_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рабочее оборудование тракторов
____________________________________________________________________________________________
Унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система
К рабочему оборудованию трактора относят гидравлическую навесную
систему, прицепное устройство, гидрокрюк, валы отбора мощности,
приводные шкивы, увеличители сцепного веса, увеличители крутящего
момента.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Унифицированная гидравлическая навесная система служит для управления из
кабины тракториста навесными и полунавесными машинами и орудиями,
агрегатируемыми с трактором. Система состоит из масляного насоса
высокого давления золотникового распределителя с дистанционным
управлением, силового гидравлического цилиндра, бака с фильтром,
маслопроводов, разрывных и соединительных муфт и механизма навески.
Масляный насос служит для нагнетания масла из бака в рабочие полости
силовых цилиндров. На современных тракторах устанавливаются
шестеренчатые насосы НШ-50К (тракторы Т-150 и Т-150К), НШ-46У (ДТ-75М),
НШ-67К (К-701), НШ-10Е (Т-25А), НШ-32К (МТЗ-82) и другие. Буквы НШ
означают, что насос шестеренчатый, цифры показывают его теоретическую
производительность (см3/об). Буквы К, У, Е указывают на конструктивные
особенности насосов.
Насос НШ-У состоит из корпуса, крышки, шестерен двух пар опорных втулок
и деталей уплотнения и крепления. Между крышкой и корпусом
установлена сплошная резиновая манжета. На всасывающей стороне корпуса
находятся алюминиевый вкладыш и резиновое уплотнение. При
вращении шестерен создается разрежение, увлекающее жидкость из бака в
камеру всасывания. Шестерни захватывают жидкость между впадинами и
корпусом и подают в камеру нагнетания, а оттуда под большим давлением —
в распределитель.
Для уменьшения утечки рабочей жидкости из нагнетательной полости во
всасывающую опорные втулки поджимаются к торцам шестерен давлением
масла. Насосы типа НШ-К конструктивно отличаются от насосов НШ и НШУ.
Вместо четырех втулок в корпус вставлены подшипниковая обойма и
поджимная обойма, в которых вращаются ведущая и ведомая шестерни.
Торцевое уплотнение шестерен достигается постановкой с обеих сторон
шестерен уплотнительных пластин (платиков). В пластинах имеются фигурные
углубления под резиновые прокладки.
Насос закрыт крышкой с резиновым уплотнительным кольцом. Такая
конструкция обеспечивает высокую точность расположения шестерен и их
надежное уплотнение, устраняет перекос шестерен, что позволяет повысить
рабочее давление до 125 кгс/см2 и максимальное - до 160 кгс/см2.
Привод масляного насоса у различных тракторов осуществляется по-разному,
но в каждом тракторе имеется устройство, позволяющее отключать
масляный насос, когда нет необходимости использовать гидросистему.
Распределитель служит для распределения масла, подаваемого насосом по
полостям силового цилиндра, поддержания необходимого давления и
автоматического переключения гидросистемы на холостой ход и
перепуска масла насоса в бак. На тракторах Т-150, Т-150К, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа,
трехсекционный, четырехпозиционный, с автоматическим переводом золотника
в нейтральное положение после окончания подъема или опускания орудия.
Распределитель состоит из корпуса, в котором установлены три золотника,
перепускной и предохранительный клапаны. Каждый золотник управляет
одним цилиндром и может занимать четыре положения: «нейтральное»,
«плавающее», «подъем» и «опускание». К корпусу крепятся крышка с
отверстием для слива рабочей жидкости в бак и крышка с шарнирно
установленными в ней рычагами. Сферический конец рычага входит в нижнее
отверстие золотника. На другой конец рычага устанавливаются рукоятки,
передвигающие золотник в одно из четырех положений.
В корпусе имеются резьбовые отверстия для присоединения маслопроводов. К
отверстию А присоединяется маслопровод, идущий от насоса, к
отверстиям Б - маслопроводы от надпоршневого пространства силового
цилиндра, а к отверстиям В - маслопроводы от подпоршневого пространства.
Золотники, обработанные с высокой точностью, по наружному диаметру имеют
пять поясков и входят в расточки корпуса, обеспечивая плотность
прилегания их поверхностей, чем предотвращаются утечки рабочей жидкости.
Полая часть золотника, на которой устанавливается фиксирующее
устройство, оканчивается осевым каналом, соединенным двумя отверстиями с
нагнетательным каналом.
Осевой канал, служащий для подвода масла к автоматическому устройству
возврата золотника в нейтральное положение, закрывается шариковым
клапаном, поджатым к гнезду плунжером и пружиной. Натяжение пружины
регулируется винтом. Фиксирующее устройство золотника состоит из
бустера (толкателя), обоймы, шариковых фиксаторов, втулки фиксатора и
пружины. Обойма смонтирована на золотнике вместе с пружиной,
помещенной между верхним и нижним стаканами, закрепленными на золотнике
пробкой.
Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор
сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной
цилиндр, который связан с механизмом навески. Выносные цилиндры
устанавливаются на боковых навесках или гидрофицированных орудиях.
Силовой цилиндр поршневого типа состоит из корпуса), передней и задней
крышек, штока и поршня. Крышки крепятся к торцам корпуса с помощью
стяжных шпилек.
Во фланец передней крышки ввернуты штуцера для присоединения шлангов.
Поршень закреплен на штоке гайкой и уплотнен с цилиндром резиновым
кольцом с пластмассовыми прокладками. На наружный конец штока навернута
или приварена головка (вилка). В расточках верхней крышки
установлены стальные шайбы - чистики, закрытые крышкой. При втягивании
штока чистики удаляют с него грязь и пыль. В крышке установлен клапан
с уплотнительным кольцом, регулирующий ход поршня.
Для уменьшения скорости опускания навешенного орудия и предохранения его
от ударов о почву в штуцере установлен за медлительный клапан,
который состоит из шайбы с калиброванным отверстием и трех штифтов. При
опускании орудия шайба прижимается к седлу и жидкость медленно
проходит через калиброванное отверстие в шайбе. При подъеме орудия
жидкость движется в обратную сторону, отжимает шайбу от седла и свободно
протекает по штуцеру, способствуя быстрому подъему орудия.
На выступающий конец штока установлен упор, который при перемещении его
вниз и закреплении на штоке уменьшает ход поршня, так как при
движении вниз упор давит на клапан и закрывает выход жидкости из под
поршневого пространства. С помощью упора предотвращается опускание
орудия при транспортных переездах. В этом случае после подъема орудия
упор опускается на клапан и его закрепляют на штоке.
К элементам соединительной аппаратуры относятся запирающие
(соединительные) муфты и разрывные муфты. Запирающие муфты позволяют
отсоединять шланги, не сливая масла из системы, за счет наличия в них
подпружиненных шариковых клапанов. Они устанавливаются в каждом
маслопроводе, идущем к цилиндру. Разрывные муфты в случае аварийного
отсоединения орудия автоматически разъединяют шланги без их разрыва
и без потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные
в них, надежно закрывают трубопроводы.
Механизм навески служит для присоединения навесных машин и орудий к
трактору. Механизм навески располагается в задней части трактора,
обеспечивает присоединение машин и орудий по двух- или трехточечной
схеме навески. Механизм навески трактора ДТ-75М состоит из верхней оси,
закрепленной бугелями в головках стоек. На оси на втулках размещен полый
поворотный вал, на шлицах которого закреплены два подъемных рычага.
Концы подъемных рычагов шарнирно соединены с раскосами, длину которых
можно изменить винтовыми муфтами. Нижние вилки раскосов соединены
шарнирно при помощи пальцев с шаровыми шарнирами телескопических нижних
продольных тяг. Внутренние концы тяг присоединяются к боковым
кронштейнам при трехточечной схеме навески или к кронштейну при
двухточечной схеме.
Кронштейны установлены на задней оси укрепленной в кронштейнах
лонжеронов рамы. На оси устанавливается основной цилиндр гидросистемы, головка которого соединена пальцем с поворотным рычагом,
свободно надетым на полый поворотный вал.
Механизм навески трактора ДТ-75М (трехточечная схема навески) включает в
себя: основной цилиндр; вертикальная стойка верхней оси; поворотный
рычаг; верхняя ось; наклонная стойка верхней оси; скоба; поворотный вал;
муфта центральной тяги; пружина центральной тяги; винтовая муфта;
центральная тяга; правый подъемный рычаг; раскос; фиксирующий штифт;
вилка раскоса; нижняя продольная тяга; ограничительные цепи; стопорный
штифт продольной тяги; боковой кронштейн продольной тяги; нижняя ось;
средний кронштейн продольных тяг; ось основного цилиндра; левый
подъемный рычаг; кронштейн.
При подъеме орудия шток цилиндра, выдвигаясь, поворачивает рычаг,
который, упираясь при повороте в левый подъемный рычаг, поднимает его
вместе со вторым рычагом через поворотный вал. При необходимости
принудительного опускания поворотный рычаг соединяют пальцем с подъемным
рычагом. Верхняя центральная тяга навески с помощью вилки соединена с
муфтой, закрепленной посередине верхнего вала.
Тяга составная с амортизатором и винтовой муфтой для изменения длины
тяги. Орудие присоединяется к концам нижних продольных и верхней
центральной тяге при помощи шарниров и пальцев. Для устранения
раскачивания орудия в транспортном положении, а также при междурядной
обработке у пропашных тракторов продольные тяги соединены с кронштейнами
ограничительными цепями с регулировочными муфтами.
С помощью раскосов и верхней тяги регулируется положение орудия в
продольной и поперечной плоскостях.
Работа гидравлической навесной системы
Каждому режиму работы гидросистемы соответствует определенное положение золотника:
а) орудие находится в транспортном положении, а золотник в нейтральном.
Масло из бака отсасывается насосом и нагнетается в распределитель в
полость. Из полости масло по отверстию перепускного клапана идет в
отводной канал и далее на слив в полость. Вследствие тормозящего
действия
отверстия давление в полости уменьшается и под давлением масла клапан
открывается и масло из насоса идет на слив. Полости, соединенные с
цилиндром, перекрыты золотником, и выход масла из обеих полостей
силового цилиндра будет закрыт. Положение орудия зафиксировано
относительно трактора.
б) В положении «плавающее» золотник соединяет обе полости, соединенные с
гидроцилиндром, со сливными каналами. Масло из насоса через
открытый перепускной клапан сливается в бак, а орудие свободно
опускается вниз и его рабочие органы заглубляются. При движении трактора
орудие
свободно перемещается относительно трактора, копируя рельеф местности с
помощью опорного колеса.
в) В положении «подъем» происходит подъем орудия в транспортное
положение. Золотник перекрывает отводной канал, и, следовательно, клапан
закрыт. Одновременно золотник сообщает полость с нагнетательным каналом,
а полость — со сливом и масло от распределителя через полость
подается под поршневое пространство силового цилиндра, давит на поршень
и через шток и механизм навески поднимает орудие. Из-под поршневого
пространства цилиндра масло через полость сливается в бак. Как только
подъем орудия заканчивается, давление масла под поршнем в полости и
канале распределителя повышается и, когда он достигает 110-125 кгс/см2,
шариковый клапан открывается под давлением масла, толкатель,
перемещаясь вниз, отжимает фиксаторную втулку, шарики фиксаторов выходят
из канавок и под действием пружины золотник автоматически
переходит в нейтральное положение.
г) При принудительном опускании орудия отводной канал перекрыт
золотником. Одновременно надпоршневое пространство цилиндра через
полость
сообщается с нагнетательным каналом, а надпоршневое через полость - со
сливом. Масло из насоса подается в распределитель и далее в
надпоршневое пространство, заставляя поршень и орудие опускаться. По
окончании хода поршня золотник автоматически приводится в нейтральное
положение так же, как и в конце подъема. Принудительное опускание
используется при работе с ямокопателями и другими орудиями. В положениях
«нейтральное» и «плавающее» золотник удерживается фиксирующим
устройством.
Обслуживание гидросистемы заключается в наблюдении за
герметичностью соединений и уплотнений, в своевременной промывке фильтра
и замене масла, а также в проведении необходимых регулировок. Уровень
масла в гидравлической системе проверяют через 60 ч работы трактора,
одновременно смазывают трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы
центральной тяги навески. Масляный фильтр бака промывают в
дизельном топливе через 480 ч работы. Смену масла в системе производят
через 960 ч работы трактора.
Клапаны распределителя проверяют и регулируют на стендах или с помощью
прибора КИ-1097Б с приспособлением КИ-6272. Предохранительный
клапан должен срабатывать при давлении 130-135 кгс/см2, а у тракторов
МТЗ-80, МТЗ-82 - при давлении 150-160 кгс/см2. Клапан автоматического
перевода золотника в нейтральное положение должен срабатывать при
давлении 100-110 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 - при давлении
130-140 кгс/см2.
Валы отбора мощности и приводной шкив
Вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов,
агрегатируемых с трактором машин и орудий. Все тракторы оборудуются
задним
валом отбора мощности. Универсальные тракторы МТЗ-80, МТЗ 82 кроме
заднего оборудованы и боковым ВОМ. На самоходном шасси Т-16М
применен передний ВОМ, размещенный на раме впереди двигателя. По типу
привода на тракторе ВОМ могут быть с зависимым, независимым,
полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.
Зависимым называют ВОМ, который передает вращение на рабочие органы
сельскохозяйственной машины только при включении главной муфты
сцепления, останавливается при ее выключении. Он используется на
тракторах ДТ-75М, Т-74, Т-25. Независимый ВОМ связан непосредственно с
коленчатым валом двигателя и не зависит от работы муфты сцепления.
Независимый ВОМ передает вращение на рабочие органы машин как при
движении, так и при остановках. Он устанавливается на тракторах МТЗ-80,
МТЗ-82, Т-150К.
Конструкция привода ВОМ тракторов МТЗ-82, Т-150К. Полунезависимый ВОМ не
допускает включения и выключения на ходу, но может работать при
остановленном тракторе (ЮМЗ-6Л, Т-16М). Несинхронный ВОМ имеет
постоянные обороты независимо от скорости вращения ведущих колес
трактора. У синхронного ВОМ частота вращения пропорциональна
поступательной скорости трактора.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К ВОМ имеется две частоты вращения
выходного вала - 570 и 1000 об/мин. У трактора МТЗ-82 задний ВОМ состоит
из привода, двухступенчатого редуктора, муфты переключения и
планетарного редуктора. У трактора Т-150К механизм ВОМ состоит из
редуктора, в
котором размещены гидроподжимная муфта с автоматическим тормозом, из
агрегатов гидросистемы и понижающей пары шестерен.
Приводными шкивами в основном снабжаются колесные тракторы для работы со
стационарными машинами. Увеличители сцепного веса служат для
уменьшения буксования трактора и могут быть механические (Т-25А, Т-40)
или гидравлические (МТЗ-50, МТЗ-82). Механический догружатель ведущих
колес увеличивает нагрузку на ведущие колеса за счет увеличения угла
постановки верхней тяги механизма навески и использование для этих целей
опрокидывающего момента орудия при его работе.
Гидроувеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-82, МТЗ-50 включается в
общую гидравлическую раздельно-агрегатную систему. Принцип его
действия заключается в том, что в силовом цилиндре создается небольшое
давление от 8 до 28 кгс/см2, направленное на подъем орудия. При этом
вес орудия передается на задние ведущие колеса, хотя рабочие органы
орудия не выглубляются, а опорное колесо копирует рельеф местности.
Проходимость агрегатов при этом существенно возрастает за счет
уменьшения буксования.
Увеличитель крутящего момента (УКМ) устанавливается на комплектации
трактора ДТ-75М-С6 и представляет агрегат, состоящий из муфты
сцепления и планетарного редуктора. Он крепится к передней стенке
коробки передач трактора и служит для преодоления кратковременных
перегрузок без переключения передач.
Прицепное устройство и гидрофицированный крюк
Для работы с прицепными машинами и буксировки транспортных прицепов
тракторы оборудуются прицепным устройством и гидрокрюком. Прицепное
устройство состоит из прицепной скобы, которая присоединяется к
вильчатым кронштейнам бугелей нижней оси механизма навески у ДТ-75М,
Т-74, Т-150К, Т-150 или к шарнирам продольных тяг механизма навески у тракторов
Т-25А, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, К-701. Прицепная скоба имеет ряд
отверстий, в одном из которых устанавливается прицепная серьга со
штырем.
Отверстия в прицепной скобе позволяют изменять точку прицепа в
поперечном к трактору направлении. Вправо смещают орудия, у которых
ширина
захвата меньше ширины трактора. По высоте прицепное устройство
регулируется или подъемом гидросистемой продольных тяг механизма навески
у
колесных тракторов Т-25А, Т-40М, МТЗ-50, МТЗ-82, К-701, или поворотом
прицепной скобы и поворотом бугелей у тракторов ДТ-75М, Т-74, Т-150.
Буксирный крюк, управляемый гидросистемой трактора, служит для
автоматической сцепки трактора с транспортными полуприцепами и
разбрасывателями удобрений и буксировки их. У трактора Т-150К тяговый
гидрофицированный крюк прикладывается к трактору и при необходимости
устанавливается вместо нижних продольных тяг механизма навески.
Гидрокрюк поднимается и опускается рукояткой распределителя
гидросистемы.
У трактора МТЗ-82 крюк в сборе крепится к днищу заднего моста болтами и
винтовой тягой соединен с подъемным рычагом механизма подвески и,
следовательно, также управляется рукояткой распределителя. У трактора
К-701 буксирный крюк крепится к нижним тягам механизма навески двумя
пальцами, расположенными в отверстиях нижних тяг и проушинах балки
крюка.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов