня индикаторным устройством при попеременном
создании в надпоршневом пространстве давления и вакуума.
При движении поршня вверх (к ВМТ) поршневой палец прижат к нижней части
верхней головки шатуна, а кривошип (шатунная шейка) - к верхней части
нижней головки шатуна.
При движении поршня вниз изменяются места касания указанных деталей на
противоположные, т.е. в обоих случаях индикатор будет измерять
суммарный зазор.
Перемещение поршня в цилиндре вверх происходит при вакууме в
надпоршневом пространстве, а вниз - под давлением воздуха, подаваемого
через
отверстие форсунки от компрессорно-вакуумной установки.
Компрессорно-вакуумная установка состоит из электродвигателя и двух
баллонов, в одном из которых создается вакуум, а в другом - давление.
На баллоне размещены масловлагоотделитель с предохранительным клапаном,
на вакуумном баллоне - регулятор давления с манометром, кран
управления с вакуумметром и воздушным фильтром, редукционный клапан и
электрический пускатель.
На корпусе вакуумного баллона может быть вентиль со штуцером для
подключения прибора КИ-4887-И.
Баллоны соединяются с цилиндрами проверяемого дизеля Д-245, 243, 240
гибким шлангом через кран управления. Компрессор приводится в действие
от
электродвигателя и создает давление или вакуум.
С помощью устройства КИ-11140 измеряется суммарный зазор в
кривошипно-шатунном механизме.
Оно имеет корпус с закрепленным на нем индикатором часового типа,
пневматический приемник, сменный фланец для крепления устройства к
головке
цилиндров вместо форсунки, уплотнитель, направляющую, шток, жестко
соединенный с ножкой индикатора, и стопорный винт, предназначенный для
фиксации направляющей в пневматическом приемнике.
Для диагностирования сопряжений шатуна в дизельном двигателе МТЗ с
помощью установки КИ-13907 и устройства КИ-11140 надо прогреть дизель и
после его останова демонтировать все форсунки.
Затем установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ и
зафиксировать его так, чтобы при поступлении сжатого воздуха в цилиндр
коленчатый
вал не проворачивался. Коленчатый вал можно зафиксировать включением
передачи в коробке передач.
Установить в отверстие форсунки устройство КИ-11140 с индикатором,
предварительно ослабив стопорный винт и приподняв направляющую с
индикатором и штоком вверх. Затем опустить направляющую до упора штока в
днище поршня (с натягом) и зафиксировать ее стопорным винтом.
Присоединить распределительный шланг компрессорно-вакуумной установки
КИ-13907 к штуцеру пневматического приемника.
Включить компрессорно-вакуумную установку и установить давление и вакуум
в ее баллонах соответственно 0,06...0,10 МПа и 0,06...0,07 МПа.
Соединить вакуумный баллон с надпоршневым пространством и зафиксировать
показание индикатора. Суммарный допустимый зазор головок шатунов не
должен превышать 0,25...0,30 мм. Если суммарный зазор хотя бы у одного
шатуна превышает допустимое значение, необходимо выполнить ремонт
дизеля.
Определение технического состояния сопряжений кривошипно-шатунного
механизма с помощью устройства типа КИ-13933М. Устройство состоит из
направляющей, механизма подачи струны, индикатора, наконечника и струны.
Работа устройства основана на оценке состояния сопряжений
кривошипно-шатунного механизма по разнице высот ВМТ при пусковой и
максимальной
частотах вращения коленчатого вала.
Устройство КИ-13933М устанавливается в проверяемом цилиндре на место
форсунки.
При пусковой частоте вращения коленчатого вала с помощью механизма
подачи струны плавно опускают струну до соприкосновения с поршнем и
устанавливают нулевое положение индикатора, затем отводят струну вверх.
Установив максимальную частоту вращения вала дизельного двигателя,
опускают струну до соприкосновения с поршнем и осуществляют отсчет.
Устройство КИ-13933М, кроме измерения суммарного зазора в шатунных
подшипниках мотора, позволяет проверять зазор между поршнем и гильзой
цилиндра.
Установка механизма газораспределения МТЗ
Прокладка щита распределения не должна иметь видимых повреждений.
Забоины и другие механические повреждения обработанных поверхностей щита
распределения не допускаются.
Втулки распределительного вала в блоке цилиндров и шейки
распределительного вала протереть чистой салфеткой.
Шейки распредвала Д-240, 243, 245 смазать моторным маслом.
Продольный люфт распределительного вала должен быть в пределах
0,3...1,04 мм; при этом вал должен вращаться свободно, без заеданий.
Перед установкой толкатели протереть и смазать моторным маслом.
Толкатели должны свободно перемещаться в отверстиях блока от усилия
руки.
Палец промежуточной шестерни протереть салфеткой и смазать моторным
маслом.
При установке шестерен привода механизма газораспределения и топливного
насоса соответствующие метки на зубчатых венцах зубчатых колес
должны совпадать.
После установки промежуточной шестерни боковой зазор между зубьями
шестерен распределения должен быть в пределах 0,1...0,3 мм.
Торцовый зазор между ступицей промежуточной шестерни и упорной шайбой
должен быть в пределах 0,10...0,78 мм.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов