_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Коленвал и маховик дизеля МТЗ
____________________________________________________________________________________________
Коленвал Д-245
Правка коленчатого вала трактора МТЗ в процессе механической обработки
не допускается. Допускается правка после накатки галтелей и после
закалки ТВЧ. Стрела прогиба вала во время правки должна быть не более 1
мм.
Вкладыши шатунных подшипников должны быть подобраны в соответствии с
размерами шеек вала. Вкладыши должны сидеть в “постелях” шатунов и
крышек с натягом от 0,22 до 0,080 мм.
При шлифовании шатунных шеек необходимо сохранять первоначальные радиусы
кривошипа (62,5±0,04 мм) и галтелей (4мм).
Шероховатость обработанных поверхностей шатунных и коренных шеек должна
соответствовать Ra< 0,32 мкм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения шатунных и коренных
шеек 0,01 мм.
Твердость поверхностей шеек после шлифования должна быть не менее 46
НRСэ. Закалка галтелей не допускается.
После перешлифовки коленвала Д-245, 240, 243 на ремонтный размер биение
средней коренной шейки относительно крайних не должно превышать 0,07 мм
(для нового вала - 0,06 мм).
Отклонение от параллельности образующих поверхностей шатунных шеек
относительно оси вала, установленного на крайние коренные шейки, не
должно превышать 0,05 мм на длине 100 мм.
Смещение всех шатунных шеек относительно диаметральной плоскости 3-ой
коренной и 3-ой шатунной шеек (развал шеек) после перешлифовки не должно
превышать 0,3 мм.
Биение цилиндрической и торцовой поверхностей фланца крепления маховика
на крайних точках относительно поверхностей крайних коренных шеек
допускается до 0,05 мм (для нового вала - не более 0,03 мм).
Трубки должны быть плотно запрессованы в шатунные шейки коленвала
трактора МТЗ; люфт трубок не допускается. Края развальцованных трубок
должны утопать относительно поверхности шеек на 1...3 мм.
Заглушки должны утопать в резьбе не менее чем на 2 мм и быть законтрены.
Шестерня коленчатого вала должна быть напрессована меткой наружу до
упора в торец коренной шейки вала.
Коленчатый вал должен быть динамически отбалансирован снятием металла с
периферии любых щек. Остаточный дисбаланс не более 90 г/см на
каждом конце вала. Коленчатый вал в сборе с противовесами балансировать
динамически.
Массу корректировать сверлением в противовесах в радиальном направлении
отверстий диаметром 10 мм на глубину не более 25 мм. Остаточный
дисбаланс не более 65 г/см на каждом конце вала.
Коленвалы после окончательной обработки проверить с помощью магнитного
дефектоскопа на отсутствие поверхностных дефектов по технологическим
инструкциям ТИ 213-59-74 и ТИ 150.12.700.252.03.92.001. После проверки
валы должны быть размагничены.
Укладка коленвала Д-240
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном
или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а
также проверен на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных
подшипников размеру коренных шеек.
Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках и
вкладышах коренных подшипников не допускаются.
Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и
продуть сжатым воздухом.
Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока.
Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не
допускаются.
Разукомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается. Вкладыши
должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.
Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала Д-243, 240,
245 надо смазать моторным маслом.
Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной
опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный
люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников
составлял 0.14...0.37 мм.
Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на
0,5...2,0 мм;
В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые
пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с
поршнями
не должен превышать 30 г.
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников изготавливаются двух
номинальных размеров.
Номинальные размеры шеек коленвала Д-245, 243, 240
Диаметр шейки вала, мм коренной / шатунной
1Н - 75.25-0,083-0,101 / 68,25-0,077-0,096
2Н - 75.00-0,083-0,101 / 68,00-0,077-0,096
Номинальные размеры вкладышей подшипников коленвала МТЗ
Внутренний диаметр вкладыша, мм
коренной шейки / шатунной шейки
БН1 - 75,25-0,033-0,010 / 68,25 +0,025-0,010;
БН2 - 75.00-0,033-0,010 / 68,00 +0,025-0,010;
Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по
размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное
обозначение:
2К - коренные шейки второго номинала; 2Ш - шатунные шейки второго
номинала; 2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.
Ремонтные размеры шеек коленвала Д-240, 243, 245
Диаметр шейки вала, мм
коренной / шатунной
Д1 - 74,75-0,083-0101 / 67.75-0,077-0,096
Р1 - 74.50-0,083-0,101 / 67,50-0,077-0,096
Д2 - 74,25-0,083-0101 / 67.25-0,077-0,096
Р2 - 74.00-0,083-0,101 / 67,00-0,077-0,096
Д3 - 73,75-0,083-0101 / 66.75-0,077-0,096
Р3 - 73.50-0,083-0,101 / 66,50-0,077-0,096
Д4 - 73,25-0,083-0101 / 66.25-0,077-0,096
Р4 - 73.00-0,083-0,101 / 66,00-0,077-0,096
Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть
200...220 Нм. При этом вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться
моментом не более 3 Нм.
При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на
доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.
Маховик Д-240
Трещины и выкрашивание рабочей поверхности зубьев венца маховика
трактора МТЗ не допускаются.
Уменьшение длины зубьев венца (без длины фаски) допускается до 16 мм
(длина зубьев нового венца - 18 мм).
Износ зубьев венца маховика допускается до толщины 3,2 мм при высоте
установки штангензубомера 2,40 мм (толщина зуба нового венца
соответствует
4.73-0,28-0,38 мм).
Венец маховика перед напрессовкой необходимо нагреть до температуры
195...200 С. Посадочные места маховика и венца не должны иметь забоин и
заусенцев. Допускается зазор в сопряжении между торцовой поверхностью
венца и маховика не более 0,5 мм в одном месте на дуге не более 60°.
Маховик Д-245, 243, 240 с венцом балансировать динамически в сборе с
предварительно уравновешенным коленчатым валом путем сверления
отверстий.
Если необходимо заменить передний подшипник первичного вала коробки
передач, то перед снятием маховика с вала подшипник следует выпрессовать
с
помощью винтового съемника мод. И 803.16.000 или, сняв маховик,
выпрессовать подшипник с помощью ударного съемника мод. 2476.
Установив захваты на торцы колец подшипника, их раздвигают резьбовым
упором 3, а затем, при ударе груза в упор вала 5, выпрессовывают
подшипник.
Поверхность маховика, сопряженная с поверхностью ведомого диска
сцепления, шлифуется. Шероховатость поверхности должна быть не ниже Rа
1,0.
После ремонта коленчатого вала, а также устанавливаемого на него
маховика, сцепления или шкива необходимо провести их балансировку.
Динамическую балансировку деталей, устанавливаемых на коленчатый вал МТЗ
(маховик, шкив, коленчатого вала, нажимной и ведомый диски
сцепления), проводить на станках мод. МС-970 или ПБМ-4. Менее точная
статическая балансировка этих деталей производится на станках 40У-314.
Балансировку коленвала, а также вместе с установленным на него маховиком
и сцеплением следует проводить в динамическом режиме с грузами на
шатунных шейках, заменяющими шатунно-поршневую группу на шатунной шейке.
Балансировочный груз состоит из двух одинаковых полуколец, соединенных
двумя болтами, изготовленными из стали 40Х (ГОСТ 4543-71), с твердостью
35...40 HRCэ.
Наружная, внутренняя поверхности определенных диаметров и торцы груза
окончательно обрабатываются после соединения полуколец болтами.
Внутренний диаметр груза равен D+0,025+0,010 мм, где D - диаметр
шатунной шейки.
Смещение осей болтов относительно торцов и внутреннего диаметра груза
должно быть не более 0,05 мм.
Болты должны быть одинаковой массы. Груз подгоняется по массе при
уменьшении наружного диаметра с точностью +1 г и балансируется
статически на
оправке с точностью 2 г/см так, чтобы центр тяжести груза находился на
оси груза и на середине его ширины.
После этого на наружную поверхность наносятся риски для обеспечения
сборки полуколец в одном положении.
Масса грузов для балансировки коленвала Д-245, 243, 240 без пробок, с
маховиком и сцеплением в сборе для шатунных шеек номинальных и ремонтных
размеров подбирается в соответствии с рекомендациями ОГК ПО ММЗ.
Динамическая балансировка коленчатого к/вала с маховиком и сцеплением в
сборе осуществляется относительно крайних коренных шеек при сверлении
отверстий диаметром 15 мм (на глубину не более 15 мм, при расстоянии
между ними не менее 5 мм) на расстоянии 184 мм от оси вала в незакрытых
кожухом сцепления сегментах рабочей поверхности маховика или при
сверлении отверстий в бобышках под пружинами нажимного диска сцепления.
Остаточный дисбаланс со стороны сцепления (маховика) должен быть не
более 70 г/см.
Перед балансировкой на каждую шатунную шейку крепится груз, а ведомый
диск сцепления центрируется относительно внутреннего диаметра
подшипника на фланце с помощью первичного вала коробки передач или
специальной оправки.
Картер сцепления (для дизелей автомобильных модификаций) монтируется на
блок с помощью двух установочных штифтов, запрессованных в торец
блока. При замене картер сцепления размещается на центрирующих штифтах и
закрепляется болтами, момент затяжки 80...100 Нм.
Поверхности картера сцепления, сопрягаемые с блоком цилиндров и с
коробкой передач, могут иметь допуск плоскостности 0,15 мм.
Диаметр отверстий для болтов задней опоры дизеля должен быть в пределах
20,00...20,28 мм. При превышении этих значений, допускается
развертывание отверстий и установка втулок.
Допуск параллельности торцовых поверхностей картеров, сопрягаемых с
блоком цилиндров дизеля и коробкой передач, составляет 0,05 мм на длине
100
мм.
Соосность отверстия, по которому центрируется коробка передач с осью
коленчатого вала, и перпендикулярность оси коленчатого вала проверяется
после установки вала.
Проверка ведется с помощью приспособления, укрепленного на фланце.
Допуск радиального биения внутренней поверхности отверстия и торца
картера
сцепления относительно оси к/вала составляет 0,1 мм.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов