_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обслуживание двигателя Д-260
____________________________________________________________________________________________
Блокировка запуска двигателя МТЗ-1221 Беларус
Рис. 14. Схема блокировки запуска дизельного двигателя Д-260
1 — стартер; 2 — генератор; 3 — реле блокировки; 4 — выключатель
стартера; 5 — реле стартера; 6 — шарики механизма блокировки; 7 — палец;
7а — фиксатор; 8 — выключатель блокировки; 9 — шайбы регулировочные; 10
— поводки переключения диапазонов.
Для исключения возможности запуска двигателя при включенном диапазоне на
тракторе устанавливается специальное блокирующее устройство (рис.14).
Блокирующее устройство состоит из выключателя (8), установленного в
корпусе КПП с левой стороны, шариков (6) и штифтов (7, 7а).
При включении диапазона механизм блокировки размыкает контакты
выключателя и разрывает цепь промежуточного реле блокировки стартера
(1). Для регулировки размыкания выключателя предусмотрены шайбы (9).
Прежде чем запустить двигатель, установите рычаг переключения диапазонов
КП в нейтральное положение.
Уровень масла в двигателе МТЗ-1221 Беларус
- Проверьте уровень масла, установив трактор на ровной площадке и не
ранее, чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло
полностью стечет в картер:
- Выньте масломер с правой стороны двигателя, протрите его начисто и
вновь установите его на место до упора;
- Выньте масломер и определите уровень масла. Он должен быть между
верхней и нижней метками масломера.
- Если необходимо, долейте масло через горловину, сняв крышку.
Уровень охлаждающей жидкости в дизеле Д-260
- Система охлаждения двигателя работает под давлением, которое
поддерживается клапаном в пробке радиатора.
- Дайте двигателю охладиться, накиньте на пробку толстую ткань и,
медленно открывая пробку, снимите давление в системе, прежде чем
полностью
снять пробку.
- С помощью лезвия отвертки вставленного в выемку крышки люка в верхней
передней части капота, откиньте крышку назад для получения доступа к
пробке радиатора.
- Снимите пробку, приняв приведенные выше меры предосторожности и
проверьте уровень охлаждающей жидкости, который должен быть до верхнего
торца заливной горловины.
- Не допускайте снижения уровня ниже чем на 40 мм от верхнего торца
заливной горловины.
Слив отстоя из топливного фильтра грубой очистки и из топливных баков
- Откройте сливные пробки топливных баков и сливную пробку корпуса
фильтра.
- Слейте отстой и воду до появления изпод пробок чистого топлива.
- Сливайте отстой в специальный контейнер и правильно утилизируйте его.
- Закройте сливные пробки топливных баков и фильтра.
Проверка натяжения ремня привода генератора
- Натяжение ремня генератора МТЗ-1221 Беларус считается нормальным, если
прогиб его на ветви между шкивами коленвала и генератора находится в
пределах 30-33 мм при нажатии на него с усилием 40 Н.
- Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора и
поверните корпус генератора, чтобы обеспечить требуемое натяжение.
- Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.
Проверка воздухоочистителя дизеля
Проверьте состояние бумажных фильтрующих элементов (БФЭ) на наличие
прорыва бумаги и правильность установки БФЭ.
Для проверки основного фильтрующего элемента (ОФЭ) выполните следующие
операции:
- отвинтите гайку-барашек и снимите поддон;
- отвинтите гайку-барашек и снимите ОФЭ;
- проверьте наличие загрязнений контрольного фильтрующего элемента, не
вынимая его из корпуса.
Вынимать из корпуса контрольный фильтрующий элемент не рекомендуется.
Загрязнение контрольного фильтрующего элемента указывает на
повреждение ОФЭ (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек). В этом
случае промойте КФЭ и замените ОФЭ.
Очистка центробежных масляных фильтров двигателя Д-260 и КПП
- Снимите гайку и колпачок.
- Вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора,
чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора,
снимите стакан ротора.
- Снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора. Если
необходимо, очистите и промойте сетку.
- Неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана
ротора.
- Очистите все детали, промойте их в дизельном топливе и продуйте сжатым
воздухом.
- Соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной
последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте
уплотнительное
«О»-кольцо моторным маслом.
- Совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора. Гайку
крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки
стакана на ротор.
- Ротор должен вращаться свободно, без заедания.
- Установите колпак и затяните гайку моментом 35-50 Нм.
Замена масла в дизельном двигателе Д-260
- Прогрейте двигатель МТЗ-1221 Беларус до нормальной рабочей температуры
(не менее 70С).
- Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель и
затормозите трактор тормозом.
- Снимите крышку маслозаливной горловины и отвинтите сливную пробку.
Сливайте масло в подходящий контейнер для хранения отработанных масел.
- Установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину
залейте свежее чистое моторное масло.
- Установите на место крышку заливной горловины.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать в течении 1-2 минут.
- Проверьте уровень масла щупом.
- Если необходимо, долейте масло до уровня.
Замена БФЭ масляного фильтра двигателя (производите одновременно с
заменой масла)
- Отвинтите колпак с бумажным фильтрующим элементом в сборе.
- Отвинтите гайку и снимите дно с прокладками.
- Нажмите на прижим, переместив его внутрь колпака на 3-4 мм, и затем
поверните его так, чтобы совместить три выступа прижима с пазами
колпака.
- Снимите прижим, БФЭ, перепускной клапан, пружину.
- Промойте все детали дизельным топливом.
- Установите новый фильтрующий элемент, выполнив операции в обратной
последовательности. Если необходимо, замените прокладки. Гайку затяните
моментом 50-70 Нм. Смажьте прокладку моторным маслом.
- Завинтите фильтр в сборе дополнительно на 3/4 оборота после касания
прокладкой корпуса.
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-1221
Проверку зазоров производите на холодном дизеле, предварительно проверив
затяжку болтов головки цилиндров.
- Снимите колпаки крышек головок блока цилиндров Д-260.
- Проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел (60-90
Нм).
- Проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре
(впускной клапан начинает открываться, а выпускной — заканчивает
закрываться).
- Отрегулируйте зазоры в 3, 5, 7, 10, 11 и 12 клапанах (отсчет от
вентилятора).
- Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел
должна быть 0,25-0,30 мм для впускных клапанов и 0,40-0,45 мм для
выпускных клапанов.
- Проверните коленчатый вал на 360 градусов, установив перекрытие в
шестом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в 1, 2, 4, 6, 8 и 9 клапанах.
- Чтобы отрегулировать зазор, отпустите контргайку регулировочного винта
и с помощью ключа и отвертки установите необходимый зазор по щупу.
- После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор
щупом.
- По окончании регулировки установите на место снятые детали.
Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива двигателя Д-260
- Отвинтите на 2-3 оборота пробку выпуска воздуха.
- Отвинтите сначала пробку слива отстоя и слейте отстой из корпуса
фильтра до появления чистого топлива.
- Затянитите пробки.
Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта
- Снимите моноциклон.
- Запустите двигатель.
- Установите средние обороты холостого хода.
- Перекройте всасывающую трубу воздухоочистителя, двигатель при этом
должен остановиться.
- В противном случае, выявите и устраните неплотности соединений
воздухоочистителя и впускного тракта.
Затяжка болтов крепления головок блока цилиндров двигателя Д-260
Проверку затяжки болтов крепления головок цилиндров МТЗ-1221 Беларус
производите на прогретом двигателе в следующей последовательности:
- Снимите колпаки и крышки головок блока цилиндров.
- Снимите оси коромысел с коромыслами и стойками.
- С помощью динамометрического ключа затяните все болты крепления
головок моментом 190-210 Нм в последовательности, указанной на рисунке
справа (для простоты на рисунке показана одна головка цилиндров). Перед
затяжкой болтов ослабьте их на 1/6 оборота.
- Установите на место оси коромысел и отрегулируйте зазоры между
коромыслами и клапанами.
- Установите на место крышки и колпаки крышек головок цилиндров.
- Первую проверку затяжки болтов головок цилиндров производите после
обкатки трактора.
Очистка воздухоочистителя двигателя Д-260
- Снимите моноциклон, очистите сетку, завихритель и выбросные щели от
пыли и грязи.
- Отвинтите гайку-барашек и снимите поддон.
- Снимите основной фильтрующий элемент. Обратите внимание на состояние
контрольного фильтрующего элемента.
- Загрязнение КФЭ указывает на повреждение ОФЭ (прорыв бумажной шторы,
отклеивание донышек). Вынимать из корпуса КФЭ не рекомендуется.
- Если ОФЭ не имеет повреждений, обдуйте его сжатым воздухом сначала
изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли.
- Во избежание прорыва бумажной шторы, давление воздуха должно быть не
более 0,2-0,3 МПа.
- Струю воздуха направляйте под углом к поверхности ОФЭ. Не допускайте
обмасливания или механического повреждения ОФЭ.
- Если продувка воздухом малоэффективна, промойте ОФЭ в моющем растворе.
Концентрация раствора 0,02%. Для промывки ОФЭ погрузите его в
моющий раствор на 0,5 часа, а затем интенсивно прополощите в этом
растворе в течение 15 мин.
- Промойте ОФЭ в чистой воде при температуре 35-45 С и просушите в
течение 24 ч.
- Не продувайте ОФЭ выхлопными газами и не промывайте его в дизельном
топливе.
- Очистите выхлопную трубу, внутренние поверхности корпуса и поддона
воздуха от пыли и грязи.
- Проверьте состояние уплотнительных колец.
- Убедитесь в правильности установки ОФЭ в корпусе и затяните
гайку-барашек от руки.
Очистка фильтра грубой очистки топлива двигателя МТЗ-1221 Беларус
Промойте фильтр грубой очистки топлива, выполнив следующие операции:
- Перекройте кран топливного бака.
- Отвинтите болты крепления стакана и снимите стакан.
- Отвинтите отражатель с сеткой и снимите рассеиватель.
- Промойте в дизельном топливе отражатель с сеткой, рассеиватель и
стакан фильтра.
- Соберите детали фильтра в обратной последовательности.
- Заполните систему топливом.
- Прокачайте систему и удалите воздух из топливной системы.
Проверка форсунок МТЗ-1221 Беларус
Форсунки Д-260 должны быть очищены и отрегулированы только
квалифицированным специалистом в мастерской.
Чтобы заменить форсунки, выполните следующие операции:
- Полностью очистите поверхности, прилегающие к снимаемым деталям.
- Отвинтите накидные гайки и отсоедините топливопроводы высокого
давления от форсунок и топливного насоса.
- Снимите топливопроводы высокого давления.
- Снимите шесть болтов и сливной топливопровод. Выбракуйте медные шайбы
(по две шайбы на каждый болт «банджо»).
- Снимите болты крепления форсунок и снимите форсунки.
- Отправьте форсунки в мастерскую для обслуживания.
- Установите новые форсунки и снятые детали в обратной
последовательности. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в
2-3 приема.
Окончательный момент затяжки 20-25 Нм.
Замена фильтрующих элементов топливного фильтра тонкой очистки
- Отвинтите пробку и слейте отстой.
- Отвинтите четыре гайки и снимите крышку.
- Промойте корпус и крышку чистым дизельным топливом.
- Проверьте уплотнение крышки и, если необходимо, замените его.
- Установите новый фильтрующий элемент.
- Заполните корпус фильтра топливом.
- Установите крышку и затяните крепежные гайки.
После очистки или замены фильтрующего элемента (или после выработки
топлива из баков) необходимо удалить воздух из системы прежде чем
запустить двигатель.
Для удаления воздуха из топливной системы дизеля Д-260:
- Ослабьте пробку фильтра тонкой очистки.
- Отвинтите ручку насоса ручной подкачки.
- Проверьте открыт ли кран топливного бака и есть ли топливо в баках.
- Ослабьте пробку на топливном насосе.
- Быстро прокачайте систему подкачивающим насосом до выхода из под
пробки чистого топлива без воздушных пузырьков.
- Затяните пробку топливного насоса (ТНВД).
- Продолжайте прокачивать систему до появления топлива без пузырьков
воздуха из под пробки фильтра тонкой очистки. Затяните пробку.
- Завинтите ручку насоса ручной подкачки.
Если запуск двигателя Д-260 затруднен, ослабьте поочередно накидную
гайку топливопровода каждой форсунки, одновременно прокручивая
коленчатый
вал для удаления воздуха из магистралей.
Прокручивайте коленвал в течении 10-15 с для каждой магистрали и
затягивайте накидную гайку, не прекращая прокручивания. Если наблюдаются
перебои, отпускайте и завинчивайте каждую гайку при работающем
двигателе.
Регулировка давления масла в системе смазки дизеля
- Если давление масла в системе смазки прогретого двигателя при
номинальной частоте вращения коленчатого вала ниже 0,28 МПа (2,8
кгс/см2),
остановите двигатель и устраните неисправность.
- Проверьте герметичность маслопроводов и работоспособность
предохранительного клапана в масляном фильтре.
- Одним из способов повышения давления является подрегулировка
предохранительного клапана бумажного масляного фильтра в
специализированной
мастерской.
Содержание инструкции по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-1221
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов