_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Техническое обслуживание трактора МТЗ-82
____________________________________________________________________________________________
Техническое обслуживание при подготовке трактора Беларус МТЗ-82 к
обкатке
- очистите трактор от пыли и грязи, удалите консервирующую смазку (при
ее наличии на тракторе);
- проверьте уровень масла и при необходимости долейте: в картер дизеля;
поддон воздухоочистителя; бак гидронавесной системы; корпус
гидроусилителя руля; корпус силовой передачи; корпус ПВМ; корпуса
колесных редукторов ПВМ, промежуточную опору; боковые редукторы заднего
моста трактора Беларус 82Р;
- смажьте: подшипник отводки сцепления; подшипники поворотных цапф;
шестерню правого раскоса; втулки вала механизма задней навески; шарниры
гидроцилиндра ГОРУ (если установлено);
- проверьте аккумуляторную батарею и при необходимости очистите от
окислов клеммы и смажьте их техническим вазелином, очистите
вентиляционныеотверстия, проверьте степень разряженности;
- проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня
вентилятора; механизмы управления трактора; давление воздуха в шинах;
сходимость
передних колес;
- проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения;
- заправьте охлаждающую жидкость в радиатор;
- прослушайте дизель и проверьте показания контрольных приборов на
соответствие установленным нормам.
Техническое обслуживание при подготовке трактора МТЗ-82 Беларус к
эксплуатации:
ТО при подготовке трактора к обкатке - Перед подготовкой к обкатке
ТО в процессе обкатки - ТО в процессе обкатки
ТО по окончании обкатки - После 30 ч работы
Техническое обслуживание в процессе обкатки:
- проверьте уровень и при необходимости долейте: масло в картер дизеля,
охлаждающую жидкость в радиатор, воду в бак блока отопления кабины
(трактора с малогабаритной кабиной);
- слейте конденсат из баллона пневмосистемы;
- контролируйте степень засоренности воздухоочистителя по контрольной
лампе;
- проконтролируйте работоспособность дизеля, органов управления, систем
освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.
Техническое обслуживание по окончании обкатки (после 30 часов работы
трактора):
- осмотрите и обмойте трактор;
- прослушайте в работе составные части трактора Беларус;
- проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня
вентилятора, свободный ход педали муфты сцепления, тормоза и
пневмосистему;
проверьте аккумуляторные батареи и при необходимости очистите
поверхность батарей, клеммы, наконечники проводов, вентиляционные
отверстия в
пробках;
- замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя дизеля,
корпусах силовой передачи, переднего ведущего моста, колесных редукторов
ПВМ,
промежуточной опоры; бортовых редукторов Беларус-82Р;
- смажьте подшипник отводки муфты сцепления;
- очистите центробежный масляный фильтр;
- промойте сетчатый фильтр гидравлической системы (тракторы с
малогабаритной кабиной); замените фильтрующий элемент гидросистемы
(тракторы с
унифицированной кабиной);
- промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля;
- проверьте и при необходимости подтяните: наружные крепления составных
частей трактора, в том числе болты головки блока цилиндров дизеля и
болты
крепления кронштейна промежуточной опоры карданного вала к корпусу муфты
сцепления (для тракторов с ПВМ); болты корпусов силовой передачи,
ступиц задних колес, кронштейна поворотного вала ЗНУ; гайки передних и
задних колес;
- проверьте и отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами дизеля;
- проверьте уровень и при необходимости долейте: охлаждающую жидкость в
радиатор, воду в блок отопления и охлаждения воздуха в малогабаритной
кабине (при работе блока в режиме охлаждения);
- слейте: отстой из фильтра грубой очистки топлива и конденсат из
ресивера;
- проверьте и при необходимости восстановите герметичность
воздухоочистителя и впускных трубопроводов дизеля;
- проконтролируйте работоспособность дизеля, систем освещения и
сигнализации, стеклоочистителя.
Рис.01. Схема техобслуживания МТЗ-82
Работы по техобслуживанию трактора МТЗ-82 Беларус
Проверьте и при необходимости отрегулируйте:
1 - натяжение ремня вентилятора - Прогиб ремня на ветви "шкив генератора
— шкив коленвала" 15-22 мм при нажатии с усилием 40Н (4 кгс).
2 - давление воздуха в шинах и состояние шин - Давление в шинах согласно
рекомендациям.
3 - свободный ход педали сцепления - 40...50 мм по подушке педали
4 - полный ход педалей рабочих тормозов - 70-90 мм (110-120 мм для
тракторов с унифицированной кабиной) при усилии 125 Н (12,5 кгс)
5 - ход рычага стояночного тормоза - При усилии 200Н (20 кгс) на
рукоятке рычага защелка должна перемещаться и фиксироваться во впадинах
3-4
передних зубьев сектора
6 - люфт рулевого колеса - Не более 25° при работающем дизеле Д-243
7 - давление и падение давления воздуха в пневмосистеме - 6,5-8,0
кгс/см2 (0,65-0,80 МПа); падение давления не более 2,0 кг/см2 (0,2 МПа)
в течение 30 мин
8 - схождение передних колес - 0-8 мм;
9 - зазоры между клапанами и коромыслами - 25 мм на холодном дизеле для
впускных и выпускных клапанов
10 - затяжку болтов крепления головки цилиндров с последующей
регулировкой зазоров между клапанами и коромыслами - Момент затяжки
19-21 кгсм (190-210 Нм).
11 - механизм управления планетарным редуктором заднего ВОМ - Усилие на
рычаге управления при переключении должно быть 12-15 кгс (120-150 Н);
переключение из выключенного во включенное положение должно быть четким
12 - шарниры рулевых тяг - Зазор в шарнирах не допускается.
13 - подшипники шкворней планетарно-цилиндрических редукторов ПВМ -
Усилие поворота кулака, приложенное к фланцу крепления колеса, должно
быть в
пределах 6...8 кгс.
14 - затяжку гайки предохранительной муфты промежуточной опоры - Муфта
должна передавать момент 40-80 кгсм (400-800 Нм).
16 - подшипники фланца планетарно-цилиндрического редуктора ПВМ -
Затяните регулировочную гайку моментом 18...20 кгсм, а затем отверните
ее на 15-20°. Раскерните гайку в 2-х прорезях фланца
19 - срабатывание выключателя блокировки запуска дизеля - Запуск дизеля
Д-243 при включенной передаче не допускается.
Проверьте уровень и при необходимости долейте:
20 - охлаждающую жидкость в радиатор - На 50-60 мм ниже верхнего торца
заливной горловины
Проверьте уровень масла и при необходимости долейте:
21 - в картере дизеля - До верхней метки на маслоизмерительном стержне.
22 - в корпусе трансмиссии - До верхней метки масломера.
23 - в корпусе гидроусилителя руля - До верхней метки масломера.
24 - в корпусе ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ - До уровня
контрольных отверстий в корпусах верхних конических пар (ПВМ с
коническими
колесными редукторами. До уровня контрольно-заливных отверстий в корпусе
промежуточной опоры. До уровня контрольного отверстия в бортовых
редукторах заднего моста (Беларус 82Р). До уровня контрольных отверстий.
26 - в баке гидронавесной системы - До метки "П" масломерной линейки.
27 - Замените масло в картере двигателя Д-243, слейте масло из корпуса
топливного насоса - Слейте масло на прогретом дизеле, залейте свежее до
верхней метки на маслоизмерительном стержне.
29 - Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива -
Предварительно слейте отстой из корпуса фильтра.
30 - Замените фильтрующий элемент в маслобаке гидросистемы (тракторы с
УК).
Смажьте:
31 - подшипник отводки муфты сцепления - 4-6 нагнетаний шприцем.
32 - втулки поворотных цапф передней оси - 10-12 нагнетаний шприцем.
33 - шарниры гидроцилиндра ГОРУ (через одно ТО-1) - До появления смазки
из зазоров.
34 - шестерни правого раскоса ЗНУ - 3-4 нагнетаний шприцем.
35 - втулки вала заднего навесного устройства - До появления смазки из
зазоров.
35а - шарниры рулевой тяги - 0,015 кг.
36 - подшипники шкворней планетарно-цилиндрических редукторов ПВМ - 4-6
нагнетаний шприцем.
37 - проверьте уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя,
при необходимости долейте или замените - До уровня кольцевого пояска на
поддоне; наличие в масле механических примесей не допускается.
38 - очистите внутреннюю полость фильтра грубой очистки воздуха - До
полной очистки.
39 - разберите и промойте корпус, фильтрующие элементы и центральную
трубу - До удаления загрязнений.
40 - проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и
впускного трубопровода - Подсос воздуха не допускается. Работающий на
средних
оборотах дизель должен заглохнуть, если перекрыть центральную трубу
воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки топлива).
42 - проведите обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления
(трактора с УК) - Очистите фильтр встряхиванием и продувкой сжатым
воздухом.
Слейте:
43 - конденсат из ресивера - До полного удаления конденсата
44 - отстой из фильтра грубой очистки топлива - До появления чистого
топлива
66 - отстой из фильтра тонкой очистки топлива - До появления чистого
топлива
67 - отстой из топливных баков - До появления чистого топлива
Проверьте:
45 - работоспособность дизеля, рулевого управления, тормозов, систем
освещения и сигнализации, стеклоочистителя
Дизель Д-243 трактора МТЗ-82 должен работать устойчиво на всех оборотах
коленчатого вала, органы управления, системы освещения и сигнализации,
стеклоочиститель и тормоза должны быть технически исправными.
Проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления составных
частей:
46 - затяжку гаек поворотных рычагов рулевого управления - Ослабление
резьбовых и других соединений не допускается
46а - гайку сошки ГУР (если установлена)
47 - лонжеронов к переднему брусу и к корпусу муфты сцепления
48 - корпуса КПП к заднему мосту и корпусу муфты сцепления
49 - болты крепления кронштейна поворотного вала ЗНУ
50 - гайки крепления колес и болты крепления ступиц
По тракторам МТЗ Беларус 82.1/82.2/82Р дополнительно:
51 - болты фланцев шкворных труб, гайки клиньев переднего ведущего
моста, болты крепления промежуточной опоры, болты крепления фланцев
карданных валов
52 - болты крепления бортовых редукторов (Беларус 82Р) к корпусу заднего
моста
Проведите обслуживание аккумуляторных батарей:
53 - проверьте состояние и при необходимости очистите поверхность
аккумулятора, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в
пробках
смажьте клеммы и наконечники проводов - Клеммы должны быть чистыми от
окислов, вентиляционные отверстия открытыми
54 - проверьте уровень электролита и при необходимости долейте
дистиллированную воду - Уровень электролита должен быть выше защитной
решетки на
12-15 мм
55 - проверьте степень разряженности батарей по плотности электролита,
при необходимости проведите подзарядку батарей или замените их
заряженными -
Разряд больше 50 % летом и 25 % зимой не допускается
Очистите и промойте:
56 - ротор центробежного масляного фильтра дизеля - Слой отложений
должен быть полностью удален. Ротор должен вращаться 30-60 с после
остановки
дизеля
57 - фильтрующий элемент регулятора давления пневмосистемы (при
постоянном использовании пневмосистемы) - Промойте до удаления
загрязнения
58 - фильтр предварительной очистки масла дизеля - Очистите и промойте
до удаления загрязнений
Промойте:
59 - фильтр грубой очистки топлива - До удаления загрязнений
60 - сливные фильтры гидронавесной системы (тракторы с малогабаритной
кабиной) и гидроусилителя руля - До удаления загрязнений
61 - сапун и сетку маслозаливной горловины дизеля - До удаления
загрязнений
62 - крышку и фильтры топливного бака - До удаления загрязнений
64 - Снимите топливный насос и направьте в специализированную мастерскую
для проверки и регулировки. При установке насоса на дизель проверьте и
отрегулируйте угол опережения подачи топлива (через 2000 мтч) - Угол
опережения подачи топлива относительно ВМТ поршня по мениску
моментоскопа
19...21°
65 - Проверьте и отрегулируйте форсунки на давление впрыска и качество
распыла топлива (через 2000 мтч) - Давление впрыска 220+8
кгс/см?(21,6+0,8
МПа). Качество распыла — без сплошных струй и сгущений. Подтекание
распылителей не допускается.
66 - Снимите стартер и направьте в специализированную мастерскую (через
3000 мтч)
Сезонное техническое обслуживание (ТО-ВЛ и ТО-03) МТЗ-82
Замените летние сорта масла на зимние (см. таблицу смазки):
- в картере дизеля;
- в корпусе гидроагрегатов;
- в корпусе гидроусилителя руля;
- в корпусе трансмиссии;
- в корпусе ПВМ;
- в корпусах колесных редукторов ПВМ;
- в промежуточной опоре;
- в бортовых редукторах Беларус 82Р.
Вверните до упора винт посезонной регулировки напряжения на
генераторе(положение "3"—зима).
Замените смазку в ступицах передних колес тракторов Беларус 82.
Отрегулируйте зазор в подшипниках колес.
Заправьте систему охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низкой
температуре, предварительно промыв систему охлаждения.
Прочистите калиброванное отверстие болта штуцера элекрофакельного
подогревателя.
Снимите карданные валы и проверьте плотность посадки фланцев в осевом
направлении на валах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ведущей
шестерни главной передачи (тракторов с ПВМ). Осевые люфты устраните
подтяжкой гаек.
Заправочные емкости трактора МТЗ-82, л
Система смазки дизеля (с учетом масляного радиатора) - 13,3
Система охлаждения дизеля (с радиатором) - 17
Корпус трансмиссии - 40
Корпус ПВМ с коническими редукторами (Беларус 82.1) - 1,6
Корпус ПВМ с планетарно цилиндрическими редукторами (Беларус 82.2) - 3,7
Корпус редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) - 1,8
Корпус верхней конической пары редуктора ПВМ с коническими передачами
(каждый) - 0,3
Корпус планетарно-цилиндрического редуктора (каждый) - 2,0
Масляный бак гидросистемы и ГОРУ - 21,5
Топливные баки (2 шт.) - 130
Корпус промежуточной опоры карданного привода ПВМ - 0,15
Корпус ГУР - 6,0
Корпус бортовой передачи Беларус 82 Р (каждый) - 3,7
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов