_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80
____________________________________________________________________________________________
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на
износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в
зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и
рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.
Чтобы устранить неисправности рулевого управления МТЗ-80, проверяют
техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг,
устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.
Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма
рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют
прибор НИИАТ-402.
Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на
рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения
зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма,
определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход
рулевого колеса
соответствует 25—30°, допустимый — 35°.
Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги
от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого
вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению
фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие
свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть
в пределах 30—50 Н.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение,
регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении
червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4,
предварительно отвернув стопорный болт 3.
Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился
незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом
проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и
рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.
Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала
(рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь
свободного без заеданий вращения червяка.
Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом
регулировочной втулки
1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная
втулка червяка; 5 — червяк
Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУР МТЗ-80
1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУР
Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой
прокладок
1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные
прокладки
Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей
жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки
предохранительного
клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.
Проверка технического состояния гидросистемы МТЗ-80 управления поворотом
заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек
масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке
предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с
трактора
агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473
(дроссель-расходомер).
Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при
номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении
5,0
МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С.
Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный
коэффициент 0,7.
При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля МТЗ-80 (рис.
2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный
трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной
рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости.
Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при
номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора
отмечают подачу
рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос
заменяют.
Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют
техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис.
2.3.7).
Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУР
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа
Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-80
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель
ГУР
Основные показатели работы распределителя ГУРа МТЗ-80 при проверке
прибором КИ-5473
Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
- номинальная - 2,0
- допустимая - 1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
- номинальное - 7,5
- допустимое - 7,0-8,5
Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают
технологическую пробку (пробка находится сверху коробки
предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком
гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала
поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа.
Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по
шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора
при
проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек
превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.
Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы рулевого
управления МТЗ-80 проверяют манометром, который вворачивают на место
технологической пробки.
Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в
повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют
фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.
Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан
регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку
регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении
поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до
достижения номинального давления.
Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки
гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры
рулевых тяг.
Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию)
передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на
повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах
рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую
гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до
совпадения отверстий под шплинт.
К основным дефектам гидроусилителя руля МТЗ-80 относятся: износ шлицев
вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение
герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение
гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров,
гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы
управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся
устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель
руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены
деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы
работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на
рис.
2.3.9—2.3.30.
Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните
гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание
обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток
поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения
поворотного вала.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте
гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения
контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.
Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном
стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого
колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в
пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении
на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50
Н.
Рис. 2.3.10. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — корпус усилителя;
2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный
клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса
гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор;
11 —
червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 —
сливной патрубок; 14 — рулевая сошка
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка
поворотного вала
Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки
дифференциала
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 —
кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя МТЗ-80
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 —
редукционный клапан
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором
Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУР
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов