_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рулевое управление трактора МТЗ-320
____________________________________________________________________________________________
На тракторе МТЗ-320 Беларус установлено гидрообъемное рулевое управление
(ГОРУ) на базе насоса-дозатора.
Состоит из рулевой колонки 4 (рис. 30), насоса-дозатора 6, гидроцилиндра
1, осуществляющего поворот минитрактора, насоса питания 2 с приводом от
двигателя и соединительной гидроарматуры.
Масляной емкостью является маслобак 3 гидронавесной системы.
Насос-дозатор посредством кардана соединен с рулевым валом.
Рис. 30. Управление рулевое минитрактора МТЗ-320 Беларус
1 – гидроцилиндр; 2 – насос питания; 3 – маслобак; 4 – колонка рулевая;
5 – маслопровод сливной; 6 – насос-дозатор; 7 – маслопровод
нагнетательный; 8,
9 – маслопроводы гидроцилиндра
Во время работы трактора при прямолинейном движении полости цилиндра
заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания,
поступая к насосу-дозатору, возвращается в корпус гидроагрегатов
гидросистемы.
При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается,
обеспечивая подачу масла в гидроцилиндр 1 поворота в количестве,
пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
При неработающем двигателе насос-дозатор при повороте руля засасывает из
гидробака масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра,
обеспечивая поворот направляющих колес. Усилие на рулевом колесе при
этом резко возрастает.
Рулевая колонка
Рулевая колонка МТЗ-320 Беларус состоит из корпуса 1 (рис. 31), рулевого
колеса 3, рулевого вала 6, карданного сочленения 7, амортизаторов 5, а
также
механизмов регулировки положения рулевого колеса по высоте и регулировки
угла наклона рулевой колонки.
Положение рулевого колеса по высоте регулируется в пределах 80 мм, угол
наклона рулевой колонки регулируется в пределах от 25° до 40° с
фиксацией
через 5° в четырех положениях.
Для изменения положения рулевого колеса по высоте снимите крышку 2 (рис.
31), отверните на 3-5 оборотов винт 1 и, перемещая рулевое колесо вдоль
оси рулевой колонки, установите его в выбранное положение, после чего
заверните винт 1 и установите на место крышку 2.
Для изменения угла наклона рулевой колонки освободите ее от фиксации,
выдвинув на себя рукоятку 5 (рис. 1).
Для предотвращения вибрации рулевого колеса следует затянуть гайку 2
(рис. 31) до соприкосновения с втулкой 5 при выбранных зазорах в
соединениях,
отвернуть гайку 2 на 1/2 оборота и законтрить контргайкой 4.
Насос-дозатор
Насос-дозатор минитрактора МТЗ-320 Беларус (рис. 32) включает в себя
качающий узел А, распределитель В, обратный клапан 9, два противоударных
клапана 7, предохранительный клапан 6 и два противовакуумных клапана 8.
Героторный качающий узел состоит из закрепленного на корпусе статора 1 и
вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через приводной вал 4.
Рис. 32. Насос-дозатор
А – качающий узел; В – распределитель, 1 – статор; 2 – ротор; 3 –
золотник; 4 – приводной вал; 5 – гильза; 6 – предохранительный клапан; 7
–
противоударные клапаны; противовакуумные клапаны; 9 – обратный клапан;
10 – корпус
Противовакуумные клапаны 8 позволяют обеспечить необходимую подачу
рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании
противоударных клапанов.
Противоударные клапаны 7 ограничивают давление в магистралях цилиндров
при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов 20-21
МПа (200-210 кгс/см2).
Гидроцилиндр рулевого управления
Гидроцилиндр двойного действия, осуществляет поворот направляющих колес
трактора МТЗ-320 Беларус.
Корпус гидроцилиндра руля через кронштейн крепится к полураме минитрактора, а
подвижной шток соединен с поворотным рычагом левого бортового
редуктора.
Рис. 33. Гидроцилиндр
рулевого управления
1 – гайка; 2 – поршень; 3 – труба; 4 – шток; 5 – крышка передняя; 6 –
винт стопорный; 7 – гайка накидная; 8 – уплотнение; 9 – кольцо; 10 –
подшипник
Смазка шарниров гидроцилиндра рулевого управления
- Очистите масленки.
- Смажьте шарниры (2 шт.) с помощью нагнетательного шприца консистентной
смазкой (3-4 нагнетания).
Проверка люфта в шарнирах рулевой тяги МТЗ-320 Беларус
При работающем двигателе резко поверните в обе стороны рулевое колесо и
проверьте наличие люфта в шарнирах.
При наличии люфта:
- отсоедините контровочную проволоку;
- заверните пробку до устранения люфта;
- законтрите пробку от отворачивания с помощью проволоки.
Проверка сходимости передних колес
Перед проверкой сходимости передних колес обязательно проверьте люфт в
шарнирах рулевых тяг. Сходимость направляющих колес (разность между
размерами) должна быть в пределах 2-6 мм
Регулировку сходимости колес МТЗ-320.4 Беларус производите следующим
образом:
- установите трактор на горизонтальную площадку с твердым покрытием;
- установите направляющие колеса для движения трактора в прямолинейном
направлении. Заглушите дизель;
- определите сходимость колес, для чего:
- замерьте расстояние между внутренними закраинами ободьев колес впереди
(на высоте центров колес) и сделайте отметки мелом в местах замера;
- перекатите трактор вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же
высоте и замерьте расстояние между отмеченными точками.
- разница между первым замерами равна сходимости колес и должна быть в
пределах 2-6 мм;
- при необходимости произведите регулировку сходимости изменением длины
тяги, предварительно ослабив затяжку контргаек.
Проверка люфта рулевого колеса
Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен превышать 25°.
Если он превышает 25°, проверьте люфт в шарнирах рулевых тяг, состояние
шарниров гидроцилиндра рулевого управления, а также рулевой колонки.
Устраните обнаруженные неисправности.
Замена смазки в ступицах передних (неведущих) колес МТЗ-320.4 Беларус
- Поддомкратьте переднюю часть трактора.
- Отверните болты и снимите крышку.
- Расшплинтуйте и отверните гайку, снимите шайбу и внутреннюю обойму
подшипника с роликами.
- Заложите свежую смазку в полость ступицы, установите подшипник, шайбу,
заверните гайку моментом 10 кг/см, затем отверните до совпадения
ближайшей прорези под установку шплинта с отверстием в цапфе.
Зашплинтуйте гайку.
- Установите на место крышку и закрепите болтами.
Смазка втулок поворотных цапф передних (неведущих) колес
- Поддомкратьте переднюю часть трактора.
- Отверните гайки и снимите колесо.
- Отверните гайку, снимите шайбу, поворотный рычаг и выньте цапфу из
посадочного места в выдвижном кулаке.
- Удалите остатки смазки с цапфы, втулок и из полостей в выдвижном
кулаке, промойте их, заложите свежую смазку и установите на место цапфу,
поворотный рычаг, шайбу, затяните гайку.
- Установите на место колесо и заверните гайки.
Неисправности рулевого управления минитрактора МТЗ-320 Беларус
Повышенное усилие на рулевом колесе
Отсутствует или недостаточное давление в гидросистеме руля по причинам:
- недостаточный уровень масла в баке; насос питания не развивает
требуемого давления; Давление в гидросистеме руля должно быть 90-100
кгс/см2 (в
упоре). Заполните бак маслом до требуемого уровня. Прокачайте
гидросистему для удаления воздуха, для чего при работающем двигателе
поверните
рулевое колесо 2-3 раза от упора до упора.
- предохранительный клапан насоса-дозатора завис в открытом положении
или настроен на низкое давление; Промойте предохранительный клапан и
отрегулируйте на давление 90-100 кгс/см2 при работе двигателя на
номинальных оборотах.
- значительное трение или подклинивание в механических элементах рулевой
колонки; Проверьте и устраните причины, препятствующие свободному
перемещению в механических элементах рулевой колонки.
- подсос воздуха во всасывающей магистрали системы. Проверьте
всасывающую магистраль, устраните негерметичность. Прокачайте систему
для
удаления воздуха.
Рулевое колесо вращается без поворота управляемых колес
Недостаточный уровень масла в маслобаке - Заполните бак до требуемого
уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Изношены уплотнения поршня гидроцилиндра МТЗ-320 Беларус - Замените
уплотнения или гидроцилиндр.
Повышенное страгивающее усилие в начале вращения рулевого колеса
Повышенная вязкость масла (масло холодное) - Прогрейте масло при
работающем дизеле.
Рулевое колесо не возвращается в "нейтраль", "моторение" насоса-дозатора
Повышенное трение или подклинивание в механических элементах рулевой
колонки - Устраните причины трения и подклинивания.
Шлицевой хвостовик рулевой колонки и насос-дозатор установлены несоосно
(распор карданного вала) или с недостаточным зазором - Освободите
кардан. Для увеличения зазора установите дополнительные шайбы толщиной
не более 1,5 мм между насосом-дозатором и кронштейном рулевой колонки.
Увеличенный люфт рулевого колеса
Не затянуты конусные пальцы гидроцилиндра или рулевой тяги - Затяните
гайки пальцев моментом 12-14 кг/см и зашплинтуйте.
Повышенный люфт шлицевого соединения "кардан рулевого вала –
насос-дозатор" - Замените нижнюю вилку кардана.
Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора вправо-влево
Не отрегулирована сходимость колес - Отрегулируйте сходимость колес.
Неполный угол поворота направляющих колес
Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления -
Отрегулируйте давление в пределах 140-155 кгс/см2.
Неисправен насос питания - Отремонтируйте или замените насос.
Полная инструкция по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-320
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов