_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Техническое обслуживание дизеля Д-243
____________________________________________________________________________________________
Замена масла в картере дизельного двигателя
Д-243
При замене масла в картере дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняйте
следующие рекомендации:
- заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей
инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
- заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не
допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней
метки;
- проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после
остановки дизеля;
- замену масла в картере двигателя производите через 500 ч. (при ТО-2).
- Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется
отверстие, закрываемое пробкой.
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя Д-243
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после
обкатки нового трактора МТЗ-82 и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также
после
снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и
при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом
стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину
0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.
Регулировку клапанов Д-243 производите в следующем порядке (рис. 35):
- снимите колпак крышки головки цилиндров;
- проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
- установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть
закрыты);
- отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и,
вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и
торцом
стержня необходимый зазор по щупу 3.
- После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор
щупом, проворачивая штангу.
- Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку
работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по
ходу
часовой стрелки.
Рис. 35. Регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-82
Допускается регулировка клапанов Д-243 другим способом:
- снимите колпак крышки головки цилиндров;
- проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
- проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре
(впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан —
заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах
(отсчет клапанов от вентилятора);
- проверните коленвал на один оборот, установив перекрытие в четвертом
цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.
После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При
перепроверке на холодном двигателе допускаются зазоры 0,20...0.35 мм для
впускных и
выпускных клапанов.
Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-243
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после
обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в
следующем порядке:
- снимите колпак и крышку головки цилиндров;
- снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления
головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 36. Момент
затяжки
должен быть 19-21 кгсм (190-210 Нм);
- после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите
на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и
клапанами.
- Установите на место крышку головки и колпак крышки.
Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра Д-243
Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно
со сменой масла в картере двигателя МТЗ-82.
Очистку ротора производите в следующей последовательности:
- отверните колпачковую гайку 1 (рис. 37) крепления колпака 2
центробежного фильтра и снимите его;
- между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень
небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис.
38).
Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан
3 с корпуса ротора;
- с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних
стенок стакана ротора;
- при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки
ротора;
- соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив
метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора
смажьте
моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана
заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор;
гайку 1
крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 нм);
- проверьте работу центробежного масляного фильтра. После остановки
дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий
шум
от вращения ротора.
Промывка фильтра предварительной очистки масла Д-243
После обкатки трактора МТЗ-82 и через каждые 1000 ч работы промойте
фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым
воздухом до
полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из
масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль
обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.
Промывка набивки сапуна
Набивку сапуна дизельного двигателя МТЗ-82 промывайте топливом через
1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун,
промойте его
и продуйте сжатым воздухом.
Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав
ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна
промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком
цилиндров.
Регулировка сливного клапана центрифуги
При работе дизеля МТЗ-82 на номинальных оборотах и температуре воды 95
°С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если
давление
масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите
дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла.
Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой
пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 40),
предварительно сняв резьбовую пробку.
Операции технического обслуживания системы охлаждения Д-243
При ТО системы охлаждения двигателя МТЗ-82 придерживайтесь следующих
рекомендаций:
- поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм
ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не
ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
- следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении
температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня
вентилятора;
- содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
- натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1)
Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть
таким,
чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку
натяжения производите поворотом генератора;
- при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему
охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из
50-60 г
кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему
возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из
системы
раствор и промойте ее чистой водой;
- в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое
уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего
периода эксплуатации.
Техническое обслуживание воздухоочистителя
Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля
Д-243, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности
воздушного
фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности.
Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 41):
- снимите с двигателя МТЗ-82 воздухоочиститель и разберите его (отделите
поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
- очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и
центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь,
продуйте
сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на
дизель;
- заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его
на место;
- проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного
воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах
дизеля
перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен
быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните
неплотности;
- при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3
и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2
(черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем —
фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец —
фильтрующий
элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму
5 и стопор 6.
В случае отсутствия на тракторе МТЗ-82 или неисправности контрольной
лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите
следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч
в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте
уровень и состояние масла.
В случае загрязнения масла слейте его,
промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки.
При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите
на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые
1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в
пунктах "а", "б", "в", "г" и "д".
Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Д-243
Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки
топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части
стакана и
слейте отстой до появления чистого топлива.
Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего
(рис. 43):
- закройте краник топливного бака;
- снимите болты 1 крепления стакана 3;
- снимите стакан 3;
- отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
- снимите рассеиватель;
- промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в
дизельном топливе и установите их на место.
После сборки фильтра заполните систему топливом.
Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки
топлива Д-243
Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки
топлива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте
отстой
до появления чистого топлива.
Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для
этого (рис. 45):
- закройте кран топливного бака;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
- отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент
2;
- промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
- установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;
- откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите
воздух из топливной системы.
Заполнение системы питания топливом и удаление воздуха
Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис.
46) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на
фильтре
тонкой очистки топлива.
При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая
последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку
на
корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После
удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной
подкачки.
Проверка и регулировка форсунки Д-243
Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и
направьте в мастерскую для проверки их на стенде.
Проверка на дизеле угла начала подачи топлива насосом
При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а
также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта
обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом.
Проверку угла производите в следующей последовательности:
- установите рычаг управления подачей топлива в положение,
соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и
вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой,
к
которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с
внутренним диаметром 1 -2 мм);
- проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной
трубки струи топлива без пузырьков воздуха;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно
вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем
топлива в
трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого
вала;
- выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия
заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до
упора в
маховик.
При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это
значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение,
соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с
отверстием в маховике произведите регулировку с помощью
квалифицированного
специалиста.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов