_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система питания дизельных двигателей
____________________________________________________________________________________________
Система питания дизеля представляет группу узлов, агрегатов и устройств, предназначенных для тщательной очистки топлива и воздуха и своевременной подачи определенной порции топлива в распыленном состоянии под высоким давлением в цилиндры двигателя.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Топливная система дизеля Д-240 трактора МТЗ-82 состоит из топливного
бака, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающей помпы,
топливного насоса, регулятора числа оборотов, форсунок, топливопроводов
низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного
коллекторов, глушителя и электрофакельного подогревателя.
Топливная система Д-240 работает следующим образом. Воздух под действием
разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, засасывается из
атмосферы и, проходя через воздухоочиститель, подвергается
трехступенчатой очистке. Очищенный воздух по впускному коллектору и
каналам в
головке блока поступает в цилиндры двигателя.
Топливо поступает из топливного бака по топливопроводу в фильтр грубой
очистки, где очищается от крупных примесей и поступает в подкачивающий
насос (помпу), который нагнетает это топливо в фильтр тонкой очистки.
Очистившись от мельчайших примесей, топливо затем поступает из фильтра
тонкой очистки в топливный насос, который в строго определенный
момент под большим давлением нагнетает его через форсунки в цилиндры
двигателя Д-240 трактора МТЗ-82. Отработавшие газы удаляются из
цилиндра по выпускному коллектору и через глушитель выбрасываются в
атмосферу.
Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и корпусом распылителя,
отводится от форсунок в топливный бак по трубке. Таким же образом
работает и система питания двигателя СМД-60 (трактор Т-150), которая
отличается лишь конструкцией отдельных узлов и агрегатов (топливного
насоса, фильтров тонкой очистки, регулятора).
Воздухоочиститель
Дизельный двигатель в зависимости от его мощности расходует за час от 5
до 30 кг топлива. Для сгорания 1 кг топлива требуется 18-20 кг воздуха.
Следовательно, за смену двигатель расходует до 4-5 т воздуха.
Содержание пыли в воздухе колеблется от 0,05 до 2,0 г на 1 м3, причем
установлено, что 1 г пыли, попавшей в цилиндр двигателя, увеличивает
износ
цилиндра на 0,01 мм и вызывает падение мощности на 0,5%. Следовательно,
нужно защитить цилиндры двигателя от пыли и продлить срок службы
деталей поршневой группы. Эту роль и выполняют воздухоочистители.
По способу очистки воздухоочистители разделяются на инерционные,
фильтрующие и комбинированные. В комбинированных очистителях
используются сухая и мокрые инерционные и фильтрующие способы очистки, и
поэтому они получили наибольшее распространение.
Воздухоочиститель (дизель Д-240). Очистка воздуха в нем происходит
следующим образом. При такте впуска в цилиндре создается разрежение
движущимся к НМТ поршнем. В результате этого разрежения воздух
засасывается из атмосферы и поступает через сетку в сухой центробежный
очиститель, установленный на центральной трубе, и, проходя через лопасти
завихрителя, приобретает вращательное движение.
Под действием центробежных сил частицы пыли отбрасываются к стенкам
колпака и через щели выбрасываются в атмосферу. Сухая инерционная
очистка отделяет до 50-60% пыли, поступающей с воздухом. Далее воздух
поступает в центральную трубу, на выходе из нее в нижней части ударяется
о масло в чашке съемного поддона воздухоочистителя и, резко изменив
направление, идет вверх внутри корпуса.
В этот момент воздух при выходе из центральной трубы проходит вторую
очистку — мокрую инерционную, так как более тяжелые частицы отделяются
от воздуха при изменении им направления движения и улавливаются в масле.
Воздух, захватив у поддона частицы масла, проходит в корпусе через
мокрые фильтрующие элементы, подвергаясь третьей очистке от мельчайших
частиц. Частицы масла и пыли остаются на капроновой набивке фильтров и
постепенно стекают в поддон воздухоочистителя, производя очистку
фильтров.
Очищенный воздух по патрубку и впускному трубопроводу поступает в
цилиндры двигателя. Аналогичную конструкцию воздухоочистителя имеют
двигатели Д-50, Д-37Е, Д-21, АМ-41.
На дизеле СМД-14 установлен комбинированный циклонный воздухоочиститель
с двумя ступенями очистки. Первая ступень - сухой циклонный
очиститель с эжекторным удалением пыли выхлопными газами, вторая —
представляет собой фильтрующие кассеты из проволочной вязаной сетки,
смоченные маслом.
Работает такой воздухоочиститель следующим образом. Воздух через сетку и
заборную трубу поступает во входные патрубки циклонов. Так как
входной патрубок расположен по касательной к внутренней поверхности
циклона, то воздух, входящий в циклон, приобретает вращательное
движение.
Под действием центробежных сил пыль, попавшая в циклон, отбрасывается к
его стенкам и вместе с воздухом опускается вниз к середине циклона,
где воздух изменяет направление по внутренней трубке циклона, поступает
вверх к фильтрующим кассетам. Проходя кассеты, смоченные маслом,
воздух очищается от мельчайших частиц пыли и поступает во всасывающую
трубу двигателя.
Частицы же пыли опускаются по циклону в бункер. В результате разрежения,
создаваемого выхлопными газами в отсосной трубке эжектора, пыль из
бункера-пылесборника отсасывается и выбрасывается вместе с выхлопными
газами в атмосферу.
Аналогичные воздухоочистители устанавливаются на двигателях АМ-01М,
СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238 НБ, ЯМЗ-240Б, они отличаются лишь
размерами, числом циклонов и количеством фильтрующих кассет.
Обслуживание воздухоочистителей
За инерционно-масляным воздухоочистителем проводят следующие операции
обслуживания:
- прочищают пылеудаляющие щели колпака воздухоочистителя через 60 ч
работы при техническом обслуживании № 1 (ТО-1);
- меняют масло в поддоне воздухоочистителя через 20-30 ч при работе в
пыльных условиях, через 60 ч - в нормальных условиях и 480 ч - при
работе в
зимних условиях. Не допускают переполнения поддона маслом выше
установленного уровня (кольцевого пояска);
- периодически проверяют герметичность присоединения воздухоочистителя и
впускного коллектора к двигателю. Для этого снимают колпак
воздухоочистителя и при работе на средних оборотах двигателя плотно
закрывают центральную трубу воздухоочистителя, при этом двигатель должен
заглохнуть. В противном случае герметичность нарушена и необходимо
устранить подсос воздуха помимо воздухоочистителя;
- через 240-480 ч (ТО-2), в зависимости от условий работы, разбирают
воздухоочиститель, прочищают первую очистку, промывают корпус,
центральную трубу, фильтрующие кассеты и заменяют масло.
Обслуживание циклонного воздухоочистителя двс ЯМЗ-238 НБ, ЯМЗ-240Б
сводится к промывке кассет через 60 ч работы в пыльных условиях и через
240 ч - в нормальных условиях, а также к проверке герметичности
присоединения воздухоочистителя и подтяжке крепления шлангов трубки
отсоса
пыли.
После промывки кассеты смачивают в масле, дают стечь с них маслу и
ставят кассеты на место. Запрещается работать с отнятой от
воздухоочистителя трубкой отсоса пыли.
Топливные баки
В качестве топлива в дизелях употребляется дизельное топливо, в пусковых
двигателях — бензин. Дизельное топливо используется в сельском
хозяйстве двух сортов - зимнее и летнее. Каждый сорт выпускается с
разным содержанием серы.
Топливо, полученное из малосернистой нефти и имеющее малое содержание
серы, маркируется двумя буквами «ДЛ» - летнее и «ДЗ» -зимнее, а из
сернистой нефти с содержанием серы в топливе от 0,4 до 1 % маркируется
одной буквой «3» - зимнее или «Л» - летнее топливо.
Топливо не должно содержать механических примесей, воду, и поэтому перед
заливкой в баки тракторов дизельное топливо предварительно
отстаивается в емкостях в течение 48 ч.
На дизельных тракторах с запуском от стартера устанавливается бак для
дизельного топлива, а при запуске от пускового двигателя, помимо
основного бака - бачок для бензина. Некоторые тракторы (МТЗ-82, К-701)
имеют по два основных бака. Емкость баков обеспечивает работу двигателя
с полной нагрузкой не менее 10 ч.
Топливный бак изготавливается из листовой стали и имеет в верхней части
заливную горловину с сетчатым фильтром. В крышке, закрывающей
горловину, имеются отверстие для сообщения бака с атмосферой и фильтр. В
нижней части бака имеются расходный кран, перекрывающий выход
топлива из бака, и сливкой кран для слива отстоя.
Обслуживание бака сводится к очистке бака от пыли и грязи, прочистке
отверстия для прохода воздуха в крышке горловины. Через 60 ч работы
сливают отстой из бака, а через 960 ч (ТО-3) промывают бак и крышку
заливной горловины.
Фильтры грубой и тонкой очистки топлива
От степени чистоты топлива зависит длительность и бесперебойность работы
топливного насоса и форсунок. Поэтому дизельное топливо очищается
в фильтрах грубой и тонкой очистки. Фильтры грубой очистки предназначены
для удаления из топлива механических примесей и воды.
Устанавливаются они между баком и подкачивающей помпой. На современных
дизелях используются сетчатые, пластинчатые и ленточно-щелевые
фильтры грубой очистки. В пластинчато-щелевых фильтрах топливо очищается
при проходе через щели, образованные между двумя соседними
дисками, звездочкой.
Пройдя между дисками, топливо попадает в овальное отверстие в дисках и
направляется по каналу в подкачивающую помпу. В ленточно-щелевых
фильтрах щели толщиной 0,04—0,09 мм образуются за счет выступов,
выштампованных на ленте, намотанной на гофрированный цилиндр.
Наибольшее распространение (на двигателях Д-21А, Д-240, АМ-41, СМД-60,
А-01М) получили унифицированные фильтры-отстойники ФГ-1 и ФГ-2
(отличающиеся размерами). Топливо, засасываемое подкачиваемой помпой из
бака, поступает через штуцер и отверстия распределителя во
внутреннюю полость стакана.
Основная масса топлива, резко изменив направление, проходит через сетку
фильтрующего элемента и центральное отверстие и отсасывается в
подкачивающую помпу. Механические частицы и капли воды, обладающие
большим удельным весом, продолжают по инерции двигаться вниз вдоль
стенок стакана и попадают в зону отстоя под успокоитель; скопившиеся
остатки периодически сливают через отверстие, закрываемое пробкой.
Обслуживание фильтра грубой очистки
Через 240 ч (ТО-2) сливают отстой из фильтра. Промывают фильтр через 960
ч работы (ТО-3). При промывке фильтрующего элемента нельзя очищать
сетку деревянными и металлическими скребками.
На тракторах К-701 фильтр очистки представляет сетчатый каркас с
намотанным на него ворсистым хлопковым шнуром. Обслуживание его сводится
к
замене фильтрующего элемента через 240 ч работы.
Фильтры тонкой очистки очищают топливо от мельчайших механических
частиц. На тракторных дизелях используются фильтры с хлопчатобумажными
фильтрующими элементами (двигатели Д-65Н, Д-50, Д-37М) и получившие
наибольшее распространение с бумажными фильтрующими элементами
(моторы А-01М, СМД-60, СМД-62, Д-240, Д-21А).
Эти фильтры обеспечивают высокое качество очистки топлива, более
долговечны и промываются обратным потоком топлива без разборки фильтров
и остановки двигателя. Двухступенчатый фильтр тонкой очистки двс СМД-60
и А-01М с последовательно включенными первой и второй ступенями
очистки.
В качестве первой ступени очистки используется фильтр 2ТФ-3, состоящий
из двух секций. Каждая секция — пластмассовый корпус, присоединенный
к крышке. Внутри корпуса размещен неразборный бумажный фильтрующий
элемент типа ЭФТ-3.
Второй ступенью очистки является фильтр ТФ-3 с одним фильтрующим
элементом ЭФТ-3. Фильтрующий элемент представляет собой штору из
специальной бумаги, помещенную в картонный цилиндр с отверстиями для
прохода топлива.
Штора свернута в виде цилиндра («гармошки»), что увеличивает очищающую
поверхность. Снизу и сверху цилиндр плотно закрыт жестяными
крышками. Элемент надевается на стержень, уплотняется вверху войлочным
кольцом, а снизу — резиновым сальником и прижимается к крышке
пружиной.
В нижней части корпуса имеются пробки для спуска отстоя. В крышке
находится трехходовой кран для промывки секций. В крышке фильтра ТФ-3
первой ступени ввернут вентиль со сливной трубкой для удаления воздуха
из системы питания. (У двигателя А-01М вентиль установлен на крышке
фильтра второй ступени).
Топливо, нагнетаемое подкачивающей помпой через трубку и трехходовой
кран, поступает в корпус фильтров. Оба фильтрующих элемента работают
параллельно. Топливо проходит сквозь шторку бумажного фильтрующего
элемента во внутреннюю полость, очищается, а механические примеси
осаждаются на наружной поверхности шторки.
Из внутренней полости элемента топливо по каналу в крышке поступает в
трубку, а затем в фильтр ТФ-3, который работает аналогичным образом.
Очищенное топливо по трубке направляется в топливный насос.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 (дизель Д-240) фильтр тонкой очистки имеет
три сменных бумажных фильтрующих элемента типа БФДТ (конструкции,
подобной элементу ЭФТ-3), помещенных в одном корпусе.
На тракторе К-701 в двух корпусах фильтра тонкой очистки топлива
устанавливаются сменные фильтрующие элементы. Каждый элемент
представляет собой перфорированный металлический каркас с фильтрующей
массой — древесной мукой на пульвербакелитовой основе.
Обслуживание фильтра тонкой очистки
Фильтры 2ТФ-3 и 2СТФ-3, имеющие бумажные элементы ЭТФ-3 (тракторы
ДТ-75М, Т-150, Т-150К, Т-4М), промываются обратным потоком топлива
через 240 ч работы при ТО-2.
Для этого двигателю дают максимальные обороты холостого хода; повернув
кран переключателя на 90° в положение «Промывка правой секции» и
отвернув на несколько оборотов штуцер, производят промывку до появления
светлой струи топлива. Затем промывают левую секцию, повернув в
соответствующее положение кран и отвернув штуцер.
Кран фильтра 2СТФ-3 трактора ДТ-75М имеет два положения «Работа» и
«Промывка». Смену фильтрующих элементов ЭТФ-3 производят через 960-1500 ч работы двигателя в зависимости от чистоты применяемого топлива.
Обслуживание бумажных фильтров БФДТ тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 сводится к
периодическому сливу отстоя через 240 ч работы и смене
фильтрующих элементов (с промывкой корпуса) через 1500 ч работы.
На тракторе Т-25А и самоходном шасси Т-16М бумажные фильтры тонкой
очистки меняют через 960 ч работы. Хлопчатобумажные элементы фильтров
тонкой очистки тракторов МТЗ-50, ЮМЗ-6 Л, Т-40М меняют через 960 ч
работы.
Подкачивающие помпы
Подкачивающие помпы дизелей служат для преодоления сопротивления
топливных фильтров при подаче топлива к топливному насосу.
Подкачивающие помпы могут быть поршневые, шестеренчатые, диафрагменные.
На тракторных дизелях наибольшее распространение получили поршневые
подкачивающие помпы (двс Д-37Е, Д-65Н, Д-240, СМД-14, АМ-41, СМД-60,
А-01М, ЯМЗ-240 Б). Схема устройства и работы подкачивающей поршневого
типа представлена на рисунке.
Работает помпа следующим образом. При вращении кулачкового вала
топливного насоса эксцентрик вала набегает на ролик толкателя, перемещая
толкатель и поршень вперед, при этом пружина сжимается. В результате над
поршнем в полости создается давление, а под поршнем в полости —
разрежение.
Вследствие этого, впускной клапан закроется, а перепускной откроется, и
топливо из полости поступит по каналу в полость. Когда же толкатель
сходит с эксцентрика, то поршень под действием сжатой пружины будет
перемещаться назад, создавая давление в полости и разрежение в полости.
Под давлением поршня топливо из полости по каналу и топливопроводу
нагнетается в фильтр тонкой очистки, так как перепускной клапан в этот
момент закроется. Одновременно под действием разрежения в полости
впускной клапан откроется и в полость будет засасываться топливо из
фильтра грубой очистки.
Далее процесс подачи топлива повторяется. Производительность помпы
меняется автоматически в зависимости от нагрузки, оборотов двигателя и
степени загрязнения фильтров.
Например, с уменьшением нагрузки снижается расход топлива, в результате
в полости давление возрастает и может оказаться выше давления
пружины (1,5-1,7 кгс/см3), тогда поршень прекратит перемещаться назад
или уменьшит свой ход, то есть помпа или полностью выключается, или
уменьшает свою производительность.
Удаление воздуха из топливной системы
Попадание воздуха в топливную систему вызывает нарушение подачи топлива
в цилиндры, нечеткую работу двигателя, затрудняет пуск двигателя. В
корпусе механической помпы установлен насос ручной прокачки.
Процесс прокачки осуществляется следующим образом. Отворачивают рукоятку
штока поршня ручного насоса и перемещают вниз-вверх. При
перемещении рукоятки вверх происходит всасывание топлива в насос, при
перемещении вниз — нагнетание топлива в фильтр тонкой очистки.
Для удаления воздуха открывают вентиль на фильтре и прокачивают топливо,
до тех пор, пока из сливной трубки пойдет топливо без пузырьков
воздуха. Затем закрывают вентиль и навертывают рукоятку штока на крышку
корпуса насоса.
На тракторе К-701 для заполнения системы топливом и удаления из нее
воздуха в кабине трактора установлен ручной топливоподкачивающий насос
РНМ-1к дифрагменного типа.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов