_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обслуживание двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус
____________________________________________________________________________________________
Проверка уровня масла в картере дизельного двигателя Д-243
Проверьте уровень масла, установив трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус на
ровной площадке и не ранее чем через 3-5 мин после остановки двигателя,
когда
масло полностью стечет в картер.
Для проверки уровня масла в картере двигателя Д-243 выполните следующее:
- извлеките масломер, протрите его начисто и вновь установите его на
место до упора;
- извлеките масломер и определите уровень масла. Уровень масла должен
быть между верхней и нижней метками масломера. Если необходимо, долейте
масло до нужного уровня через горловину, сняв крышку.
- установите на место крышку.
Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения МТЗ-82-1/80-1 Беларус
контролируйте по заполненности расширительного бачка.
Для доступа к расширительному бачку откройте капот.
Количество ОЖ в расширительном бачке должно находиться на уровне от
20-30 мм от дна расширительного бачка до верхней кромки хомута крепления
расширительного бачка.
Если уровень ОЖ ниже, чем 20-30 мм от дна расширительного бачка,
откройте пробку расширительного бачка и долейте ОЖ в расширительный
бачок до
верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя дизеля
Д-243
Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя.
Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть на уровне
кольцевого пояска «А».
Долейте масло, если необходимо.
При наличии в масле грязи и воды, слейте загрязненное масло, промойте
поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное
масло до уровня кольцевой канавки.
Проверьте систему на герметичность.
Проверка и регулировка натяжения ремня привода вентилятора системы
охлаждения
Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на
ветви шкив коленчатого вала – шкив генератора, находится в пределах от
15 до
22 мм для дизельного двигателя Д-243 (Д-243С) при нажатии на него с
усилием 40 Н.
Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора.
Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня.
Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.
Очистка ротора центробежного масляного фильтра дизеля Д-243
Очистку ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82.1/80.1
Беларус производите одновременно с заменой масла в картере двигателя.
Для очистки ротора центробежного масляного фильтра выполните следующее:
- отверните гайку и снимите колпак;
- вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора,
чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора,
снимите стакан ротора;
- снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора;
- неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана
ротора;
- очистите все детали, промойте их в моющем растворе и продуйте сжатым
воздухом;
- соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной
последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте
уплотнительное
кольцо моторным маслом;
- совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора;
- гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной
посадки стакана на ротор;
- ротор должен вращаться свободно, без заедания.
- установите колпак и затяните гайку моментом от 35 до 50 Нм.
Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243
Перед заменой масла прогрейте дизель до нормальной рабочей температуры
(не менее 70° С), установите трактор МТЗ-82-1/80-1 Беларус на ровной
площадке, заглушите и затормозите трактор стояночным тормозом.
Для замены масла в картере дизеля Д-243 выполните следующее:
- снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку;
- слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;
- установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину
залейте свежее чистое моторное масло до верхней метки масломерного
стержня;
- установите на место крышку заливной горловины;
- запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух
минут;
- через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла
масломерным стержнем;
- если необходимо, долейте масло в картер двигателя.
Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-243
Если на двигателе трактора установлен разборный фильтр тонкой очистки
топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:
- отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;
- отвернуть пробку в нижней части фильтра и слить отстой до появления
чистого топлива, отстой сливать в специальную тару;
- затянуть пробки;
- заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).
Если на двигателе трактора установлен неразборный фильтр тонкой очистки
топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:
- отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;
- отвернуть пробку в нижней части фильтра и слейте отстой до появления
чистого топлива;
- затянуть пробки;
- заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).
Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами дизеля
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости,
регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки
цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении
стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на
непрогретом двигателе Д-243/Д-243С (температура ОЖ и масла не более 60
С) должен быть: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0,25+−0,05 мм.
При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на
непрогретом дизеле устанавливайте:
впускные клапаны и выпускные клапаны – 0.25-0,05 мм.
Регулировку производите в следующей последовательности:
- снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и
гаек крепления стоек осей коромысел;
- проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом
цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а
выпускной
заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом,
седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните
коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом
цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом
клапанах.
Для регулировки зазора отпустите контргайку регулировочного винта на
коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите
необходимый
зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.
После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки
зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.
Проверка и затяжка болтов крепления головки цилиндров
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите при
прогретом дизельном двигателе Д-243 в следующем порядке:
- снимите колпак и крышку головки цилиндров;
- снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления
головки цилиндров в нужной последовательности.
- момент затяжки болтов крепления головки цилиндров должен быть от 190
до 210 Нм;
- после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите
на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и
коромыслами.
- установите на место колпак и крышку головки цилиндров.
Промывка фильтра грубой очистки топлива
Промывку фильтра грубой очистки топлива производите в следующей
последовательности:
- закройте оба крана топливных баков;
- отверните гайки болтов крепления стакана;
- снимите стакан;
- выверните ключом отражатель с сеткой;
- снимите рассеиватель;
- промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в
дизельном топливе и установите их на место.
Если на двигателе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус установлен разборный
фильтр тонкой очистки топлива, замените фильтрующий элемент фильтра
тонкой очистки топлива, для чего выполните следующее:
- закройте оба крана топливных баков;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса. Не
допускайте пролива топлива, слив топлива производите только в
специальную
емкость;
- отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;
- извлеките из корпуса фильтрующий элемент;
- промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра;
- соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;
- заполните корпус фильтра топливом;
- установите крышку и крепежные гайки;
- удалите воздух из системы топливоподачи.
Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива
Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана
из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель,
сплошных струй и сгущений.
Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке
распылителя не допускается.
Снимите форсунки с двигателя Д-243 трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус, для
чего выполните следующее:
- перед отсоединением или ослаблением любых частей топливной системы
полностью очистите смежную рабочую поверхность;
- отверните гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от
форсунок и топливного насоса;
- отверните четыре болта сливной магистрали и снимите сливной
топливопровод. Выбракуйте уплотнительные медные шайбы (по две шайбы на
каждый
болт «банджо»);
- отверните болты крепления форсунок и снимите форсунки;
- отправьте форсунки для сервиса в мастерскую;
- установите проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки,
выполнив указанные выше операции в обратной последовательности.
- прокачайте топливную систему.
Регулировка давления масла в системе смазывания двигателя Д-243
Постоянно следите за значением давления масла по указателю давления,
расположенному на панели приборов (при работе двигателя с номинальной
частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85-95°С, давление
масла должно находиться на уровне 0,25-0,35 МПа, допускается значение
давления на непрогретом двигателе до 0,6 МПа);
Если система смазывания исправна (соединения маслопроводов герметичны,
предохранительный клапан в масляном фильтре исправен и пр.), но при
работе на номинальных оборотах при нормальной рабочей температуре ОЖ
давление в системе смазки либо постоянно превышает значение 0,35 МПа,
либо постоянно ниже значения 0,25 МПа необходимо выполнить регулировку
давления масла в системе смазывания двигателя.
Регулировку давления масла в системе смазывания производите следующим
образом:
- отверните пробку, снимите прокладку;
- в канале корпуса масляного фильтра отверткой поверните регулировочную
пробку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения
давления (в зависимости от фактического давления);
- установите прокладку и заверните пробку;
- при необходимости повторите вышеперечисленные действия по регулировке.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов