_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ходовая и рулевое управление колесных тракторов
____________________________________________________________________________________________
Ходовая и рулевое управление МТЗ-82
Остов трактора МТЗ-82 полурамной конструкции. Полурама состоит из
переднего бруса и двух лонжеронов. С помощью кронштейнов лонжероны
соединяются с корпусом муфты сцепления. На переднем брусе
устанавливается передняя опора двигателя, водяной и масляный радиаторы и
корпус гидроусилителя руля. В отверстия проушин бруса установлены втулки
оси качания переднего моста.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Передний мост служит опорой передней части трактора и обеспечивает
управление трактором. Передний мост неведущий состоит из литой балки,
телескопически соединенной с выдвижными трубами. Балка входит в проушины
бруса полурамы и соединена с ним шарнирно осью качания. К выдвижным
трубам приварены кронштейны. Поворотная цапфа состоит из вала,
запрессованного в отверстие полуоси колеса и приваренного к ней снизу.
Вал поворотной цапфы вращается в двух втулках - верхней и нижней,
размещенных в кронштейне. Передняя балка через кронштейн опирается на
пружину и упорный подшипник, который через опорную шайбу передает
нагрузку валу, поворотной цапфе и переднему колесу. Ступица переднего
направляющего колеса устанавливается на полуоси на двух конических
роликовых подшипниках.
Затяжка и регулировка подшипников производятся гайкой, навернутой на
резьбовой конец полуоси. С внешней стороны подшипники закрыты колпаком,
а с внутренней - самоподжимным каркасным сальником и защитным козырьком.
Выдвижные трубы имеют по шесть сквозных отверстий на расстоянии
50 мм друг от друга, за счет выдвижения трубы из балки регулируется
размер колеи передних колес.
Колеса трактора МТЗ-82. Направляющее колесо состоит из обода с диском и
пневматической шины. С помощью диска колесо крепится к ступице.
Ступица заднего ведущего колеса закрепляется на полуоси конечной
передачи с помощью шпонки и вкладыша с четырьмя болтами. Вкладыш
снабжен регулировочным винтом (червяком), который входит в зацепление с
зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк, можно
передвигать ступицы вместе с колесом вдоль оси и получать нужную для
работы колею. Для повышения сцепления задних ведущих колес с грунтом
на дисках колес крепят балансирные чугунные грузы.
Обслуживание ходовой части универсальных тракторов
Подшипники передних колес регулируют через каждые 960 ч работы, для
чего:
- снимают колпак, расшплинтовывают гайку;
- затягивают гайку до тугого прокручивания колеса и отвертывают, чтобы
прорезь и отверстие под шплинт совпали;
- если колесо проворачивается туго, отпускают гайку еще на одну прорезь
и шплинтуют гайку.
Аналогичным образом регулируют подшипники передних колес тракторов
Т-25А, Т-16, Т-40, ЮМЗ-6, МТЗ-50.
Проверка давления в шинах. Внутреннее давление в шинах передних колес
МТЗ-82 должно быть 1,4-1,7 кгс/см2, задних (12-38) 1, 0-1,4 кгс/см2, в
зависимости, от нагрузки на колеса и вида работы. У тракторов ЮМЗ-6 это
давление для передних колес 1,4-2,7 кгс/см2, задних 0,8-1,4 кгс/см2.
Трактор Т-25А и самоходное шасси Т-16М имеют давление в передних колесах
2,0-2,5 кгс/см2, а задних 1,2-1,5 кгс/см2.
Регулировка сходимости направляющих колес. Сходимость колес проверяют
через каждые 240 ч. Нормальное схождение колес должно быть у
тракторов МТЗ-82 - 4,8 мм, МТЗ-50 и ЮМЗ-6 - 8-12, Т-40 - 0-4, Т-25А и
Т-16М - 1-3 мм. Сходимость колес регулируют путем удлинения и
укорачивания
поперечных тяг рулевой трапеции переднего моста.
Регулировка колеи трактора
Колея трактора изменяется в зависимости от размеров междурядий
обрабатываемых пропашных культур. При работе на транспортных работах
трактор устанавливается на наибольшую колею. Колею передних колес
трактора МТЗ-82 регулируют в пределах 1200-1800 мм ступенчатым
перемещением (через каждые 50 мм) выдвижных труб относительно балки
переднего моста, а также за счет изменения положения диска колеса
относительно ступицы или перестановкой колес с одной стороны на другую.
Колея передних колес трактора МТЗ-82 регулируется бесступенчато-винтовым
механизмом, расположенным на рукавах переднего моста. Колея
задних ведущих колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 изменяется бесступенчато
в пределах 1350—2050 мм перемещением ступицы колес по
выступающим концам полуосей заднего моста с помощью червячного механизма
и за счет изменения взаимного расположения диска и ступицы и
перестановки колес с одного борта на другой при установке колеи более
1600 мм.
Аналогичную регулировку колеи имеют тракторы МТЗ-50, у которых колея
изменяется в пределах 1200-1800 мм. У трактора ЮМЗ-6 колея изменяется в
пределах 1260-1860 с интервалом 100 мм у направляющих колес и
бесступенчато — у задних. У тракторов Т-25А колея регулируется
ступенчато от
1100 до 1500 мм за счет поворота диска относительно обода и
перестановкой колес.
Регулировка дорожного просвета. У тракторов Т-25А и Т-40 дорожный
просвет регулируется у переднего моста поворотом коленчатых фланцев оси
переднего колеса и поворотом корпусов бортовых передач относительно
заднего моста, в результате чего изменяется не только дорожный просвет,
но
и база трактора.
Рулевое управление трактора состоит из трапеции рулевого привода и
рулевого механизма. Трапецию, как было рассмотрено выше, составляют
поворотные рычаги, сидящие на валах цапф, передняя балка и поперечные
тяги, соединяющие эти рычаги с сошкой. Привод рулевого механизма
передает вращение от рулевого колеса к рулевому механизму и включает в
себя рулевое колесо и валы, соединенные между собой карданными
шарнирами.
Конструкция рулевого привода предусматривает откидывание рулевого колеса
вперед по ходу трактора для обеспечения удобного входа и выхода из
кабины трактора. Рулевой механизм представляет собой пару червяк-сектор
и гидроусилитель, снижающий усилие на рулевом колесе до 3-5 кгс
независимо от условий работы.
Гидроусилитель рулевого управления включает масляный насос
шестеренчатого типа, распределитель золотникового типа, гидравлический
силовой
цилиндр и емкость для масла с фильтром. В корпусе усилителя смонтированы
червяк и двухвенцовый сектор, посаженный на шлицы поворотного
вала. На нижнем конце вала укреплена сошка. Сектор одновременно входит в
зацепление с червяком и рейкой штока, поршня силового цилиндра
гидроусилителя.
Червяк установлен в эксцентрической втулке на двух шариковых
подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке с
небольшим
зазором, что позволяет червяку вместе с закрепленным на его хвостовике
золотником распределителя перемещаться в осевом направлении и
занимать золотнику среднее нейтральное или одно из рабочих положений,
соответствующих повороту колес вправо или влево. С обеих сторон
золотника установлены упорные подшипники.
Подшипники прижимаются к золотнику гайкой. В сверлениях корпуса
распределителя установлены на равном расстоянии по окружности три пары
ползунов. Между ползунами поставлены пружины, прижимающие ползуны к
внутренним обоймам подшипников. При прямолинейном движении трактора
золотник находится в нейтральном положении и удерживается в этом
положении ползунами. Масло из насоса подается к центральному пояску
золотника.
Так как буртик пояска не перекрывает проточку в корпусе, то масло
огибает буртик, перетекая в крайние сливные выточки и далее по трубке
через
редукционный клапан и фильтр сливается в бак-корпус гидроусилителя (на
схеме условно он изображен в виде бака). Давление в силовом цилиндре
над поршнем в полости и под поршнем в полости одинаковое.
При повороте трактора, например, вправо вращение от рулевого колеса
через рулевой привод передается червяку. Если сопротивление повороту
направляющих колес велико, то червяк при вращении, вворачиваясь как винт
относительно зубчатого сектора, перемещается вместе с золотником
вперед (ход золотника 1,2 мм), преодолевая усилие сжатия пружины. При
этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в
переднюю сливную выточку.
Одновременно крайний бурт золотника закроет выход масла из полости в
нижнюю сливную выточку корпуса распределителя. Масло, подаваемое
насосом из средней нагнетательной выточки, по сверлению в корпусе и
трубке проходите полость под поршень и давит на поршень. Поршень,
перемещаясь вперед вместе со штоком и рейкой, поворачивает сектор,
поворотный вал и сошку, а через тяги рулевой трапеции — и направляющие
колеса вправо. Как только вращение рулевого колеса прекращается, пружины
ползунов переводят золотник в нейтральное положение.
Если усилие на рулевом колесе незначительное (при поворотах на дорогах с
твердым покрытием на большой скорости) и осевая сила на червяке
меньше сопротивления сжатых пружин ползунов, то поворот рулевого колеса
и червяка передается на сектор, поворотный вал и сошку и
осуществляется он без участия гидроусилителя. В этом случае золотник
находится в нейтральном положении, а масло от насоса в распределителе
идет на слив, не воздействуя на поршень.
Нормальное давление масла в системе составляет 20-40 кгс/см2. Однако при
работе в тяжелых дорожных условиях (глубокая колея и т. д.) давление
в системе увеличивается. Чтобы максимальное давление не превышало 80-90
кгс/см2, в системе установлен предохранительный клапан,
перепускающий часть масла на слив, минуя цилиндр. Насос гидроусилителя
шестеренчатого типа устроен подобно насосам гидравлической навесной
системы.
Автоматической блокировкой дифференциал а (АБД) на тракторах МТЗ-82
управляет датчик, смонтированный в гидроусилителе рулевого управления.
Датчик установлен на упоре рейки и состоит из золотника, поворотного
крана с маховичком, толкателя и щупа. Давление в гидросистеме
автоблокировки 7-9 кгс/см2 поддерживается редукционным клапаном. В
положении маховичка «ВКЛ» полость диафрагмы блокирующего устройства
дифференциала соединена через дроссельное отверстие крана с напорной
магистралью редукционного клапана.
При прямолинейном движении трактора сливной канал датчика перекрыт
золотником. Масло через диафрагму сжимает диски муфты сцепления АБД, и
крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной
передачи. В этом случае оба колеса трактора вращаются с одинаковой
скоростью.
При повороте направляющих колес на угол 8° и более рейка переместится и
толкатель (шарик которого выйдет из углубления рейки) передвинет
золотник, который соединит при этом через полость внутреннюю полость
крана со сливной магистралью. Давление масла в диафрагме падает, и
блокировка дифферециала выключается. Колеса трактора могут вращаться с
разной скоростью.
При использовании трактора в хороших условиях автоматическая блокировка
выключается, для этого маховичок крана устанавливают в положение
«ВЫКЛ», при этом дроссельное отверстие отсоединяется от напорной
магистрали, а внутренние полости крана и диафрагмы соединяются со
сливной
магистралью через отверстие в кране.
Обслуживание рулевого управления сводится к проверке: уровня масла в
гидросистеме, состояния резьбовых соединений рулевого привода, рулевых
тяг, сошки поворотных рычагов; к своевременной смазке карданного шарнира
рулевого привода, промывке фильтра и замене масла; к проверке и
регулировке свободного хода рулевого колеса. Масляный фильтр промывают
после обкатки трактора, а затем через 960 ч работы.
Зацепление сектор-червяк регулируют поворотом эксцентриковой втулки до
упора червяка в зубья сектора, при этом не должно быть ощущения
заедания, а усилие на рулевом колесе при поддомкраченном переднем мосте
должно составлять 3-4 кгс. Регулируют зацепление сектор-червяк при
свободном ходе рулевого колеса более 25° и после устранения люфта в
шарнирах рулевого привода и подтяжке всех креплений. Аналогичная
регулировка применяется на тракторах МТЗ-50 У тракторов ЮМЗ-6Л зазор
между роликом и червяком должен быть не более 0,15 мм, что достигается
регулировочным винтом, упирающимся в торец вала сошки.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов