_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя МТЗ
____________________________________________________________________________________________
Исправная работа системы смазки и охлаждения дизеля Д-245, 240, 243
гарантирует его надежную, безотказную, долговечную и экономичную работу.
Давление масла в системе смазки - самый важный параметр, характеризующий
состояние элементов системы и качество (вязкость) масла, а также и
состояние кривошипно-шатунного механизма.
Диагностирование системы смазки трактора МТЗ осуществляется с помощью
приспособления КИ-5472 (КИ-4940). Этим приспособлением проверяют
давление масла в магистрали и правильность показаний штатного манометра
на панели приборов.
Приспособление состоит из эталонного манометра со шкалой 0...1 МПа,
тройника и гибкого маслопровода с наконечником. Приспособление с помощью
тройника и маслопровода подключается к масляной магистрали дизеля
параллельно штатному манометру.
Давление масла на прогретом дизеле, измеряемое контрольным и штатным
манометрами, должно совпадать, а величина его соответствовать значениям,
установленным для соответствующего режима работы мотора.
Основные параметры деталей системы смазки Д-240, 245, 243
Обозначение / Материал / Масса, кг / Твердость рабочих поверхностей
Картер масляный 245-1009015-В / АК9ч (АЛ4) / 10,5 / не менее 60 НВ
Прокладка масляного картера 50-1401063-В1 / Паронит ПМБ 2,0 / 0,052
Втулка картера 50-1403013-Б (А57.03.026-А) / Бр.О5Ц5 / 0,021 / не менее
60 НВ
Крышка масляного насоса 240-1403155 / СЧ 15 / 0,444 / 163...229 НВ
Корпус масляного насоса 240-1403025 / СЧ 15 / 1,742 / 163...229 НВ
Валик масляного насоса 50-1403053-В / Сталь 45 / 0,163 / 46,5...56 НRCэ
Палец ведомого зубчатого колеса 50-1403125-Б / Сталь 45 / 0,09 /
46,5...56 НRCэ
Шестерня масляного насоса ведущая 50-1403075-В / Сталь 40Х / 0,155 /
27...33 НRCэ
Шестерня масляного насоса ведомая 50-1403115-Б / Сталь 40Х / 0,120 /
27...33 НRCэ
Шестерня привода масляного насоса 245-1403228 / Сталь 40Х / 0,600 /
262...311 НВ
Корпус центробежного фильтра 240-1404067-А / СЧ 15 / 4,87 / 163...229 НВ
Корпус ротора 240-1404017-Б / АК5М7 / 0,489 / не менее 90 НВ
Трубка 240-1404013-В / Сталь 45Х / 0,266 / 37...43,5 НRCэ
Крышка корпуса ротора 240-1404019-Б / АК12М2МгН (АЛ25) / 0,05 / не менее
90 НВ
Стакан ротора 240-1404023 / АК5М (АЛ10В) / 0,607 / не менее 90 НВ
Клапан центробежного фильтра 50-1404071-А / Сталь 40Х / 0,014 /
41,5...46,5 НRCэ
Колпак центробежного фильтра 240-1404027 / АК5М / 0,848
Трубка 240-1404013-Б / Сталь 20 / 0,021 / не менее 80 НВ
Крыльчатка ротора 240-1404024 / Сталь 08кп / 0,0145
Разукомплектовка пары нагнетающих шестерен, а также корпуса и крышки
масляного насоса не допускается.
На корпусе и крышке насоса Д-243, 240, 245 не должно быть трещин, а
также повреждений или сорванной резьбы.
Неплоскостность поверхности корпуса насоса не должна превышать 0,030 мм
на всей длине.
Величина местного износа поверхности корпуса масляного насоса в местах,
сопрягаемых с нагнетающими шестернями, допускается до 0,03 мм.
При большей величине износа допускается шлифование корпуса; при этом
шероховатость обработанной поверхности должна быть Rа 1.25 мкм.
Толщина крышки допускается не менее 16,0 мм.
Неперпендикулярность не должна превышать 0,03 мм на всей длине.
Высота нагнетающих шестерен должна быть одинаковой и равной
28-0,040-0,073 мм; разность высот допускается не более 0,03 мм.
Глубина гнезд корпуса насоса для нагнетающих зубчатых колес должна быть
одинаковой с допускаемым отклонением 0,06 мм. При разности глубин
гнезд более 0,06 мм или наличии на торцовых поверхностях гнезд глубоких
рисок и натиров допускается обработка до выведения следов износа.
Допускается углублять гнезда на величину, при которой размер будет не
менее 15 мм. Шероховатость обработанных поверхностей Rа 0.25 мкм.
Контроль
биения - по РТМ 70.0001.234-83.
Глубина канавки на корпусе насоса должна быть не менее 3 мм.
Утопание торца пальца ведомого зубчатого колеса относительно плоскости
разъема корпуса насоса (S1) должно быть в пределах 0,7...1,3 мм.
Выступание втулки над торцами ведомого зубчатого колеса насоса и
поверхностями крышки насоса не допускается.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия втулки
ведомого зубчатого колеса после обработки не должны превышать 0,025 мм.
Утопание нагнетающих шестерен масляного насоса трактора МТЗ относительно
поверхности должно быть в пределах 0,04...0,13 мм. При большем
значении утопания допускается съем металла.
Диаметр отверстий втулок корпуса и крышки насоса, а также втулки ведомой
шестерни должен соответствовать 18+0,059+0,032 мм. При большем
диаметре втулки заменить новыми с последующей обработкой до диаметра
18+0,059+0,032 мм.
Втулка должна быть запрессована в корпус масляного насоса Д-245, 240,
243 заподлицо.
Обработка отверстий втулок должна проводиться на собранном корпусе
насоса с крышкой при одной установке инструмента. Шероховатость
обработанных поверхностей Rа 2.25 мкм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения обработанных отверстий
0,025 мм.
Диаметр гнезд корпуса насоса в местах наибольшего износа должен быть
42,25+0,142+0,080 мм. При износе поверхности до диаметра более 42,41 мм
допускается восстановление их с последующим растачиванием до диаметра
нового корпуса.
Допускается также эксцентричная расточка гнезд под шестерни номинального
размера со смещением осей гнезд в сторону всасывающего канала насоса.
Смещение допускается до 2,1 мм. Шероховатость обработанных поверхностей
Rа 0.20 мкм.
Радиальный зазор между корпусом насоса и вершинами зубьев нагнетающих
шестерен должен находиться в пределах 0,125...0,245 мм.
Зазоры между отверстиями втулок корпуса, крышками насоса и валиком
насоса, а также между отверстием втулки и осью ведомой шестерни должны
находиться в пределах 0,032...0,070 мм.
Выступание цилиндрических штифтов над привалочной плоскостью должно
составлять 7+0,2 мм.
Зазор между торцом ступицы зубчатого колеса привода и крышкой на
собранном насосе должен быть не более 0,2 мм.
Болты крепления крышки насоса к корпусу должны быть затянуты моментом
18...25 Нм.
Шестерни собранного насоса должны проворачиваться от усилия руки
свободно, без заеданий и рывков.
Обкатка и испытание масляного насоса на стенде типа КИ-5278 должны
проводиться на смеси моторного масла и дизельного топлива, имеющей
вязкость
11,5...16 мм2/с (сСт) при температуре испытания.
Допускается применение других минеральных масел при условии поддержания
в процессе испытания заданной вязкости.
При температуре испытания 18...22С можно применять смесь, состоящую из
40% моторного масла (по объему) и 60% дизельного топлива.
Масляный насос Д-240, 245, 243 должен быть обкатан при частоте вращения
валика насоса 2320±50 мин-1 каждый раз в течение 2 мин при давлении на
выходе из насоса 0,3±0,02 МПа и противодавлении 0,7±0,3 МПа.
В процесс обкатки перегрев деталей, посторонние шумы, а также течь масла
в местах сопряжений не допускаются. Допускается незначительное
подтекание масла через зазоры между валиком насоса, втулками корпуса и
крышки насоса.
Собранный насос должен быть испытан на стенде. При частоте вращения
валика насоса 3170±25 мин-1 и противодавлении на выходе из насоса
0,7...0,75
МПа объемная подача отремонтированного насоса должна быть не менее 0,8
дм3/с, а мощность, затраченная на привод, не более 1,3 кВт.
При испытании патрубков на герметичность дизельным топливом или воздухом
под давлением 0,1±0,02 МПа течь, появление капель или просачивание
воздуха не допускаются.
Неплоскостность привалочных плоскостей присоединительных фланцев
отводящего патрубка не должна превышать 0,05 мм.
При испытании отводящего патрубка на герметичность водой под давлением
1,0 МПа течь или появление капель воды не допускается.
Мойка деталей центробежного масляного фильтра, изготовленных из
алюминиевого сплава, в агрессивной среде не допускается.
При сборке центрифуги Д-243, 240, 245 должны использоваться детали, не
имеющие загрязнений.
Неплоскостность привалочной поверхности корпуса фильтра не должна
превышать 0,08 мм на всей длине.
На поверхностях отверстий корпуса ротора и крышки, сопрягаемых с шейками
оси ротора, следы химического разрушения не допускаются.
На корпусе ротора не должно быть повреждений резьбы.
Поверхность кольцевой канавки в стакане ротора под упорное кольцо не
должна иметь повреждений.
Неплоскостность и непараллельность боковых поверхностей упорного кольца
не должна превышать 0,1 мм.
На поверхности корпуса ротора, сопрягаемой со стаканом ротора, забоины и
вмятины не допускаются.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия корпуса
ротора под верхнюю шейку оси ротора 0,01 мм. Корпус ротора должен быть
сбалансирован статически.
Остаточный дисбаланс не более 5 г/см. Массу корректировать торцовым
сверлением в торце фланца ротора отверстий диаметром 6 мм на глубину не
более 2 мм.
Цилиндрическая поверхность стакана, сопрягаемая с поверхностью ротора,
не должна иметь погнутостей и забоин. Некруглость данной поверхности 0,2
мм.
Поверхность внутренней фаски торца стакана 6 ротора не должна иметь
забоин с острыми краями. Забоины должны быть зачищены.
Стакан ротора отбалансирован динамически. Массу корректировать в двух
плоскостях: на верхнем торце и утолщении нижней поверхности глубиной не
более 2 мм. Остаточный дисбаланс не более 5 г/см.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения отверстия в крышке
корпуса ротора под нижнюю шейку 0,01 мм.
На корпусе масляного фильтра Д-245, 240, 243 трещины не допускаются.
Глубина гнезда редукционного клапана в корпусе фильтра не должна
превышать 52 мм.
Глубина гнезда сливного клапана и гнезда клапана центробежного фильтра
не должна превышать у корпуса 72 мм.
Кривизна образующей пружины сливного клапана и клапана центробежного
фильтра МТЗ, свободно лежащей на плите, не должна превышать 1,5 мм.
Кривизна образующей пружины редукционного клапана, свободно лежащей на
плите, не должна превышать 1,0 мм.
Крышка корпуса ротора, установленная на ось ротора, должна свободно
вращаться от усилия руки. Перед установкой крышки нижняя шейка оси
ротора
должна быть смазана моторным маслом.
Забоины, вмятины, трещины и деформация насадки не допускаются.
Трубка должна иметь плотную посадку в оси ротора и выступать,
обеспечивая размер, равный 70±0,5 мм.
Погнутость трубки не допускается. Биение наружной поверхности конца
запрессованной трубки относительно среднего диаметра резьбы М24Х2 оси
ротора не должно превышать 0,3 мм.
Перед установкой крышки ротора и корпуса ротора шейки оси ротора должны
быть смазаны моторным маслом. Предварительно ось ротора необходимо
продуть сжатым воздухом.
У собранного стакана ротора специальная гайка должна свободно
проворачиваться от усилия руки.
Перед установкой стакана ротора на корпус ротора резиновое
уплотнительное кольцо необходимо смазать солидолом или моторным маслом.
Срезание и надрывы кольца не допускаются.
У ротора в сборе с осью зазор между торцом корпуса ротора и упорной
шайбой должен быть в пределах S=0,3...1,5 мм.
Ротор должен вращаться на оси от усилия руки свободно, без рывков и
заеданий.
Корпус фильтра перед сборкой должен быть продут сжатым воздухом.
При установке ротора в сборе с осью на корпус фильтра ось ротора должна
быть затянута моментом 160...200 Нм.
Клапаны должны перемещаться в гнездах корпуса фильтра под действием
собственной массы, зависание клапанов не допускается.
Испытания центробежного масляного фильтра на стенде КИ-5278 должны
проводиться на смеси моторного масла и дизельного топлива, имеющей
вязкость 11,5...16 мм2/с (сСт) при температуре испытания.
Допускается применение других минеральных масел при условии поддержания
в процессе испытания заданной вязкости.
При температуре испытания 18...22С можно применять смесь, состоящую из
40% моторного масла (по объему) и 60% дизельного топлива.
После регулировки начало открытия клапана центробежного масляного
фильтра Д-240, 245, 240 должно происходить при давлении масла 0,7±0,02
МПа.
Начало открытия сливного клапана должно происходить при давлении масла
над клапаном 0,25...0,35 МПа.
Окончательную регулировку клапана проводить на работающем дизеле для
установления давления масла в магистрали в пределах 0,25...0,35 МПа при
номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла
70...80С.
Редукционный клапан должен открываться при давлении масла перед ним
0,05...0,06 МПа и с перепуском масла в атмосферу.
Заторможенный ротор на оси должен быть проверен на герметичность при
давлении масла перед ним не менее 0,8 МПа и противодавлении на выходе из
фильтра не менее 0,2 МПа.
При этом допускается течь масла через подшипники ротора из-под гайки
ротора (в том числе по резьбе) не более 0,067 дм3/с; течь масла из-под
стакана
ротора не допускается.
На испытательном стенде КИ-5278 при расходе масла через ротор 0,53 дм3/с
и давлении на входе в фильтр 0,7±0,02 МПа параметры должны быть
следующими:
- давление за фильтром не менее 0,25 МПа;
- расход масла в магистраль не менее 0,53 дм3/с;
- частота вращения ротора не менее 5500 мин-1.
Собранный фильтр должен быть проверен на герметичность в течение 1 мин
при давлении на входе в фильтр 0,7...0,8 МПа и противодавлении на выходе
не менее 0,2 МПа. При этом течь или появление капель масла на наружной
поверхности фильтра и в местах соединений не допускается.
На машинах последних серий выпуска вместо центробежного масляного
фильтра устанавливается масляный фильтр с бумажным фильтрующим
элементом.
Для разборки фильтра и замены фильтрующего элемента Д-243, 245, 240
выполнить следующее:
- вывернуть фильтр в сборе из корпуса;
- отвернуть гайку;
- снять крышку с прокладками;
- снять антидренажный клапан, шайбу и пружину;
- нажав на прижим, переместить его внутрь колпака фильтра на 3...4 мм;
- повернуть его так, чтобы три зубца прижима установились против пазов
колпака;
- извлечь из колпака прижим, фильтрующий элемент, перепускной клапан и
пружину.
Для отворачивания фильтра завод-изготовитель рекомендует применять
специальный ключ мод. 245-1017071.
После разборки фильтра все его детали промыть дизельным топливом. Сборка
фильтра производится в обратной последовательности. Резиновые
прокладки заменить на новые и при сборке смазать их моторным маслом.
При установке собранного колпака с фильтром в корпус после касания
прокладки корпуса надо довернуть фильтр еще на 3/4 оборота. Установка
фильтра
производится только усилием рук.
Вместо фильтрующего элемента мод 245-1017030, установленного в фильтре,
допускается применять фильтры мод. Х149 фирмы "ACDelco" (Франция),
мод. L37198 фирмы "Purolator" (Италия) или других фирм с основными
размерами: по диаметру - 95...120 мм, по высоте - 140...167 мм, по
посадочной
резьбе - 3/4" - 16 UNF.
Предохранительный клапан фильтра отрегулирован на давление 0,25...0,35
МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной
масляной магистрали.
Редукционный (радиаторный) клапан - нерегулируемый, предназначен для
перепуска масла в главную масляную магистраль при пуске дизеля, минуя
радиатор.
Перепускной клапан отрегулирован на давление 0,13...0,17 МПа, он
открывается при сильном засорении фильтрующего элемента или при запуске
холодного дизеля при значительной вязкости масла. Регулировка в процессе
эксплуатации не требуется.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов