_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ремонт топливной аппаратуры трактора МТЗ-80
____________________________________________________________________________________________
В процессе эксплуатации двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 могут появиться
следующие признаки неисправностей топливной аппаратуры: дизель не
пускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает или
работает с дымным выпуском.
Указанные признаки во многом обуславливаются нарушением подачи топлива.
Причинами нарушения подачи топлива могут быть: образование воздушных
пробок в топливопроводах, головке топливного насоса, фильтрах; сильный
износ плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок; нарушение
регулировки ТНВД или неправильная установка его на дизеле.
Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля Д-240
указывает на неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах,
неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.
Неполное сгорание может вызываться как избытком топлива, попадаемого в
цилиндр, так и недостатком воздуха. Оно наблюдается также при плохом
распылении топлива форсунками, применении топлива несоответствующего
сорта, позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.
Внешними признаками ухудшения работы форсунок Д-240 трактора МТЗ-80
являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.
Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при
котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно
накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам ТНВД УТН-5.
Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки
не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна.
Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше
нормального в результате изменения жесткости пружины или появления
утечек в
сопряжении гильза—плунжер, то продолжительность впрыска топлива
увеличится, а качество распыливания снизится.
При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем
положении продолжительность впрыска и количество попадаемого в цилиндр
топлива уменьшатся, что также влияет на пусковые качества дизеля.
Форсунки снимают с дизеля Д-240 и регулируют на приборе КИ-562, КИ-3333
или КИ-15706 на давление впрыска 17,8—18,5 МПа.
Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их
с дизеля. Для этого используют приспособление КИ-16301А и автостетоскоп
(рис. 2.1.52).
Рис. 2.1.52. Определение давления впрыска и герметичности форсунки
1 — форсунка; 2 — приспособление КИ-163101А
Приспособление подключают к испытуемой форсунке, предварительно
отсоединив топливопровод высокого давления, и рукояткой создают
принудительную
подачу топлива. Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки.
Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в
корпусе распылителя.
О качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому с
помощью автостетоскопа. Наличие такого щелчка свидетельствует о четкой
посадке иглы в седло распылителя в момент окончания впрыска.
Выброс охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора может
свидетельствовать о нарушении герметичности уплотнений стакана форсунки,
пробое и трещинах в головке цилиндров.
Стакан форсунки МТЗ-80 удаляют из головки блока, предварительно нарезав
резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана и используя
приспособление, состоящее из кронштейна с силовым винтом и гайкой.
Приспособление устанавливают на шпильки форсунки (рис. 2.1.53—2.1.55).
Рис. 2.1.53. Отворачивание гайки крепления стакана форсунки
1 — ключ; 2 — гайка крепления стакана; 3 — головка цилиндров
Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки
1 — головка цилиндров; 2 — стакан форсунки; 3 — метчик М24x2,0
Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров
1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки; 2 — стакан
форсунки; 3 — головка цилиндров
Затрудненный пуск дизеля может быть вызван наличием воды в топливе,
низкой температурой смеси в конце такта сжатия, недостаточной для
воспламенения топлива.
Другими причинами затрудненного пуска двигателя Д-240 трактора МТЗ-80
могут быть нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива и
износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления (ТНВД УТН-5).
Количество подаваемого в цилиндры топлива и четкая работа форсунок
обусловлены техническим состоянием плунжерных пар топливного насоса. Для
проверки технического состояния плунжерных пар используют приспособление
КИ-16301А (рис. 2.1.56).
Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса
высокого давления, предварительно отсоединив топливопроводы высокого
давления. Если при прокручивании коленчатого вала дизеля пусковым
устройством развиваемое давление составит не менее 30 МПа, то плунжерная
пара
исправна.
Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения
давления с 15 до 10 МПа; время падения должно быть не менее 10 с. Если
показания манометра прибора ниже приведенных значений, ТНВД снимают с
дизеля (рис. 2.1.57, 2.1.58) и заменяют.
Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и
нагнетательных клапанов ТНВД МТЗ-80
1 — приспособление КИ-16301 А; 2 — топливный насос
Рис. 2.1.57. Демонтаж топливного насоса высокого давления
1 — топливный насос; 2 — компрессор; 3, 5 — топливопроводы; 4 — тяга
управления насосом
Рис. 2.1.58. Отворачивание болтов крепления топливного насоса (вид
спереди)
1 — крышка шестерни привода топливного насоса Д-240
Появление из выхлопной трубы дыма серого цвета при работе дизеля без
нагрузки и появление дыма черного цвета при увеличении нагрузки
свидетельствуют о поздней подаче топлива в цилиндры.
Жесткая работа дизеля, сопровождаемая резкими стуками, и появление из
выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывают на
раннюю подачу топлива в цилиндры.
Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят об угле начала
впрыска топлива в цилиндры, — один из важных параметров, влияющих не
только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые
качества дизеля.
После установки нового или отремонтированного ТНВД МТЗ-80 на дизель
Д-240 регулируют угол начала впрыска топлива. Для этого выворачивают
установочный болт-шпильку из резьбового отверстия заднего листа дизеля и
вставляют не нарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик.
Проворачивают коленчатый вал за болт крепления шкива привода вентилятора
(рис. 2.1.60) до совпадения установочного болта-шпильки с отверстием в
маховике; при этом клапаны первого цилиндра должны быть закрыты. Данное
положение коленчатого вала соответствует углу опережения начала подачи
топлива, равному 26° до ВМТ.
На штуцер первой секции топливного насоса УТН-5 устанавливают
приспособление — моментоскоп КИ-4941 (рис. 2.1.61). Открывают крышку
шестерни
привода ТНВД, отгибают усики стопорной пластины и отворачивают болты
крепления фланца привода кулачкового вала насоса к шестерне (рис.
2.1.62).
Прокачивают систему питания ручным насосом до выхода топлива без
пузырьков воздуха из сливной трубки фильтра. Устанавливают рычаг подачи
топлива в положение полной подачи и несколько раз проворачивают вал
топливного насоса по часовой стрелке до заполнения топливом трубки
моментоскопа (рис. 2.1.63).
Рис. 2.1.60. Проворачивание коленвала дизеля
1 — задний лист дизели; 2 — болт-шпилька
Рис. 2.1.62. Отворачивание болтов крепления фланца привода кулачкового
вала насоса
1 — шлицевый фланец; 2 — стопорная пластина
Рис. 2.1.64. Регулировка осевого зазора шестерни привода ТНВД
1 — регулировочный болт; 2 — контргайка
Слегка встряхивают трубку для удаления из нее части топлива и осторожно
проворачивают вал насоса по часовой стрелке до момента начала подъема
уровня топлива (мениска) в стеклянной трубке моментоскопа.
Удерживая ключом болт вала насоса от самопроизвольного проворачивания,
находят на шлицевом фланце отверстия, совпадающие с отверстиями
шестерни, ввертывают болты крепления и фиксируют их стопорной пластиной.
После установки крышки шестерни привода насоса регулируют осевой зазор
шестерни привода топливного насоса болтом 1 (рис. 2.1.64). Отпустив
контргайку, ввертывают регулировочный болт до упора, затем отвертывают
его на пол-оборота и заканчивают гайкой.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов