_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вал отбора мощности МТЗ-1221 Беларус
____________________________________________________________________________________________
Задний ВОМ
Задний ВОМ МТЗ-1221 Беларус имеет двухскоростной независимый (540 и 1000
об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через
двухскоростной редуктор привода ВОМ, внутренний вал КПП, муфту
переключения привода (27) (рис.26) на вал коронной шестерни (26)
планетарного редуктора вала.
Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27),
соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней коробки передач.
Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из
коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23),
установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24).
Солнечная шестерня (24) посредством шлиц связана с барабаном включения
(17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз
включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19),
соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим
ленточный тормоз выключения. Во внутреннюю расточку вала (20)
устанавливаются сменные хвостовики ВОМ (10), 8 шлиц (540 об/мин) или
21шлиц (1000 об/мин).
На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с
рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных
тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11),
связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен,
когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена.
В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная
шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие
остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал
(20).
ВОМ выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента
(16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик ВОМ (10).
Рис. 26. Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-1221.2 Беларус
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6
— валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации
хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный
хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт
фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 —
тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 —
вал
ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 —
солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта
переключения привода.
Управление задним ВОМ
Рис. 27. Управление задним ВОМ МТЗ-1221-2
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —
электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 —
маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
На тракторе Беларус-1221 установлен гидрофицированный механизм
управления задним ВОМ (рис. 27), состоящий из крана управления (2) с
тягой (1),
гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6)
(рис. 26) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 27).
Напорный маслопровод (3) связывает кран (2) с краном управления ПВМ.
Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7).
Тяга управления (1) имеет два положения:
- вал отбора мощности включен — крайнее верхнее положение;
- вал отбора мощности выключен — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном ВОМ расстояние «А» между головкой штока
(8) цилиндра (7) и крышкой равно:
- 64 ± 2 мм (включен);
- 41 ± 2 мм (выключен).
Управление передним валом отбора мощности
Рис.28. Управление передним валом отбора мощности
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 —
лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Управление передним ВОМ осуществляется электрогидравлической системой.
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности
МТЗ-1221.2 Беларус входит в объединенную систему управления БД
(блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего
ведущего моста) и передним ВОМ и состоит из установленных в кабине
справа
от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4),
контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных
между
собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по
кабине (жгута объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ),
связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии (жгутом
объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ), подсоединенным к
электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой
электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска
двигателя.
Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к
гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного
редуктора переднего вала отбора мощности.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
- включение привода переднего вала (нажать на гладкую часть
переключателя);
- передний вал отключен (нажать па рифленую часть переключателя).
Для включения привода переднего вала отбора мощности необходимо при
работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение
привода переднего ВОМ» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска
переднего вала и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит
электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается
золотник
электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в
безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая
полость соединяется со сливом.
Включение привода сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения переднего вала отбора мощности необходимо перевести
переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть
переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит
электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в
исходное
положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом,
масло подается в штоковую полость, привод переднего ВОМ выключается,
контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний вал отбора
мощностиавтоматически отключается.
Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода
переднего ВОМ необходимо нажать на кнопочный выключатель (4) (повторить
операции по пуску).
Эксплуатация
Для исключения ударных нагрузок на ВОМ МТЗ-1221-2 Беларус снизьте
обороты двигателя примерно до 900 об/мин при его включении, затем
увеличьте
обороты двигателя.
Аналогично, чтобы снизить нагрузки на тормозные ленты, сначала снизьте
обороты путем замедления скорости двигателя перед выключением. Это
особенно важно для орудий с большим моментом инерции. Такие орудия
должны быть всегда оборудованы муфтой свободного хода.
Предусмотрены два сменных хвостовика ВОМ. При работе с 6-шлицевым
хвостовиком для получения стандартной частоты вращения вала 540 об/мин
установите скоростной режим двигателя на 2037 об/мин.
При замене 6-шлицевого хвостовика на 21-шлицевой переключите привод на
1000 об/мин и установите 2156 об/мин двигателя для получения стандартных
1000 об/мин. Чтобы избежать непредвиденного перемещения орудия,
выключайте вал отбора мощности после каждого его использования.
Оборудование с приводом от ВОМ, не требующее отбора большой мощности,
должно иметь 6-шлицевую втулку для работы при 540 об/мин. В этом
случае необходимо установить 2037 об/мин двигателя.
Оборудование, требующее отбора большой мощности, работает при 1000
об/мин хвостовика и снабжается 21-шлицевой втулкой для присоединения к
хвостовику.
Положение переключателя двухскоростного вала отбора мощности МТЗ-1221.2
Беларус:
Силовой режим (6 шлиц, скорость I, 82 л.с.) - 2037 / 2100 об/мин
двигателя; 540 / 556 об/мин.
Режим высокой мощности (21 шлиц, скорость II,123 л.с.) - 2156 / 2100
об/мин двигателя; 1000 / 974 об/мин.
Замена хвостовика вала отбора мощности
- Снимите два болта и колпак.
- Отвинтите четыре гайки, снимите кожух и плиту.
- Снимите шесть болтов, пластину и выньте хвостовик.
- Установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, установите пластину
и все остальные снятые детали в обратной последовательности.
Регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
Внешним признаком, указывающим на степень износа накладок тормозных лент
ВОМ и необходимость проведения регулировочных операций, является
размер «А» (между верхней точкой головки штока и крышкой гидроцилиндра).
На отрегулированном неизношенном вале отбора мощности размер «А» должен
быть: 64 ± 2 мм (включен); и 41 ± 2 мм (выключен).
При значениях размера А более 80 мм (включен) и А менее 32 мм
(выключен), а также при пробуксовке вала, отрегулируйте зазор в
ленточных тормозах.
Прежде чем приступить к регулировке, установите переключатель режимов
«независимый/синхронный ВОМ» в среднее (нейтральное) положение.
Запустите двигатель и регулировочные операции производите при работающем
двигателе, предварительно включив стояночный тормоз и заблокировав
задние колеса клиньями спереди и сзади.
Внешняя подрегулировка ленточных тормозов
Установите тягу в положение «Выключено» (крайнее нижнее).
Снимите болт и пластину.
Гаечным ключом (S=14 мм) поверните эксцентриковый валик управления по
часовой стрелке на угол около 30 градусов.
Установите пластину и болт на место.
Указанные выше операции повторите до получения рекомендуемых величин
размера «А» для включенного и выключенного вала.
Если указанные операции не позволяют достичь размера «А», при этом лыска
на валике переместилась из крайнего правого (нормального) вертикального
положения в крайнее левое, произведите внутреннюю регулировку ленточных
тормозов ВОМ.
Внутренняя регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
- Переместите тягу вверх в положение «Включено».
- Остановите двигатель.
- Снимите болт и пластину.
- Поверните эксцентриковый валик управления по часовой стрелке так,
чтобы лыска заняла крайнее правое положение.
- Снимите детали на крышке корпуса заднего моста для доступа к винтам.
- Зафиксируйте рычаг, вставив стержень диаметром 8 мм или болт М10 в
совмещенное отверстие рычага и корпуса заднего моста.
- Расшплинтуйте и снимите пластину.
- Регулировочные винты завинтите поочередно моментом 8-10 Нм (0,8-1
кг/см), а затем отвинтите на 1,5-2,0 оборота каждый.
- Установите на место и зашплинтуйте пластину.
- Выньте болт из рычага.
- Запустите двигатель и проверьте давление в системе управления. Оно
должно быть не менее 1 МПа (10 кгс/см2) и размер «А» при включенном и
выключенном ВОМ 64 ± 2 мм и 41 ± 2 мм, соответственно. Если после
выполнения регулировок вал «буксует», замените ленточные тормоза на
новые и
проведите регулировочные операции как указано выше.
Содержание инструкции по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-1221
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов