_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тормоза трактора Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

Рабочие тормоза

Тракторы Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 оборудованы рабочими двухдисковыми тормозами с ножным управлением.

Рабочие тормоза установлены на валах ведущих шестерен бортовых передач. Тип рабочих тормозов – сухие.

Левый и правый рабочие тормоза управляются для одновременного торможения обоих колес сблокированными педалями или раздельно, для торможения левого или правого колеса.

Раздельное торможение применяется при выполнении ряда работ, когда требуется повышенная маневренность трактора или тракторного агрегата с минимальными радиусами поворота за счет подтормаживания внутреннего колеса.

Устройство рабочего тормоза Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 и управления ими представлено на рисунке.



Рис.64. Устройство и управление рабочих тормозов

1 – болт; 2 – контргайка; 3 – шпонка; 4 – рычаг левого тормоза; 5 – шайба сферическая; 6 – болт-тяга; 7 – валик; 8 – пружина возвратная; 9 – левая педаль с рычагом; 10 – планка; 11 – правая педаль с рычагом; 12 – кожух; 13 – диски тормозные; 14 – пружина; 15 – шарик; 16 – стакан; 17 – диски нажимные; 18 – тяга; 19 – вилка; 20 – палец; 21 – винт.

Принцип работы рабочих тормозов следующий: При нажатии на педали тормозов усилие передается от вилки 5 через пальцы 4, тяги 6 на нажимные диски 8 и 9, поворачивая их навстречу друг другу.

Нажимные диски 8 и 9, обкатываясь наклонными поверхностями профильных канавок А по шарикам 11, раздвигаются, выбирая зазоры между поверхностями трения дисков и корпусных деталей, и затормаживают фрикционные диски 1 и связанные с ними валы 10 ведущих шестерен бортовых передач.

Одновременно нажимные диски 8, 9 поворачиваются силой трения в сторону вращения фрикционных дисков 1, поворот нажимного диска 8 ограничивается упором 2.

Второй нажимной диск 9 при этом имеет возможность поворачиваться дополнительно на некоторый угол по отношению к нажимному диску 8 и, обкатываясь наклонными поверхностями профильных канавок А по шарикам 11, создает дополнительное давление на поверхности трения, усиливая эффект торможения нажимных дисков 8, 9 и трактора в целом.



Рис.65. Принцип работы рабочих тормозов

1 – диски фрикционные; 2 – упор; 3 – корпус; 4 – пальцы; 5 – вилка; 6 – тяга; 7 – упор; 8, 9 – диски нажимные; 10 – вал; 11 – шарики.

Проверка/регулировка управления рабочими тормозами

Проверьте регулировку управления рабочими тормозами Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Полный ход правой педали тормоза при нажатии с усилием от 120 до 130 Н должен быть в пределах от 105 до115 мм, а ход левой педали при нажатии с тем же усилием должен быть на 5-20 мм меньше.

Если ход правой и левой педалей не соответствует указанным значениям, выполните регулировку управления рабочими тормозами.

Перед выполнением регулировки управления рабочими тормозами установите трактор на ровную горизонтальную площадку. Двигатель должен быть заглушен. Заблокируйте от перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключающими самопроизвольное перемещение трактора.

Регулировку управления рабочими тормозами трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 производите следующим образом:

- установите подушки А педалей в одной плоскости с точностью от 2 до 3 мм (допускается выравнивание подушек подгибкой полок Б);

- отверните контргайки 1 регулировочных болтов 2 левого и правого тормозов;

- с помощью регулировочных болтов 2 отрегулируйте рабочие тормоза так, чтобы при усилии от 120 до 130 Н полный ход правой педали 4 был в пределах от 105 до 115 мм, а ход левой педали 3 был меньше хода правой на 5-20 мм;

- затяните контргайки 1.

Не допускается уменьшение хода педалей тормозов менее указанных величин, так как это ведет к преждевременному износу фрикционных дисков и перегреву тормозов.



Рис.66. Регулировка управления рабочими тормозами

1 – контргайка; 2 – болт регулировочный; 3 – педаль левая; 4 – педаль правая

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 - это отдельный тормоз с ручным независимым приводом. Тип стояночного тормоза – сухой.

Стояночный тормоз установлен на кожухе правого рабочего тормоза. При движении трактора вращение от крестовины дифференциала 2 через вал 3 передается на фрикционные диски 5.

При перемещении рычага стояночного тормоза 17 «на себя» нажимные диски 4, поворачиваясь относительно друг друга, раздвигаются, затормаживая фрикционные диски 5 и соединенный с ними вал 3, связанный с крестовиной дифференциала 2, блокируя через сателлиты 1 полуосевые шестерни 7
дифференциала, бортовые и конечные передачи и колеса трактора.

Стояночный тормоз допускается использовать кратковременно для торможения трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 при выходе из строя рабочих тормозов.



Рис.67. Установка стояночного тормоза

1 – сателлит; 2 – крестовина дифференциала; 3 – вал стояночного тормоза; 4 – нажимные диски; 5 – диски фрикционные; 6 - корпус стояночного тормоза; 7 – полуосевая шестерня.



Рис.68. Стояночный тормоз и управление стояночным тормозом

1 – вал; 2 – диски фрикционные; 3 – диски нажимные; 4 – тяга; 5 – вилка; 6 – палец; 7 – винт; 8 – контргайка; 9 – рычаг; 10 – шайба сферическая; 11 – болт;12 – тяга; 13 – шайба; 14 – пружина; 15 – кнопка; 16 – рукоятка; 17 – рычаг стояночного тормоза; 18 – фиксатор; 19 – сектор; 20 – тяга; 21 – рычаг с валиком; 22 – болт; 23 – кронштейн; 24 – шпонка; 25 – кожух.

Регулировка управления стояночным тормозом

Проверка эффективности действия стояночного тормоза заключается в том, что трактор Беларус МТЗ-82.1, 80.1 должен удерживаться на уклоне не менее 18% при приложении к рычагу управления стояночным тормозом 1 усилия не более 400 Н. В случае невыполнения данного требования необходимо произвести регулировку управления стояночным тормозом.

Перед выполнением регулировки управления стояночным тормозом установите трактор на ровную горизонтальную площадку. Двигатель должен быть заглушен.

Заблокируйте от перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключающими самопроизвольное перемещение трактора.

Регулировку управления стояночным тормозом трактора без пневматической системы управления тормозами прицепа производите следующим образом:

- установите рычаг управления стояночным тормозом 1 в переднее положение (от себя);

- ослабьте затяжку контргайки 2 регулировочного болта 3 стояночного тормоза;

- отверните или заверните регулировочный болт 3 так, чтобы при перемещении рычага управления стояночным тормозом 1 на себя с усилием от 200 до 210 Н защелка удерживалась во впадинах третьего или четвертого зубьев сектора «А» для тормозов сухого трения (что соответствует третьему или четвертому щелчку при включении стояночного тормоза) или на втором или третьем зубе сектора «А» для тормозов работающих в масляной ванне (что соответствует второму или третьему щелчку при включении стояночного тормоза);

– после регулировки затяните контргайку 2 регулировочного болта 3.

Если трактор Беларус МТЗ-82-1, 80-1 оборудован пневматической системой управления тормозами прицепа, управление стояночным тормозом производите следующим образом:

- установите рычаг управления стояночным тормозом 1 в переднее положение (от себя);

- ослабьте затяжку контргайки 2 регулировочного болта 3, а также контргайку 6 тяги 5 и извлеките палец 8;

- поверните рычаг 4 и совместите верхнюю кромку паза рычага 9 с верхней кромкой паза рычага 10 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 7, совместите отверстия рычага 4 и вилки 7 и вставьте палец 8, после чего зашплинтуйте его;

- отверните или заверните регулировочный болт 3 так, чтобы при перемещении рычага управления стояночным тормозом 1 на себя с усилием от 200 до 210 Н защелка удерживалась во впадинах третьего или четвертого зубьев сектора «А» для тормозов сухого трения (что соответствует третьему или четвертому щелчку при включении стояночного тормоза) или на втором или третьем зубе сектора «А» для тормозов работающих в масляной ванне (что соответствует второму или третьему щелчку при включении стояночного тормоза);

– после регулировки затяните контргайку 2 регулировочного болта 3 и контргайку 6 тяги 5.

Окончательную проверку и регулировку стояночного тормоза выполняйте на собранном тракторе. Трактор должен удерживаться на уклоне не менее 18% при приложении к рычагу управления стояночным тормозом 1 усилия не более 400 Н. В случае необходимости подкорректируйте регулировку с помощью регулировочного болта 3.



Рис.69. Регулировка управления стояночным тормозом

1 – рычаг управления стояночным тормозом; 2, 6 – контргайки; 3 –регулировочный болт; 4, 9 – рычаги; 5 – тяга; 7 – вилка; 8 – палец; 10 – рычаг правой педали тормоза.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов