_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рулевое управление МТЗ-1221
____________________________________________________________________________________________
ГОРУ МТЗ-1221 Беларус предназначено для управления поворотом
направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте
трактора.
ГОРУ состоит из насоса-дозатора (6) (рис. 47) двух гидравлических
цилиндров (9, 13), осуществляющих поворот, насоса питания (16) с
приводом от
двигателя и гидравлической арматуры.
Масляной емкостью является автономный масляный бак гидрообъемного
рулевого управления (2).
Рис. 47. Схема гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221
1 – шланг всасывающего маслопровода; 2 – масляный бак; 3 – шланг; 4 –
колонка рулевая; 5 – кронштейн колонки; 6 – насос-дозатор; 7 – рукав
высокого
давления; 8 – маслопровод; 9, 13 - гидроцилиндры поворота; 10 –
переходник; 11 – рукав высокого давления; 12 – тройник; 14 – передний
ведущий мост; 15
– кронштейн; 16 – насос питания; 17 – маслопровод всасывающий; 18 –
маслопроводы.
Устройство и работа ГОРУ
Насос-дозатор героторного типа (6) установлен на кронштейне рулевой
колонки (5), гидроцилиндры поворота (9, 13) — на переднем ведущем мосту
(14)
спереди трактора, насос питания (16) — на двигателе.
Насос-дозатор соединен маслопроводами (8, 17, 18) и шлангами (1, 7, 11)
с гидроцилиндрами поворота, насосом питания и масляным баком (16).
При прямолинейном движении полости цилиндров заперты поясками золотника
насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу-дозатору,
возвращается в масляный бак ГОРУ.
При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается
относительно гильзы (5), обеспечивая подачу масла в гидроцилиндры
поворота в
количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
Насос-дозатор
Насос-дозатор (рис. 48) включает в себя качающий узел (I),
распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана
(7),
предохранительный клапан (6) и два противовакуумных клапана (8).
Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора
(1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через
приводной
вал (4).
Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3),
соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.
Предохранительный клапан (6) ограничивает максимальное давление в
нагнетательной магистрали в пределах 14-15 МПа (140-150 кгс/см2).
Рис. 48. Насос-дозатор МТЗ-1221 Беларус в разобранном виде
1 — статор; 2 — ротор; 3 — золотник; 4 — приводной вал; 5 — гильза; 6 —
клапан предохранительный; 7 — клапан противоударный (2 шт.); 8 — клапан
противовакуумный (2 шт.); 9 — клапан обратный; 10 — корпус; I — качающий
узел; II — распределитель.
Противоударные клапаны (7) ограничивают давление в магистралях цилиндров
при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов —
20-21 МПа (200-210 кгс/см2).
Противовакуумные клапаны (8) позволяют обеспечить необходимую подачу
рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании
противоударных клапанов.
Гидроцилиндры рулевого управления
Два поршневых гидроцилиндра (9, 13) (рис. 47) обеспечивают поворот
направляющих колес трактора МТЗ-1221 Беларус и установлены спереди ПВМ
(14).
Штоки гидроцилиндров через конические пальцы соединены с корпусами
редукторов передних колес, а корпуса гидроцилиндров соединены с
кронштейнами (15) на корпусе ПВМ, имеющими ряд отверстий для
перестановки корпуса гидроцилиндра при изменении колеи передних колес.
В проушинах корпуса цилиндров и в головках штоков установлены
сферические шарниры, требующие периодической смазки через
предусмотренные
пресс-масленки.
ГОРУ реверсивного трактора МТЗ-1221.В-2 Беларус
Гидрообъемное рулевое управление реверсивного трактора является
модификацией ГОРУ трактора МТЗ-1221 и включает в себя все его составные
части:
- Два гидроцилиндра руля, установленные на ПВМ трактора;
- Насос-дозатор, установленный в рулевой колонке;
- Насос питания (14…16 см3/об), установленный на двигателе.
Кроме того, для управления поворотом на «реверсе» на задней стенке
кабины установлена дополнительная рулевая колонка с насосом-дозатором.
Предусмотрен также и кран переключения «передний ход – реверс»,
установленный на отражающем экране воздухоочистителя слева по ходу
трактора. К
крану присоединены маслопроводы от насоса питания и нагнетательные
маслопроводы от насосов-дозаторов переднего хода и реверса.
Схема ГОРУ выполнена таким образом, что при переходе от работы на
переднем ходу к работе на «реверсе» и наоборот, необходимо переключить
рычаг
крана «передний ход – реверс» в требуемое положение.
Для перестановки рулевого колеса нужно отвинтить маховичек механизма
фиксации рулевого колеса, переставить рулевое колесо в рулевую колонку
(переднего хода или реверса) и зафиксировать его на удобной для работы
высоте.
Рекомендации по пользованию - До запуска двигателя необходимо убедиться
в установке рычага крана реверса в положение, соответствующее
выбраному направлению движения трактора.
Переключение крана реверса должно производится только при неработающем
двигателе во избежании поломки насоса питания или разрыва
нагнетательного маслопровода рулевого управления.
Уровень масла в баке ГОРУ
Проверьте уровень масла в баке гидрообъемного рулевого управления
МТЗ-1221 Беларус, выполнив следующие операции:
- Снимите пробку заливной горловины;
- Извлеките из заливной горловины сетчатый фильтр;
- Проверьте уровень масла по сетчатому фильтру, который должен быть
между донышком фильтра (нижний предел) и серединой фильтра (верхний
предел).
- Если необходимо, долейте масло до середины фильтра.
Проверка люфта в шарнирах рулевой тяги
При работающем двигателе поверните рулевое колесо в обе стороны для
проверки свободного хода и люфтов в шарнирах рулевой тяги.
При наличии люфтов в шарнирах рулевой тяги МТЗ-1221 Беларус выполните
следующие операции:
- Снимите контровочную проволоку.
- Заверните резьбовую пробку так, чтобы устранить зазор в шарнирном
соединении.
- Законтрите пробку проволокой.
Если подтяжкой резьбовых пробок люфт в шарнирах не устраняется,
разберите шарнир и замените изношенные детали.
Смазка шарниров гидроцилиндра рулевого управления
С помощью шприца смажьте шарниры через масленки (4 точки смазки) смазкой
«Литол-24» или заменителями (Бэхем LCP-GM).
Замена масляного фильтра бака ГОРУ
Замените масляный фильтр гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221.2
Беларус, выполнив следующие операции:
- Отвинтите четыре болта (М6х16) и снимите фильтр в сборе;
- Отвинтите два болта (М6х25) и отсоедините крышку фильтра от стакана;
- Снимите фильтрующий элемент, пружину, предохранительный клапан в сборе
и уплотнительные кольца;
- Промойте стакан в моющей жидкости;
- Установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр, выполнив
операции в последовательности обратной разборке;
- Установите фильтр в сборе в бак ГОРУ, убедившись в правильной
установке уплотнения и уплотнения между стаканом и баком. Затяните
болты.
Регулировка сходимости передних колес
После установки требуемой ширины колеи передних колес проверьте и, если
необходимо, отрегулируйте сходимость посредством изменения длины
рулевой тяги (2).
Установите требуемое давление в шинах.
На ровной площадке проедьте на тракторе прямолинейно несколько метров,
остановите трактор и включите стояночный тормоза.
Замерьте расстояние «В» сзади трактора МТЗ-1221.2 Беларус между двумя
противоположными точками на закраине обода на высоте горизонтальных
осей колес.
Выключите стояночный тормоз, и переместите трактор вперед так, чтобы
колеса повернулись примерно на 180° и замерьте расстояние «А» спереди
ПВМ
между теми же точками замера, что и при измерении расстояния «В».
Сходимость установлена правильно, если размер «А» на (0-8) мм меньше
размера
«В».
Если величина сходимости выходит за указанные пределы, произведите
регулировку, выполнив следующие операции:
Ослабьте затяжку контргаек (1) и (3) трубы (2) рулевой тяги.
Вращая трубу в том или ином направлении, установите требуемую величину
сходимости.
Затяните контргайки (1) и (3) моментом 100-140 Нм.
Неисправности рулевого управления МТЗ-1221 Беларус
Повышенное усилие на рулевом колесе
Отсутствует или недостаточное давление в гидросистеме руля (Давление в
гидросистеме руля должно быть 140-155 кгс/см2 (в упоре)).
Недостаточный уровень масла в баке - Заполните бак маслом до требуемого
насос питания не развивает требуемого уровня и прокачайте гидросистему
для удаления воздуха.
Предохранительный клапан насоса-дозатора завис в открытом положении или
настроен на низкое давление - Промойте предохранительный клапан и
отрегулируйте на давление 140-155 кгс/см2 при работе двигателя на
номинальных оборотах.
Значительное трение или подклинивание в механических элементах рулевой
колонки - Проверьте и устраните причины, препятствующие свободному
перемещению в механических элементах рулевой колонки.
Подсос воздуха во всасывающей магистрали системы - Проверьте всасывающую
магистраль, устраните негерметичность. Прокачайте систему для
удаления воздуха.
Рулевое колесо вращается без поворота управляемых колес
Недостаточный уровень масла в маслобаке - Заполните бак до требуемого
уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Изношены уплотнения поршня гидроцилиндра - Замените уплотнения или
гидроцилиндр.
Рулевое колесо не возвращается в «нейтраль», «моторение» насоса-дозатора
Повышенное трение или подклинивание в механических элементах рулевой
колонки - Устраните причины трения и подклинивания.
Шлицевой хвостовик рулевой колонки и насос-дозатор установлены несоосно
(распор карданного вала) или с недостаточным зазором - Освободите
кардан. Для увеличения зазора установите дополнительные шайбы толщиной
не более 1,5 мм между насосом-дозатором и кронштейном рулевой колонки.
Увеличенный люфт рулевого колеса МТЗ-1221 Беларус
Не затянуты конусные пальцы гидроцилиндров или рулевой тяги - Затяните
гайки пальцев моментом 12-14 кг/см и зашплинтуйте.
Повышеный люфт шлицевого соединения «кардан рулевого вала —
насос-дозатор» - Замените нижнюю вилку кардана.
Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора вправо-влево
Не отрегулировано схождение колес - Отрегулируйте сходимость колес.
Неполный угол поворота направляющих колес
Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления -
Отрегулируйте давление в пределах 140-155 кгс/см2.
Неисправен насос питания - Отремонтируйте или замените насос.
Содержание инструкции по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-1221
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов