_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лущильники и катки
____________________________________________________________________________________________
Лущильники
Лущение - обработка почвы на небольшую глубину, предшествующая вспашке.
Проводят его с целью рыхления почвы, сохранения влаги, заделки
семян сорняков и пожнивных остатков, борьбы с вредителями и болезнями
сельскохозяйственных растений. Лущение снижает затраты механической
энергии на вспашку. Лущат почву дисковыми и лемешными лущильниками.
Рабочий орган дисковых лущильников - сферический диск, лемешных -
отвальный корпус шириной захвата 25 см. Диски лущильников располагают
так, чтобы плоскость вращения дисков составляла с направлением
движения угол атаки 30 - 35°. В таком положении диски хорошо подрезают и
крошат пласты почвы, заделывают в верхний слой пожнивные остатки и
семена сорняков.
Сельхозтехника - обслуживание и ремонт
Дисковым лущильником ЛДГ-10, ЛДГ-15 лущат стерню зерновых культур на
участках, засоренных преимущественно корневищными и другими многолетними
сорняками. Уплотненную почву после уборки кукурузы и подсолнечника и
участки, засоренные корнеотпрысковыми сорняками, обрабатывают лемешным
лущильником. Лущение стерни дисковыми лущильниками проводят на глубину 4
- 10 см, лемешными - 6 - 12 см. Отклонение средней глубины обработки от
заданной не должно превышать ±2 см.
Верхний слой почвы после рыхления должен быть мелкокомковатым, а
поверхность взлущенного и дискованного поля должна быть слитной и
ровной. Развальная борозда в стыке средних батарей дисковых орудий не
должна превышать глубину обработки почвы. Сорные растения должны быть
подрезаны полностью. Поля лущат поперек направления движения уборочных
агрегатов на скорости не более 10 км/ч, так как с увеличением скорости
агрегата глубина лущения уменьшается.
Лущильники применяют для лущения стерни после уборки зерновых культур,
послепахотного рыхления и предпосевной обработки почвы.
Промышленность выпускает серию унифицированных дисковых лущильников:
ЛДГ-5, ЛДГ-10, ЛДГ-15, ЛДГ-12. Они имеют разную ширину захвата (5,
10, 15, 20 м), а конструктивно мало отличаются друг от друга. Лущильник
дисковый гидрофицированный состоит из рамы, опирающейся на два колеса,
боковых брусьев с колесами, раздвижных тяг, выносных гидроцилиндров для
перевода рабочих органов в рабочее и транспортное положения и
четырех батарей.
Каждая батарея имеет девять сферических дисков диаметром 450 мм,
смонтированных на квадратном валу так, что все диски повернуты
выпуклостью
к середине лущильников. Батареи вращаются на двух шариковых подшипниках.
Глубина обработки и качество рыхления регулируются изменением
угла атаки раздвижными тягами перемещением передних концов рамки батарей
при помощи винта понизителей и изменением сжатия пружин на штанге.
Равномерность глубины обработки дисками каждой батареи можно
регулировать перестановкой рамок батарей в отверстиях понизителей.
Установка
рамки в нижних отверстиях обеспечивает большее заглубление диска. Угол
атаки можно установить в пределах 15—35°. Лущение стерни
производится с углом атаки 30—35°, а при использовании лущильника в
качестве бороны— 15—25°.
Прицепной дисковый лущильник ЛДГ-10 предназначен для лущения почвы после
уборки зерновых культур, для ухода за парами, разделки пластов,
размельчения глыб после вспашки. К раме лущильника, опирающейся на
колеса, присоединены брусья с четырьмя дисковыми батареями,
гидравлический механизм подъема батарей и заравниватель. Брусья,
шарнирно присоединенные к раме, опираются на колеса. Брусья связаны с
рамой
раздвижными тягами, изменением длины которых регулируют угол атаки
дисков.
С увеличением угла атаки диски больше заглубляются. Кроме того, глубину
обработки регулируют сжатием пружины на штанге, а также
перестановкой по вертикали передних концов рамок, которыми батареи
присоединяются к брусьям. Для лущения стерни диски устанавливают с
углами
атаки 30 - 35°, при использовании ЛДГ-15 в качестве бороны угол атаки
дисков уменьшают до 15 - 25°. При регулировке угла атаки расстояние
между
дисками средних секций изменяется. Для сохранения его брусья раздвигают
или сдвигают. Плоскость вращения колес должна совпадать с
направлением движения агрегата, для этого при изменении угла атаки
изменяют угол между брусьями и полуосями колес. Против регулировочных
отверстий на тягах, брусьях и полуосях крайних колес нанесены цифры,
соответствующие углам атаки дисков.
Рамку батарей можно переставлять в отверстиях понизителей. Если рамку
закрепить с использованием нижних отверстий ползунов
понизителей, диски заглубляются. Вращением болта понизителя можно
перемещать ползун, поднимая или опуская ушки рамки. Понизителями
пользуются для установки всех дисков батарей на одинаковую глубину
обработки. Диски очищают от почвы чистиками, которые крепят так, чтобы
они,
не касаясь дисков, хорошо очищали их. Заравниватель заделывает разъемную
борозду после прохода лущильника.
Механизм гидроподъемника батареи состоит из полосы, присоединенной к
рамкам двух соседних батарей, и установленного на каждом брусе
гидроцилиндра, шток которого соединен с рычажной вилкой и нажимной
штангой с пружиной. При подаче масла от гидросистемы трактора в нижнюю
полость цилиндра шток втягивается в цилиндр и через рычажную вилку
поднимает батареи. При опускании батареи шток гидроцилиндра выдвигается,
рычажная вилка сжимает пружину и через соединительную полосу
принудительно заглубляет в почву диски двух батарей. На твердых почвах
сжатие
пружин на штангах увеличивают, на легких уменьшают. Агрегатируют
лущильник с тракторами класса 14 - 20 кН.
Лущильники гидрофицированные дисковые ЛДГ-10, ЛДГ-15 устроены аналогично
лущильнику ЛДГ-12. Для подъема и принудительного заглубления
дисков гидрофицированные лущильники оборудованы механизмом
гидроуправления. Каждая батарея рамкой в двух точках шарнирно крепится к
ползунам понизителей и двумя штангами подвешена к рычагам, закрепленным
на трубе подъема секции. При подаче масла в правую полость
гидроцилиндра шток выходит из цилиндра, при помощи рычага поворачивает
трубу и батареи поднимаются. Чтобы опустить батареи, масло подают в
левую полость гидроцилиндра, и рычаги опускают батареи. При этом рычаги,
сжимая пружины, заглубляют диски в почву и обеспечивают
устойчивость их работы.
Глубину обработки регулируют ограничением хода штока гидроцилиндра и
изменением сжатия пружин, переставляя быстросъемные шплинты по
отверстиям штанг. Для надежного заглубления дисков при обработке тяжелой
по механическому составу почвы лущильник оборудуют балластным
ящиком. Гидрофицированные лущильники могут быть укомплектованы
сферическими или плоскими дисками. Сферические диски не рекомендуется
применять в районах возникновения ветровой эрозии. Для закрытия влаги на
стерневом поле применяют лущильники с плоскими дисками, меньше
оборачивающими и распыляющими почву, чем сферические.
Полунавесной лемешный плуг-лущильник ППЛ-10-25 предназначен для лущения
стерни на глубину до 12 см на полях, засоренных
корнеотпрысковыми и корневищными сорняками, для предпосевной обработки
почвы, для обработки парового поля на глубину 6 - 14 см и вспашки
легких почв с удельным сопротивлением до 6 Н/см2 на глубину 16 - 18 см.
Агрегатируют плуг-лущильник с трактором класса 30 кН. Корпуса
лущильника ППЛ-10-25 смонтированы на раме, опирающейся на два ходовых и
два опорных колеса. Рама составлена из двух шарнирно соединенных
секций: передней с прицепом и задней. На передней секции рамы
установлена коленчатая ось с двумя ходовыми колесами.
Правое ходовое колесо при работе лущильника находится выше вспаханной
поверхности поля, а левое служит опорой для центра рамы. Передняя и
задняя секции опираются во время работы на колеса. Такая расстановка
колес обеспечивает хорошее копирование рельефа поля, а также одинаковую
глубину обработки и ширину захвата каждого корпуса. Глубину обработки
регулируют перемещением колес относительно рамы. Положение ходовых
колес изменяют вращением штурвала. Корпус гидроцилиндра шарнирно
прикреплен к поводку свободного хода, а шток - к двуплечему рычагу.
Нижнее
плечо рычага тягой соединено с кронштейном, закрепленным на оси.
Для подъема задней секции рамы служит штанга, связанная с механизмом
подъема через закрепленный на оси кулак. Штанга соединен с кулаком
через пружинный догружатель с регулировочной гайкой. Для перевода
плуга-лущильника в транспортное положение необходимо, рычаг управления
гидроцилиндром установить так, чтобы масло поступало в правую полость
цилиндра. Заднюю секцию можно отъединить и использовать переднюю
секцию как самостоятельное орудие для агрегатирования с трактором класса
14 кН. ППЛ-10-25 имеет корпуса для работы на скоростях 7-9 или 12 км/ч.
Катки
Катки применяют для выравнивания поверхности поля, разрушения глыб,
уплотнения почвы перед посевом и после посева. Для этих целей применяют
кольчатые и гладкие катки. Кольчато-шпоровый каток ЗКК-6 состоит из трех
секций. Каждая секция составлена из двух батарей, расположенных друг
за другом. На оси батарей свободно вращаются зубчатые диски диаметром
520 мм, изготовленные из стального литья. Подшипники батарей
закреплены на раме так, что диски задней батареи находятся между дисками
передней батареи. Такая установка дисков обеспечивает самоочищение
их от налипшей почвы.
Давление катка на почву регулируется балластным грузом. Водоналивной
гладкий каток КВ Г-1,4 в основном используется для прикатывания почвы
перед посевом и после посева. Каток имеет три секции, рабочими органами
которых служат гладкие пустотелые цилиндры диаметром 700 мм и
длиной 1400 мм. В каждый цилиндр можно заливать до 500 л воды.
Изменением количества воды в цилиндре регулируется давление катка на
почву, а
следовательно, и степень уплотнения почвы.
Почву уплотняют катками до и после посева. До посева прикатыванием
выравнивают поверхность поля, разрушают глыбы, не осевшую, поздно
обработанную почву. Прикатыванием после посева уплотняют верхний слой
почвы, контакт семян с почвой улучшается, увеличивается подток влаги
из нижних горизонтов, и семена быстрее прорастают. В засушливых районах
прикатыванием снижают потери влаги за счет конвекционно-диффузного
тока (испарения), интенсивнее которого больше при рыхлой почве и меньше
при уплотненной. На прикатанном поле повышается равномерность хода
агрегатов, облегчается их вождение, рабочая скорость может быть больше.
Кольчато-шпоровый трехсекционный каток ЗККШ-6 применяют для рыхления
верхнего и уплотнения подповерхностного слоя почвы, разрушения корки,
комков и выравнивания вспаханного поля. Каждая секция катка составлена
из двух расположенных друг за другом батарей с балластными ящиками.
На ось передней батареи свободно надеты поочередно через промежуточные
втулки шесть, а на ось задней батареи - семь стальных литых дисков со
шпорами диаметром 520 мм. Диски задней батареи смещены на половину шага
относительно дисков передней батареи, что облегчает самоочищение
катка от налипшей между дисками почвы. Регулировкой массы балласта можно
изменять удельное давление на 1 см захвата от 27 до 47 Н Рабочая
скорость катка до 13 км/ч, ширина захвата трех секций 6,1 м, одной 2,09
м.
Кольчато-зубчатый каток ККН-2,8 предназначен для выравнивания
поверхности поля, уплотнения на глубину до 7 см подповерхностного и
рыхления на
глубину 4 см поверхностного слоев почвы. Его можно применять в агрегате
со свекловичными сеялками и культиваторами. На ось катка,
прикрепленную к раме, свободно надеты колеса: десять клинчатых диаметром
350 мм и девять зубчатых диаметром 366 мм. Давление катка на 1 см
ширины захвата 25 Н. Ширина захвата 2,7 м.
Каток борончатый навесной КБН-3 служит для разрушения почвенных комков и
прикатывания почвы перед посевом с одновременным рыхлением
поверхностного слоя, а также для разрушения почвенной корки на посевах.
На раме каждой из пяти секций крепятся подшипники для двух каточков. На
цилиндрической поверхности каточка по винтовой линии расположены зубья
диаметром 16 мм. Секции подвешивают к поперечному брусу на цепях в
шахматном порядке. В переднем ряду три секции, в заднем две. Рамки
задних и передних секций соединены шарнирно. Ширина захвата 3,25 м.
Каток
навешивают на тракторы класса 9 - 14 кН.
Водоналивной гладкий каток ЗКВГ-1,4 предназначен для уплотнения
поверхностного слоя почвы до или после посева, прикатывания зеленых
удобрений перед запашкой. Каток трехсекционный; каждая секция имеет
вращающийся гладкий пустотелый цилиндр диаметром 700 мм, длиной 1400
мм и емкостью 500 л. Цилиндры заполняют водой. Изменением количества
воды регулируют удельное давление катка на почву в пределах от 23 до 60
Н на 1 см ширины захвата катка. Для очистки цилиндров от прилипшей почвы
служат чистики, прижимаемые к поверхности цилиндров пружинами.
Ширина захвата катка 4 м. Каток агрегатируют с тракторами класса 9 - 14
кН. Для прикатывания почвы до и после посева сахарной свеклы применяют
легкие водоналивные катки СКГ-2,1, СКГ-2, СКГ-2-2, СКГ-2-3 с гладкими
пустотелыми цилиндрами длиной 2,7 м и емкостью 100 л.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов