_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сцепление МТЗ-1221 Беларус
____________________________________________________________________________________________
Сцепление трактора Беларус 1221 (рис. 10) — фрикционное, сухое,
двухдисковое, постоянно-замкнутого типа.
Рис. 10. Сцепление МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 —
ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель
крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12
— рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 —
гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 —
кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик
управления; 23
— стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 — диск
ведомый.
Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (3) и
средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые
входят в специальные пазы маховика.
К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями
крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).
Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой
частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к
трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24).
Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие
автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления.
Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном
диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).
Управление сцеплением МТЗ-1221.2 Беларус
Выключение сцепления производится педалью сцепления (1) (рис. 11) через
рычажную передачу (1),(8),(5), отводку (18) (рис. 10) и выжимной
подшипник
(17). Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 11)
осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 10).
Пружина сервоустройства (10) облегчает выключение сцепления и постоянно
поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении
сцепления.
Рис. 11. Управление сцеплением
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 —
болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10
— пружина сервоустройства.
Управление сцеплением МТЗ Беларус 1221-В.2
Прямой ход
Включение сцепления производится педалью (1), рис. 12, действующей на
рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10)
вала
вилок выключения сцепления.
Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении
сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу
педали. При отпускании педали все элементы управления возвращаются в
исходное состояние оттяжными пружинами (4,8).
Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого
из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12).
Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11)
сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление
функционирует
как механическое (см. рис. 11).
Рис. 12. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221 Беларус
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 –
оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 – гидроусилитель; 7 – кронштейн; 9 –
тяга; 10 – рычаг; 11
– маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная
пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 -
оттяжная
пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 –
маслопровод; 23 – колпачек; 24 – клапан перепускной.
Реверс
Для управления сцеплением применен гидростатический привод, состоящий из
подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21),
маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой.
Выключение сцепления производится педалью (14), действующей на шток (19)
и поршень (20) главного цилиндра.
Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5)
перемещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение
сцепления как
описано выше для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой
(2) и педаль (1) остаются в исходном положении.
Корпус сцепления - В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого
ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидросистемы КПП.
Регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ-1221.2 Беларус
Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 40-50 мм. Слишком
большой ход педали не позволит полностью выключать сцепление и
затруднит переключение передач.
Слишком малый ход педали вызовет проскальзывание дисков муфты, быстрый
износ дисков и перегрев деталей сцепления.
Чтобы отрегулировать свободный ход педали сцепления:
- Расшплинтуйте и выньте палец (2), отсоединив тягу (5) от рычага (1).
- Ослабьте контргайку (4).
- Вывинтите болт (8) так, чтобы стержень педали (6) переместился вверх
до упора в пол кабины.
- Поверните рычаг (1) в направлении против часовой стрелки до упора, то
есть когда выжимной подшипник касается выжимных рычагов.
- Вывинчивая вилку (3), совместите отверстия в вилке и рычаге (1) и
затем ввинтите вилку в тягу (5) на 5...5,5 оборотов (то есть укоротите
тягу).
- Соберите рычажную передачу педали сцепления в обратной
последовательности.
- Убедитесь в том, что педаль сцепления надежно возвращается до упора в
полик на участке свободного хода педали. В противном случае,
отрегулируйте усилие пружины сервоустройства (7) с помощью болта (8) или
измените положение кронштейна (9), повернув его относительно оси болта
крепления.
Регулировка свободного хода педали сцепления на реверсе Беларус-1221 В-2
- Расшплинтуйте и снимите палец (2);
- сдвиньте чехол (11) и ослабьте контрогайку (10);
- вращением вилки (9) толкателя (6) главного цилиндра (8) установите
свободный ход педали (1) по подушке в пределах 4,5…9,5 мм от крайнего
верхнего
положения (упора) до касания толкателя (6) поршня (7). Это соответствует
зазору между сферической головкой толкателя и углублением в поршне в
пределах 1…2 мм;
- вытяните контрогайку, установите и зашплинтуйте палец;
- проверьте уровень тормозной жидкости в полости главного цилиндра,
который должен быть на 10…15 мм ниже верхнего торца корпуса главного
цилиндра. Если необходимо, долейте до уровня;
- прокачайте систему гидростатического привода, выполнив следующие
операции:
- снимите защитный колпачек (23) (рис. Д-11а) клапана (24) и наденьте на
головку клапана трубку, опустив свободный конец трубки в сосуд с
тормозной
жидкостью «Нева-М»;
- нажмите несколько раз на педаль (1), и удерживая ее нажатой, отвинтите
клапан на 1/4 оборота, выпуская пузыри воздуха в сосуд;
- затяните клапан и отпустите педаль. Повторите операции до полного
удаления воздуха;
- снимите трубку, наденьте колпачек, долейте тормозную жидкость.
Наденьте чехол.
Смазка подшипника отводки сцепления МТЗ-1221-2 Беларус
- Снимите пробку с левой стороны корпуса сцепления.
- С помощью шприца произведите 4-6 нагнетаний смазки «Литол-24» через
масленку, ввинченную в корпус отводки для смазки выжимного подшипника.
Не нагнетайте избыточного количества смазки, поскольку излишняя смазка
будет накапливаться внутри корпуса сцепления и может попасть на
поверхности сухого трения.
Неисправности сцепления и их устранения
Муфта сцепления не передает полного момента («буксует»)
Отсутствует зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами -
«муфта полувыключена» (недостаточный свободный ход педали сцепления) -
Отрегулировать зазор.
Неполное включение муфты сцепления (рычаг сцепления не возвращается в
исходное положение) при отпускании педали сцепления из-за нарушения
работы управления сцеплением - Выявить и устранить причину.
Изношены накладки ведомых дисков МТЗ-1221 Беларус - Заменить накладки
или ведомые диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков из-за попадания масла в сухой отсек
- Выявить и устранить причину попадания масла в сухой отсек.
Недостаточное усилие нажимных пружин (усадка пружин при длительном
буксовании и перегреве муфты) - Заменить нажимные пружины.
Муфта сцепления выключается не полностью («ведет»)
Увеличен зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами (большой
свободный ход педали сцепления) - Отрегулировать зазор.
Недостаточный полный ход рычага сцепления при полном выжиме педали
сцепления - Обеспечить полный ход рычага сцепления и соответственно ход
поршня гидроусилителя при полном выжиме педали сцепления.
Отжимные рычаги неравномерно прилегают к выжимному подшипнику -
Отрегулировать положение отжимных рычагов.
Повышенное коробление ведомых дисков - Проверить торцевое биение
накладок ведомого диска относительно наружного диаметра шлиц ступицы –
должно быть не более 0.8 мм на радиусе 165 мм. Если невозможно
выправить, диски заменить.
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала трансмиссии - Зачистить
шлицы, обеспечив свободное перемещение дисков на валу трансмиссии.
Разрушен подшипник опоры вала трансмиссии в маховике - Заменить
подшипник.
Рычаг сцепления не возвращается в исходное положение при отпускании
педали сцепления
Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на
реверсе - Отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком
гидроусилителя - Провести регулировку.
Заклинивает поршень главного цилиндра на реверсе (не возвращается в
исходное положение) из-за разбухания манжеты и уплотнительного кольца,
что
приводит к перекрытию компенсационных отверстий
Заклинивает поршень рабочего цилиндра из-за разбухания манжеты -
Применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в
тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного
топлива. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на
реверсе.
Тугое перемещение поршня гидроусилителя - Заменить гидроусилитель.
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на реверсе -
Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на реверсе и
удалить
воздух из системы.
Потеря упругости оттяжной пружины - Заменить пружину.
Не обеспечивается полный ход рычага сцепления при выжиме педали
сцепления
Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на
реверсе - Отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком
гидроусилителя - Отрегулировать.
Наличие воздуха в гидравлической системе управления сцеплением
МТЗ-1221-2 Беларус на реверсе - Прокачать гидравлическую систему
тормозной
жидкостью на реверсе.
Недостаточный уровень тормозной жидкости в бачке гидравлической системы
на реверсе - Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке
главного цилиндра на реверсе.
Нарушение герметичности рабочих полостей главного и рабочего цилиндров
из-за повреждения, износа манжет или уплотнительного кольца - Заменить
манжеты или уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах, если
они изношены. Проверить нет ли на зеркале главного и рабочего цилиндров
заусенцев, неровностей или раковин.
Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе
гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему - Подтянуть соединения,
заменить поврежденные детали.
Засорение отверстия в поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в
главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через
уплотнения. - Прочистить отверстие.
Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения -
Заменить трубопроводы.
Утечка масла через уплотнительные кольца гидроусилителя - Заменить
уплотнительные кольца в гидроусилителе.
Нет усилия на педали сцепления на реверсе - Наличие воздуха в
гидросистеме. Изношены манжеты и кольцо в главном и рабочем цилиндрах.
Заменить
манжеты и уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах.
Рукав гибкий увеличивается в объеме, раздувается, удлиняется - Заменить
рукав гибкий.
Содержание инструкции по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-1221
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов