_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система пуска дизелей
____________________________________________________________________________________________
Система пуска служит для обеспечения быстрого и надежного запуска дизелей. Для пуска дизеля в ход необходимо, чтобы его коленчатый вал вращался с частотой 200—300 об/мин. Чтобы прокрутить коленчатый вал дизельного двигателя, требуется большое усилие для преодоления сопротивления сжатия воздуха в цилиндрах и сил трения деталей.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Поэтому для запуска дизелей применяют специальные устройства: пусковые
карбюраторные двигатели или электрические стартеры служат для вращения
коленчатого вала; декомпрессионные механизмы и понижающие редукторы —
для облегчения прокручивания его; различные подогреватели - для
ускорения воспламенения топлива.
Пуск при помощи электрического стартера получил широкое распространение.
Суть его заключается в том, что стартер (электрический двигатель
постоянного тока) включают в цепь аккумулятора (источник энергии).
Шестерня стартера входит в зацепление с шестерней маховика двигателя, и
стартер начинает вращать коленчатый вал дизеля.
После запуска дизеля шестерня стартера автоматически отключается от
шестерни маховика. Пуск при помощи вспомогательного бензинового
двигателя, как более надежный, получил распространение на средних и
мощных тракторах. Для этой цели используются двухтактные двигатели П-350
(на двигателях СМД-60, СМД-62, СМД-64) и ПД-10 У или П-10УД (двигатели
А-41, А-01М, СМД-14, Д-50, Д-240, Д-65Н).
Конструкция двигателя П-350 аналогична П-10 УД. Повышенная мощность 13,5
л. с. достигается на нем за счет увеличения степени сжатия и числа
оборотов коленчатого вала до 4000 в минуту. На тракторах Т-100М и Т-130
устанавливаются четырехтактные пусковые двигатели П-23 и П-23М. Для
соединения пускового двигателя с основным в системе предусмотрен
редуктор пускового двигателя.
Устройство двигателя П-10УД
Пусковой двигатель тракторов А-41, А-01М, СМД-14, Д-50, Д-240, Д-65Н
состоит из остова, кривошипно-шатунного механизма, системы питания,
регулятора, системы зажигания и собственной системы пуска электрическим
стартером. Остов пускового двигателя образован картером, цилиндром и
головкой цилиндра. В расточках картера помещены роликовые подшипники
коленчатого вала.
Двойные стенки цилиндра образуют рубашку охлаждения, которая через
патрубок соединена с рубашкой основного двигателя. В центральное
отверстие головки ввернута свеча зажигания, а в наклонное отверстие -
краник для заливки бензина в цилиндр перед пуском двигателя.
С правой стороны на коленчатом валу крепится маховик с шестерней привода
от стартера, а с левой стороны — шестерни привода регулятора и
магнето и промежуточная шестерня — для передачи вращения от коленчатого
вала на редуктор.
Двигатель П-10УД (тракторы А-41, А-01М, СМД-14, Д-50, Д-240, Д-65Н) -
бензиновый, двухтактный. Система питания и регулирования пускового
двигателя включает в себя топливный бачок с фильтром-отстойником,
карбюратор, топливопроводы, воздухоочиститель и регулятор.
В качестве топлива используется смесь из пятнадцати частей (по объему)
бензина и одной части дизельного масла, которая одновременно служит
смазкой для трущихся деталей пускового двигателя.
Карбюратор. На двигатели П-10 УД и П-350 установлен горизонтальный
однокамерный беспоплавковый карбюратор К-06. В корпусе карбюратора
расположены воздушная и дроссельная заслонки и диффузор. Дроссельная
заслонка управляется автоматически регулятором через тягу. Главная
дозирующая система состоит из жиклера-распылителя, седла и клапана.
В систему холостого хода входят канал и отверстия, жиклер и
регулировочный винт. Между корпусом и крышкой установлена диафрагма, к
средней
части которой пружиной прижимается один конец двуплечего рычага. На
другом его конце закреплен резиновый топливный клапан. Для облегчения
запуска карбюратор снабжен утолителем.
Работа карбюратора. Топливо в камеру над диафрагмой самотеком поступает
из бензинового бачка через штуцер и сетчатый фильтр. При работе
двигателя топливо высасывается из полости через жиклер-распылитель,
давление в ней становится меньше, чем под диафрагмой в полости,
диафрагма прогибается вверх и поворачивает двуплечий рычаг вокруг оси.
Клапан отходит от седла, и топливо заполняет пространство над
диафрагмой. Когда давления выравниваются, диафрагма возвращается вниз, а
клапан закрывается. При пуске холодного двигателя для обогащения смеси
воздушная заслонка прикрывается рычажком, а дроссельная заслонка
открывается полностью. Перед пуском для заполнения карбюратора топливом
нажимают на утолитель.
На малых оборотах холостого хода дроссельная заслонка почти полностью
закрыта, поэтому топливо из главного жиклера не истекает ввиду малого
разрежения в смесительной камере. В этом случае работает система
холостого хода, и горючая смесь поступает за дроссельную заслонку.
При работе двигателя с нагрузкой дроссельную заслонку открывают,
разрежение в диффузоре увеличивается и топливо высасывается из главного
жиклера. Жиклер холостого хода не работает. При увеличении частоты
вращения коленчатого вала разрежение в диффузоре увеличивается и через
каналы в полость подсасывается воздух, снижая количество проходящего
через жиклер топлива.
Поэтому с возрастанием частоты вращения смесь не обогащается. Частоту
вращения холостого хода регулируют винтом, для чего его заворачивают
до отказа, а затем отворачивают на 2,5 оборота, при этом двигатель
должен иметь устойчивые обороты. Пусковой двигатель П-10УД должен
развивать
частоту вращения 3500 об/мин при полной нагрузке, а П-350 - 4000 об/мин.
Система зажигания
В пусковом двигателе рабочая смесь воспламеняется от электрической
искры, которая образуется между электродами запальной свечи. Высокое
напряжение для получения искрового разряда создается в магнето и
подводится к свече по проводу. На пусковых двигателях П-10УД или П-350
используется малогабаритное одноискровое магнето М-24 или М-124.
Магнето представляет собой прибор, выполняющий функции генератора,
трансформатора, прерывателя и распределителя. Оно состоит из следующих
частей. В корпусе магнето установлены стойки, в которых вращается
постоянный двухполюсный магнит-ротор.
На стойках закреплен сердечник трансформатора, на котором намотана
первичная обмотка, состоящая из 150-200 витков сравнительно толстой
(0,7-1,0
мм) изолированной проволоки и вторичная обмотка с большим числом витков
(11000-13 000) тонкой (0,07 мм) изолированной проволоки. Один конец
первичной обмотки присоединен на массу, а другой - к изолированному
контакту прерывателя.
Подвижный контакт соединен с массой. Вторичная обмотка одним концом
соединена с первичной, а через нее — с массой, вторым — с проводом и
центральным изолированным электродом свечи. Боковой электрод свечи
припаян к корпусу свечи и, следовательно, соединен с массой. Магнит,
стойки и сердечник составляют магнитную систему.
При вращении магнита магнитный поток в стойках и сердечнике изменяется
по величине и направлению. Проходя через сердечник, магнитный поток
пересекает витки первичной обмотки, образуя в ней электродвижущую силу и
электрический ток низкого напряжения. Путь тока низкого напряжения:
первичная обмотка - замкнутые контакты прерывателя - масса - сердечник -
первичная обмотка (или в обратном направлении).
Переменный по величине и направлению ток низкого напряжения создает
вокруг первичной обмотки магнитное поле, которое пересекает витки
вторичной обмотки. Когда ток в первичной обмотке достигает максимума,
кулачок, установленный на валу ротора, размыкает контакты прерывателя и
магнитное поле, образованное током низкого напряжения, резко исчезает;
во вторичной обмотке наводится электродвижущая сила напряжением 20000-25000 В.
Путь тока высокого напряжения: вторичная обмотка - провод высокого
напряжения - центральный электрод свечи - боковой электрод свечи - масса
-
сердечник - первичная обмотка - вторичная обмотка. С центрального
электрода свечи на боковой ток высокого напряжения проскакивает в виде
искры,
которая и воспламеняет рабочую смесь в цилиндре пускового двигателя.
В момент размыкания контактов в первичной обмотке индуктируется ток
самоиндукции напряжением 300-400 В. Поэтому, чтобы контакты не
подгорали, а первичная цепь размыкалась, параллельно контактам
устанавливается конденсатор, который заряжается в момент размыкания
контактов и тем самым поглощает токи самоиндукции.
Для выключения зажигания предусмотрен выключатель, замыкающий первичную
обмотку на массу. Зазор между контактами в момент их размыкания
должен быть 0,25-0,35 мм и регулироваться эксцентриком неподвижного
контакта.
Установка зажигания на двигателях П-10УД и П-350
Для установления магнето на двигатель выворачивают свечу и вставляют в
свечное отверстие проволоку до упора в днище. Затем поворачивают
коленчатый вал по направлению вращения до тех пор, пока проволока не
прекратит своего движения вверх. В этом положении поршень будет
находиться в верхней мертвой точке при такте сжатия.
На проволоку наносят риску на уровне отверстия свечей и выше ее на 5,8
мм наносят вторую отметку, после чего, вращая коленчатый вал в обратную
сторону, опускают его на 5,8 мм (до совпадения верхней риски с уровнем
свечного отверстия). Это будет соответствовать положению коленчатого
вала 27° до ВМТ.
При указанном положении поршня должно быть начало размыкания контактов
прерывателя (а в момент разрыва контактов на свечу подается высокое
напряжение и искра). Поэтому снимают крышку прерывателя и вращают ротор
магнето до начала размыкания контактов, и в этом положении ротора
вводят выступы полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепляют
магнето болтами.
Небольшое изменение угла опережения зажигания можно осуществить
поворотом корпуса магнето. Это позволяет точно установить угол
опережения
зажигания. Редуктор пускового двигателя служит для передачи крутящего
момента от пускового двигателя к дизелю.
На двигателях СМД-14, АМ-41, Д-240, СМД-60 и других используются
одноступенчатые редукторы, имеющие многодисковую муфту сцепления,
обгонную роликовую муфту и автомат отключения пусковой шестерни.
Редуктор крепится к картеру маховика двигателя. В корпусе редуктора на
двух
подшипниках вращается вал редуктора.
На валу свободно насажена шестерня с бронзовой втулкой, которая
находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней пускового
двигателя и получает от нее вращение. К шестерне прикреплен или
приклепан у ряда двигателей ведущий барабан муфты сцепления. В барабане
размещены поочередно три ведомых и три ведущих дисков.
Ведущие диски пазами соединены с ведущим барабаном, а ведомые диски
связаны выступами с обоймой обгонной муфты. Внутри обоймы сделаны
четыре выреза переменного сечения, в которых размещены ролики,
прижимаемые к валу редуктора толкателем и пружинами. Выпадение роликов
из
обоймы ограничивается упорным диском и фланцем ступицы.
Нажимной механизм муфты сцепления пускового двигателя состоит из
нажимного диска чашеобразной формы, подвижного и неподвижного упоров.
Между подвижным упором и нажимным диском установлен упорный подшипник.
Зубчатый венец башмака находится в постоянном зацеплении с
шестерней рукоятки. Стопорный болт предупреждает осевое перемещение
рукоятки.
При повороте рукоятки движение передается подвижному упору, который
скользит по винтовой поверхности неподвижного упора и перемещается
вдоль оси. Через упорный подшипник движение передается нажимному диску,
который преодолевает усилие пружины, сжимает ведомые и ведущие
диски муфты.
В результате трения между дисками вращение от шестерни пускового
двигателя передается на шестерню и ведущий барабан и далее через ведущие
и
ведомые диски на обойму обгонной муфты. При включении муфты сцепления
обойма обгонной муфты начинает вращаться и ролики заклинивают
обойму на валу и заставляют вал редуктора вращаться.
На заднем шлицевом конце вала на шлицах свободно насажена шестерня с
механизмом автоматического выключения. Автомат выключения состоит из
стакана, закрепленного на ступице шестерни четырьмя болтами. На стакане
находятся на осях грузы. Во внутреннем сверлении вала устанавливаются
пружина и толкатель, упирающиеся одним концом в пружину, а другим в
хвостовики грузов.
С торца в отверстие вала ввернута гайка с буртом для удержания грузов.
Для введения шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика
поворачивают рукоятку влево, при этом рычаг надавит на пятки грузов и,
преодолевая сопротивление пружины, переместит стакан и шестерню влево.
Когда шестерня войдет в зацепление с венцом, выступы грузов зацепятся за
бурт гайки и будут удерживать шестерню во включенном состоянии.
При работающем пусковом двигателе и включенных муфте и автомате крутящий
момент с коленчатого вала пускового двигателя передается на
коленчатый вал основного двигателя, заставляя его вращаться. Как только
дизель заведется, его обороты возрастают. Вращение начинает
передаваться с маховика на вал редуктора.
Его обороты увеличиваются, под действием центробежной силы грузы
расходятся и выходят из зацепления с буртом гайки, пружина разожмется и
через толкатель переместит стакан и шестерню вправо и отсоединит ее от
венца маховика. В момент выключения автомата после запуска дизеля
обгонная муфта предотвращает разносные обороты пускового двигателя.
Так как вал редуктора начинает вращаться от маховика быстрее, чем обойма
обгонной муфты, то ролики, преодолевая сопротивление пружин,
перекатываются в пазах в расширяющуюся сторону и освобождают обойму от
заклинивания с валом. В результате этого она проскальзывает
относительно вала, благодаря чему вращение коленчатого вала пускового
двигателя не зависит от оборотов основного дизеля.
После выключения муфты сцепления происходит полное отключение пускового
двигателя от редуктора. Обслуживание редуктора сводится к проверке
через каждые 240 ч работы уровня масла и замене его через 960 ч работы
трактора. Муфту сцепления редуктора регулируют через 960 ч работы.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов