_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задний вал отбора мощности МТЗ-320
____________________________________________________________________________________________
Двухскоростной задний вал отбора мощности (ВОМ) установлен в корпусе
заднего моста и обеспечивает привод агрегатируемых с трактором МТЗ-320
Беларус машин в зависимом или синхронном режимах.
При номинальных оборотах двигателя зависимый режим работы ВОМ
обеспечивает частоту вращения хвостовика 540 и 1000 об/мин, при
синхронном – 3,
4 и 6, 3 об/м пути.
Рис. 22. Задний ВОМ минитрактора МТЗ-320 Беларус
1, 4 – вал; 2 – втулка; 3 – штифт; 5 – вилка; 6 – блок-шестерня; 7 –
штифт; 8, 20 – подшипник; 9 – болт; 10 – валик; 11 – подшипник; 12 –
вал; 13 – кольцо
стопорное; 14 – хвостовик; 15 – плита; 16 – манжета; 17 – шестерня; 18 –
шестерня; 19 – кольцо; 21 – штифт; 22 – заглушка; 23 – пластина
Задний вал отбора мощности состоит из вала 1 привода и редуктора,
который включает (рис. 28): вал 4, подвижную блок-шестерню 6, шестерни
17, 18,
установленные на валу 12, который вращается на подшипниках 11, 20,
заглушку 22 и двухсторонний хвостовик 14, установленный в шлицах вала 12
и
зафиксированный в нем стопорным кольцом 13.
Блок-шестерня 6 при помощи вилки 5 и валика 10 может устанавливаться в
трех положениях и фиксироваться в этих положениях пластиной 23 и болтом
9.
В зависимости от положения блок-шестерни задний ВОМ может быть
установлен:
I – на работу в режиме 540 об/мин или 3, 4 об/м пути;
II – на работу в режиме 1000 об/мин или 6, 3 об/м пути;
III – BOM выключен.
Зависимый привод вала отбора мощности МТЗ-320 Беларус осуществляется от
ведомого диска сцепления через вал, зубчатый венец 10, шестерню 15,
втулку 16, шестерни 17, 24, вал привода 25 коробки передач и далее, вал
1 (рис. 22), втулку 2 на вал 4 редуктора ВОМ и через редуктор – на
хвостовик.
При этом частота вращения вала 4 редуктора вала зависит от частоты
вращения коленчатого вала двигателя, а при выключении сцепления
приводвыключается.
Для переключения на синхронный привод ВОМ подвижная шестерня 24 коробки
передач вводится в зацепление с шестерней 31, установленной на
выходном валу 33.
Синхронный привод осуществляется от вала 33 через шестерни 31 и 24, вал
25 коробки передач и далее через вал 1 (рис. 22), втулку 2 на вал 4
редуктора
вала отбора мощности.
При этом частота вращения вала редуктора (и, соответственно, хвостовика
ВОМ) пропорциональна числу оборотов задних колес трактора.
Хвостовик имеет с одной стороны 6 (или 8) шлицов для соединения с
машинами, требующими частоты вращения привода 540 об/мин или 3, 4 об/м
пути, а
с другой – 21 шлиц для привода машин, приводимых с частотой вращения
1000 об/мин или 6, 3 об/м пути и может устанавливаться с любой стороны.
Для перестановки хвостовика ВОМ МТЗ-320 Беларус необходимо:
- Снять стопорное кольцо 13 (рис. 22).
- Вынуть хвостовик 14 и установить его в вал 12 нужными шлицами наружу.
- Установить на место стопорное кольцо 13.
Управление ВОМ осуществляется следующим образом: Установите зависимый
или синхронный режим рычагом 1 (рис. 23) управления.
Для установки зависимого режима (см. рис. 23, а):
- установите рычаг 1 в нейтральное положение;
- установите ограничитель 2 в положение В (в правое отверстие), не
заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;
- проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните
винт крепления ограничителя до отказа.
Рис. 23. Управление ВОМ МТЗ-320 Беларус
1 – рычаг управления; 2 – ограничитель.
Включение зависимого режима работы ВОМ производите при минимальных
оборотах двигателя и выключенном сцеплении перемещением рычага 1
вперед по ходу минитрактора до установки в фиксированное положение I.
Для установки синхронного режима работы (см. рис. 23, б):
- установите рычаг 1 в нейтральное положение;
- установите ограничитель 2 в положение А (в левое отверстие), не
заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;
- проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните
винт до отказа.
Включение синхронного режима работы производите во время остановки или
начале движения трактора при плавном включении сцепления путем
перемещения рычага 1 назад по ходу трактора до установки его в
фиксированное положение II.
При неиспользовании вала отбора мощности минитрактора МТЗ-320 Беларус
рычаг 1 должен находиться в нейтральном положении.
Установите режим частоты вращения хвостовика ВОМ 540 или 1000 об/мин (3,
4 или 6, 3 об/м пути) валиком 2 (рис. 24), для чего:
- отверните на 2-3 оборота болт 3 и выведите пластину 1 из кольцевой
выточки на валике 2;
- установите валик 2 в переднее (по ходу трактора) положение для
обеспечения частоты вращения хвостовика 1000 об/мин или 6, 3 об/м пути
или крайнее
заднее для обеспечения частоты вращения 540 об/мин или 3, 4 об/м пути;
Среднее положение - редуктор выключен;
- зафиксируйте положение валика 2 пластиной 1 и затяните болт 3.
Переключение скоростного режима редуктора валиком 2 производите на
остановленном тракторе при неработающем двигателе. При необходимости
слегка проверните хвостовик.
Хвостовик заднего вала отбора мощности начинает вращение на зависимом
режиме при включении сцепления, а на синхронном - с началом движения
минитрактора.
Независимый привод ВОМ МТЗ-320.4
На тракторах МТЗ-320.4 Беларус установлен независимый привод ВОМ,
предназначен для пуска вала отбора мощности, передачи крутящего момента
от
двигателя к агрегатируемой машине и остановки хвостовика независимо от
работы муфты сцепления трактора.
Общий вид независимого привода ВОМ представлен на рис.1. Он состоит из
фланца 1, приводного вала 2, муфты привода 9, редуктора в коробке
передач, соединительных валов 10 и 15 и редуктора в корпусе заднего
моста.
Рис. 49. Муфта привода ВОМ
1 – вал ведущий; 2 – вал ведомый; 3, 6, 16, 34, 36 – подшипник; 4 –
кольцо уплотнительное; 5, 7, 12, 29, 33, 44 – кольца стопорные; 8 –
манжета; 9 – корпус;
10 – диск тормоза; 11 – пробка заливная; 13 – диск нажимной; 14 –
пластина упругая; 15 – гайка стопорная; 17 – отводка; 18 – втулка; 19 –
крышка; 20 -
прокладка; 21 – винт регулировочный; 22 – гайка стопорная; 23 – рычаг;
24 – ось рычага; 25 – пружина тарельчатая; 26 – диск нажимной; 27 –
диски
ведомые; 28 – диск опорный; 30 – барабан ведомый, 31 – корпус; 32 –
барабан ведущий, 35 – шайба; 37 опора; 38 – болт; 39 –диски ведущие; 40
– диск
упорный; 41 – пружина; 42 – гайка стопорная; 43 – прокладка; 45 – пробка
контрольная; 46 – вилка; 47 – вал вилки; 48 – болт стопорный; 49 –
пробка
сливная
Рис.50. Независимый привод вала отбора мощности
1-фланец; 2-вал; 3-блок-шестерня; 4 – муфта; 5-вал-шестерня; 6-диск
тормозной: 7 - отводка; 8 - корпус муфты привода; 9-муфта включения
независимого
ВОМ; 10-вал; 11-муфта; 12-стакан; 13-пластина; 14 - болт; 15-вал;
16-блок-шестерен; 17 – валик переключения скоростей; 18 – хвостовик;
19-колесо
зубчатое; 20-вал; 21-колесо зубчатое; 22-заглушка; 23-муфта; 24-вал;
25-стакан; 26 - шестерня привода синхронного ВОМ; 27-колесо зубчатое
Фланец 1 привода прикреплен болтами к маховику двигателя и с помощью
шлиц соединен с валом 2. Вал 2 имеет зубчатый фланец аналогичный фланцу
ведущего вала муфты привода вала отбора мощности.
На зубчатые фланцы обоих валов установлена муфта 4, с помощью которой
оба вала образуют один жесткий силовой контур, обеспечивающий передачу
крутящего момента от двигателя к муфте привода.
Муфта привода включает многодисковую фрикционную муфту, механизм
выключения и дисковый тормоз. Все эти узлы смонтированы в одном корпусе,
который крепится к корпусу коробки передач минитрактора МТЗ-320.4.
Фрикционная муфта привода (рис. 49) состоит из ведущего барабана 32,
установленного на шлицах ведущего вала 1, 5-ти ведущих дисков 39, 4-х
ведомых дисков 27, упорного диска 40 и нажимного диска 26. Пакет дисков
сжимается тарельчатой пружиной 25.
Механизм выключения муфты состоит из трех рычагов 23 с регулировочными
винтами 21 и контргайками 22, втулки 18 с конической поверхностью и
канавкой, отводки 17 с подшипником 16.
Отводка связана с вилкой 46, установленной на валике 47, на правом
наружном конце которого закреплен рычаг управления.
Внутри корпуса на отводке жестко закреплен нажимной диск 13 тормоза,
который при выключении фрикционной муфты привода прижимается к
фрикционному диску тормозов 10 и корпусу.
При включенной фрикционной муфте крутящий момент от маховика двигателя с
помощью валов 2 и 5 передается на большой венец блока-шестерен 3
(рис. 50), установленного на игольчатом подшипнике промежуточного вала
коробки передач.
При введении в зацепление с малым венцом блока шестерен шестерни 27,
крутящий момент передается на вал 24, откуда через валы 10 и 15 на
редуктор,
расположенный в заднем мосту, а с помощью специального вала соединенного
шлицами с валом 24 на передний ВОМ минитрактора.
При выключении фрикционной муфты автоматически включается тормоз муфты
привода, хвостовик 8 останавливается и момент от двигателя к
агрегатируемой машине не передается.
В процессе эксплуатации минитрактора МТЗ-320.4 Беларус за счет износа
фрикционных накладок ведущих дисков может наступить буксование муфты.
Поэтому в процессе эксплуатации, а также после разборки-сборки
необходимо проводить регулировку положения отжимных рычагов 23 (рис.
49).
Регулировку производите в следующей последовательности:
- снимите крышку 19 смотрового люка муфты;
- установите отводку в положение «муфта выключена»;
- поочередно заверните регулировочные винты 21 до соприкосновения
(упора) с упорным диском 40, после чего доверните их ещё на один оборот;
- заверните контргайки 22 и законтрите их.
Редуктор ВОМ МТЗ-320.4 Беларус смонтирован в корпусе заднего моста и
обеспечивает привод агрегатируемых с трактором машин в независимом и
синхронном режимах.
При номинальных оборотах двигателя независимый привод обеспечивает
частоту вращения хвостовика 540 и 1000 об/мин, а при синхронном 3,4 и
6,3
об/м.пути.
Редуктор состоит из приводного вала 15, на шлицах которого установлен
подвижный двухвенцовый блок-шестерен 16 и вала 20, установленного на
подшипниках в расточках корпуса и крышки заднего моста.
Снаружи на валу 20 на шлицах смонтированы шестерня 21 пониженной (на 540
об/мин) и шестерня 19 повышенной (1000 об/мин) ступеней редуктора (рис.
50).
Блок-шестерен 16 при помощи вилки и валика 17 может устанавливаться в
трех положениях и фиксироваться стопорной пластиной 13.
В зависимости от положения блока-шестерен задний ВОМ может установлен:
- На работу в режиме 540 об/мин или 3,4 об/м пути - стопорная пластина
установлена в крайней передней канавке валика 17.
- Вал выключен – стопорная пластина установлена в средней канавке валика
17.
- На работу в режиме 1000 об/мин или 6,3 об/м пути - стопорная пластина
установлена в крайней задней канавке.
Для переключения на синхронный привод шестерня 27 выводится из
зацепления блока шестерен 3 промежуточного вала коробки передач и
вводится в
зацепление с шестерней 26 сидящего на шлицах вторичного вала коробки
передач.
Дальнейшая передача крутящего момента к агрегатируемой машине
осуществляется через валы 10 и 15 и редуктор вала отбора мощности.
Управление приводом ВОМ МТЗ-320.4
Управление приводом вала отбора мощностипоказано на рис. 60. Оно состоит
из рычага 1, закрепленного на правом наружном конце валика 8 вилок
отводки.
На левом конце этого валика установлен Г-образный рычаг 7, в
цилиндрическую часть которого ввернут регулировочный болт 5 с
контргайкой 6.
В верхней части корпуса муфты привода закреплена ось 2, на которой
установлен верхний упор 3 пружины 4. Усилие сжатия пружины регулируется
болтом 5.
Рычаг 7 с помощью тяги 14 с сухариком 10 соединен с рычагом 13,
управляющим переключением режимов работы ВОМ.
При работе с независимым приводом сухарик 10 тяги 14 необходимо
установить в продолговатое отверстие рычага 7 и отрегулировать длину
тяги 14 в
следующей последовательности:
- включите независимый привод ВОМ в КПП МТЗ-320.4 Беларус переместив для
этого рычаг 13 вниз;
- установите рычаг 1 в крайнее заднее положение;
- отрегулируйте длину тяги таким образом, чтобы сухарик 10 касался
нижней кромки продолговатого отверстия рычага 7;
- закрепите тягу 14 в рычагах 7 и 13.
Для установки синхронного режима работы вала отбора мощности установите
сухарик 10 тяги 14 в верхнее цилиндрическое отверстие рычага 7 и
отрегулируйте длину тяги 14 в такой последовательности:
- отсоедините тягу 14 от рычага 7;
- установите рычаг 13 в верхнее положение, включив при этом синхронный
привод в коробке передач.
- переместите рычаг 1 в крайнее заднее положение;
- отрегулируйте длину тяги 9 таким образом, чтобы сухарик 10 совпал с
цилиндрическим отверстием рычага 7.
- закрепите тягу 14 в рычаге 13.
Рис.60. Механизм управления приводом ВОМ
1- рычаг управления; 2-ось; 3-упор пружины; 4-пружина; 5-болт
регулировочный; 6-контргайка; 7-рычаг; 8-вал вилок; 9-гайка; 10-сухарик;
11-шайба; 12-
шплинт4 13-рычаг переключения режимов; 14-тяга
Замена масла в корпусе муфты привода вала отбора мощности
Замену масла производите сразу после работы трактора, пока масло не
остыло;
- отверните заливную пробку 11, контрольную 45 и сливную пробку 49;
- слейте масло из корпуса муфты в приготовленную посуду;
- заверните сливную пробку;
- залейте свежее сезонное масло до контрольного отверстия;
- заверните контрольную и заливную пробки.
Полная инструкция по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-320
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов