_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система охлаждения тракторных двигателей
____________________________________________________________________________________________
Использование предохранительных муфт при применении ВОМ и карданных валов
Системы охлаждения могут быть воздушные или жидкостные. Воздушная
система охлаждения применяется на двигателях тракторов Т-25А, Т-40-М и
самоходном шасси Т-16 М. В ней отвод тепла от деталей двигателя
осуществляется путем обдува их воздухом, подаваемым вентилятором. Для
увеличения поверхности охлаждения наружные стенки цилиндров и головки
цилиндров имеют ребра.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Система состоит из следующих основных частей: направляющего аппарата,
вентилятора, кожуха, дефлектора, направляющих щитков и створчатых
жалюзи. Воздушный поток концентрируется направляющим аппаратом и
направляется лопастями колеса вентилятора под кожух и далее к
охлаждающим поверхностям.
Часть воздушного потока проходит через масляный радиатор и охлаждает
масло, циркулирующее в нем. С помощью дефлекторов и щитков
обеспечивается более равномерный и эффективный обдув всех цилиндров.
Тепловой режим двигателя оценивается по температуре масла в поддоне
картера, которая должна быть в пределах.
Для обеспечения необходимого температурного режима двигатель Т-25А, Т-40
оборудован системой охлаждения. Отвод тепла от двигателя может
осуществляться или в жидкость, а затем от нее в воздух, или
непосредственно в воздух.
Система воздушного охлаждения двигателя Д-37М: дефлектор; колесо
вентилятора; направляющий аппарат вентилятора; пробки; вал вентилятора;
шкивы; ограждение; ремень; болты; генератор; защелки; обтекатель; кожух;
масляный радиатор; ребра цилиндров; тяга; створки жалюзи;
направляющие щитки. При перегреве двигателя на щитке приборов загорается
контрольная красная лампа.
Тепловой режим двигателя регулируется при помощи жалюзи, управляемых из
кабины трактора. При повышении температуры жалюзи открывают. В
холодное время года масляный радиатор выключают. Система воздушного
охлаждения проще жидкостной системы по конструкции и в эксплуатации и
нет опасности размерзания системы зимой.
К недостаткам воздушной системы охлаждения относятся повышенный шум при
работе и потери мощности на привод мощного вентилятора.
Жидкостная система охлаждения используется на большинстве тракторных
дизелей (Д-50, Д-65Н, Д-240, СМД-14, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ,
ЯМЗ-240Б, АМ-41, А-01М).
В качестве охлаждающей жидкости употребляется вода или антифризы. В
зависимости от способа циркуляции воды в системе различают
термосифонную и принудительную системы охлаждения.
Термосифонная система охлаждения. В ней циркуляция воды происходит
вследствие разной плотности горячей и холодной воды. Применяется на
пусковых двигателях ПД-10У, П-350, П-23.
Основные ее достоинства - простота устройства и быстрый нагрев двигателя
при пуске, так как циркуляция воды начинается после ее прогрева. К
недостаткам следует отнести медленную циркуляцию воды в системе, что
вызывает необходимость увеличить емкость системы, а следовательно, и
габариты двигателя.
Принудительная система охлаждения. В ней циркуляция воды происходит под
действием центробежного водяного насоса, который нагнетает воду
через водораспределительный канал в рубашку двигателя. Нагретая вода
вытесняется в радиатор, охлаждается и по патрубку возвращается к насосу.
Циркуляция воды в системе начинается с пуском двигателя, и чтобы его
быстро прогреть, перед радиатором устанавливают шторку или жалюзи, с
помощью которых регулируют доступ воздуха к радиатору. На некоторых
двигателях устанавливают термостат. В этом случае вода в системе может
циркулировать по малому и большому кругу.
При пуске двигателя, когда он еще не прогрет, клапан термостата закрыт и
не пускает воду в радиатор для охлаждения и она поступает из водяной
рубашки к термостату, а затем через водоотводную трубку - в насос и
далее в систему. Как только вода прогреется до температуры 70С,
термостат
открывается и пропускает воду по большому кругу через верхний патрубок в
радиатор для охлаждения.
Циркуляция воды под действием насоса ускоряется, что позволяет уменьшить
емкость системы, расход воды и повысить равномерность охлаждения
деталей. Принудительная система охлаждения может быть открытая и
закрытая. В открытой системе внутренняя полость радиатора сообщается с
окружающей атмосферой через пароотводную трубку.
В закрытой системе полость герметически закрыта и сообщается с
атмосферой через паровоздушный клапан, установленный в крышке заливной
горловины радиатора. Это уменьшает испарение воды и образование накипи,
что повышает эксплуатационные свойства трактора.
Рассмотрим закрытую систему с принудительным охлаждением двигателя
Д-240. Основными частями ее являются: радиатор с заливной горловиной,
водяной насос, вентилятор, термостат, водоотводящий патрубок (нижний) и
водоподводящий (верхний) патрубок, сливные краники, шторка, термометр,
а также водяная рубашка головки цилиндров и шланги.
Работа системы не отличается от описанной выше схемы принудительного
охлаждения. Радиатор предназначен для охлаждения воды и состоит из
верхнего и нижнего баков и двух боковых стоек, соединяющих бачки.
Верхний и нижний баки соединены сердцевиной радиатора, находящейся между
стойками.
Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов плоских латунных трубок,
пропущенных через ряды спаянных с ними горизонтальных пластин.
Пластины значительно увеличивают поверхность охлаждения и интенсивность
теплоотдачи. Концы трубок тщательно припаяны к крайним более
толстым пластинам, к которым болтами прикреплены верхний и нижний баки.
Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. На верхнем
бачке расположена заливная горловина, закрытая пробкой с
паровоздушным клапаном. К задней стенке верхнего бачка присоединены
водоподводящий патрубок и датчик дистанционного электрического
термометра, к задней стенке нижнего бачка - водоотводящий патрубок и
сливной краник.
Вентилятор создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевину
водяного радиатора и масляного, установленного впереди водяного.
Вентилятор смонтирован в одном узле с водяным насосом и располагается на
его валу. Шестью болтами вентилятор крепится к шкиву насоса.
Водяной насос центробежного типа. Он предназначен для создания активной
циркуляции воды в системе охлаждения. Крыльчатка водяного насоса
закреплена на валике. При вращении крыльчатки вода под действием
разрежения попадает на лопатки и выбрасывается в спиральный канал
корпуса
водяного насоса, откуда нагнетается в блок.
Термостат автоматически поддерживает температуру воды в заданных
пределах и ускоряет прогрев двигателя после пуска. Термостат установлен
на выходе воды из рубашки охлаждения блока цилиндров в патрубке. Когда
температура воды меньше 70С, клапан термостата закрыт и вода не
поступает в радиатор, а по трубке идет в насос и опять в рубашку блока.
Когда же температура превысит 70С, то жидкость, налитая в гофрированный
цилиндр термостата, превращается в пар, под давлением которого клапан
открывается и вода проходит через радиатор. Шторка, установленная перед
водяным радиатором, позволяет изменить количество проходящего через
радиатор воздуха и тем самым регулировать температуру охлаждающей
жидкости.
На тракторе К-701 система охлаждения двигателя соединена с системой
предпускового обогрева двигателя и отопителя кабины. На тракторах
ДТ-75М,
Т-150К, Т-150, Т-4М для облегчения пуска двигателя при низких
температурах устанавливаются подогреватели ПЖБ-200 и ПЖБ-300.
Обслуживание жидкостной системы охлаждения заключается в проверке и
поддержании необходимого уровня воды, проверке и регулировке
натяжения ремня вентилятора, периодической промывке системы охлаждения и
удалении накипи, проверке работы термостата, термометра и
паровоздушного клапана.
Заполняют систему охлаждения чистой мягкой водой (лучше дождевой или
снеговой) до уровня 50-60 мм ниже плоскости заливной горловины.
Для смягчения воды можно использовать каустическую соду 6-10 г или 10-20
г тринатрийфосфата на 10 л воды. Нельзя работать при кипении воды в
радиаторе. Нормальная температура воды должна составлять 80-95С.
При ТО-1 проверяют и регулируют натяжение ремня вентилятора. Натяжение
ремня считается нормальным, если при приложении усилия 3-5 кгс на
участке вентилятор — натяжное устройство прогиб его составит: 8-14 мм —
для двигателей СМД-14, А-41, СМД-60, А-01М; 10-15 мм - для
двигателей Д-50, ЯМЗ-240Б, Д-240. Для двигателей Д-130 прогиб должен
быть 15-20 мм при усилии нажатия 5-7 кгс.
У двигателей Д-50, Д-65Н, Д-240, СМД-14 натяжение ремня вентилятора
осуществляется перемещением генератора, а у ЯМЗ-240Б, АМ-41, СМД-60 -
натяжного ролика. При ТО-3 промывают систему охлаждения и удаляют
накипь, Для удаления накипи используется 6%-ный раствор молочной
кислоты, нагретой до температуры 30—40С.
После прекращения выделения углекислоты (через 2-3 ч) раствор сливают из
системы. Для удаления накипи из системы охлаждения применяют также
содовый раствор, содержащий 1000 г бельевой соды и 500 г керосина или
750 г каустической соды и 250 г керосина на 10 л воды. На этом растворе
двигатель работает смену, после чего систему промывают и заливают чистую
мягкую воду.
Проверка исправности термостата. Термостат вынимают из корпуса и
опускают в сосуд с водой и контрольным термометром. Нагревая воду и
перемешивая ее, фиксируют температуру начала открытия клапана. Она
должна быть 68-70С.
Неисправности системы охлаждения. Признаком неисправности является
перегрев двигателя. Причинами перегрева могут быть: недостаточное
количество воды в системе, слабое натяжение ремня вентилятора, наружное
загрязнение сердцевины радиатора, закрытие шторок или жалюзи,
образование накипи на внутренней поверхности трубок радиатора и водяной
рубашки, неисправность термостата, поломка водяного насоса.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов