_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рабочее оборудование тракторов

____________________________________________________________________________________________

Унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система

К рабочему оборудованию трактора относят гидравлическую навесную систему, прицепное устройство, гидрокрюк, валы отбора мощности, приводные шкивы, увеличители сцепного веса, увеличители крутящего момента.

Техобслуживание и ремонт тракторов

Унифицированная гидравлическая навесная система служит для управления из кабины тракториста навесными и полунавесными машинами и орудиями, агрегатируемыми с трактором. Система состоит из масляного насоса высокого давления золотникового распределителя с дистанционным управлением, силового гидравлического цилиндра, бака с фильтром, маслопроводов, разрывных и соединительных муфт и механизма навески.

Масляный насос служит для нагнетания масла из бака в рабочие полости силовых цилиндров. На современных тракторах устанавливаются шестеренчатые насосы НШ-50К (тракторы Т-150 и Т-150К), НШ-46У (ДТ-75М), НШ-67К (К-701), НШ-10Е (Т-25А), НШ-32К (МТЗ-82) и другие. Буквы НШ означают, что насос шестеренчатый, цифры показывают его теоретическую производительность (см3/об). Буквы К, У, Е указывают на конструктивные особенности насосов.

Насос НШ-У состоит из корпуса, крышки, шестерен двух пар опорных втулок и деталей уплотнения и крепления. Между крышкой и корпусом установлена сплошная резиновая манжета. На всасывающей стороне корпуса находятся алюминиевый вкладыш и резиновое уплотнение. При вращении шестерен создается разрежение, увлекающее жидкость из бака в камеру всасывания. Шестерни захватывают жидкость между впадинами и корпусом и подают в камеру нагнетания, а оттуда под большим давлением — в распределитель.

Для уменьшения утечки рабочей жидкости из нагнетательной полости во всасывающую опорные втулки поджимаются к торцам шестерен давлением масла. Насосы типа НШ-К конструктивно отличаются от насосов НШ и НШУ. Вместо четырех втулок в корпус вставлены подшипниковая обойма и поджимная обойма, в которых вращаются ведущая и ведомая шестерни. Торцевое уплотнение шестерен достигается постановкой с обеих сторон шестерен уплотнительных пластин (платиков). В пластинах имеются фигурные углубления под резиновые прокладки.

Насос закрыт крышкой с резиновым уплотнительным кольцом. Такая конструкция обеспечивает высокую точность расположения шестерен и их надежное уплотнение, устраняет перекос шестерен, что позволяет повысить рабочее давление до 125 кгс/см2 и максимальное - до 160 кгс/см2. Привод масляного насоса у различных тракторов осуществляется по-разному, но в каждом тракторе имеется устройство, позволяющее отключать масляный насос, когда нет необходимости использовать гидросистему.

Распределитель служит для распределения масла, подаваемого насосом по полостям силового цилиндра, поддержания необходимого давления и автоматического переключения гидросистемы на холостой ход и перепуска масла насоса в бак. На тракторах Т-150, Т-150К, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа, трехсекционный, четырехпозиционный, с автоматическим переводом золотника в нейтральное положение после окончания подъема или опускания орудия.

Распределитель состоит из корпуса, в котором установлены три золотника, перепускной и предохранительный клапаны. Каждый золотник управляет одним цилиндром и может занимать четыре положения: «нейтральное», «плавающее», «подъем» и «опускание». К корпусу крепятся крышка с
отверстием для слива рабочей жидкости в бак и крышка с шарнирно установленными в ней рычагами. Сферический конец рычага входит в нижнее отверстие золотника. На другой конец рычага устанавливаются рукоятки, передвигающие золотник в одно из четырех положений.

В корпусе имеются резьбовые отверстия для присоединения маслопроводов. К отверстию А присоединяется маслопровод, идущий от насоса, к отверстиям Б - маслопроводы от надпоршневого пространства силового цилиндра, а к отверстиям В - маслопроводы от подпоршневого пространства.

Золотники, обработанные с высокой точностью, по наружному диаметру имеют пять поясков и входят в расточки корпуса, обеспечивая плотность прилегания их поверхностей, чем предотвращаются утечки рабочей жидкости. Полая часть золотника, на которой устанавливается фиксирующее устройство, оканчивается осевым каналом, соединенным двумя отверстиями с нагнетательным каналом.

Осевой канал, служащий для подвода масла к автоматическому устройству возврата золотника в нейтральное положение, закрывается шариковым клапаном, поджатым к гнезду плунжером и пружиной. Натяжение пружины регулируется винтом. Фиксирующее устройство золотника состоит из бустера (толкателя), обоймы, шариковых фиксаторов, втулки фиксатора и пружины. Обойма смонтирована на золотнике вместе с пружиной, помещенной между верхним и нижним стаканами, закрепленными на золотнике пробкой.

Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной цилиндр, который связан с механизмом навески. Выносные цилиндры устанавливаются на боковых навесках или гидрофицированных орудиях. Силовой цилиндр поршневого типа состоит из корпуса), передней и задней крышек, штока и поршня. Крышки крепятся к торцам корпуса с помощью стяжных шпилек.

Во фланец передней крышки ввернуты штуцера для присоединения шлангов. Поршень закреплен на штоке гайкой и уплотнен с цилиндром резиновым кольцом с пластмассовыми прокладками. На наружный конец штока навернута или приварена головка (вилка). В расточках верхней крышки установлены стальные шайбы - чистики, закрытые крышкой. При втягивании штока чистики удаляют с него грязь и пыль. В крышке установлен клапан с уплотнительным кольцом, регулирующий ход поршня.

Для уменьшения скорости опускания навешенного орудия и предохранения его от ударов о почву в штуцере установлен за медлительный клапан, который состоит из шайбы с калиброванным отверстием и трех штифтов. При опускании орудия шайба прижимается к седлу и жидкость медленно проходит через калиброванное отверстие в шайбе. При подъеме орудия жидкость движется в обратную сторону, отжимает шайбу от седла и свободно протекает по штуцеру, способствуя быстрому подъему орудия.

На выступающий конец штока установлен упор, который при перемещении его вниз и закреплении на штоке уменьшает ход поршня, так как при движении вниз упор давит на клапан и закрывает выход жидкости из под поршневого пространства. С помощью упора предотвращается опускание орудия при транспортных переездах. В этом случае после подъема орудия упор опускается на клапан и его закрепляют на штоке.

К элементам соединительной аппаратуры относятся запирающие (соединительные) муфты и разрывные муфты. Запирающие муфты позволяют отсоединять шланги, не сливая масла из системы, за счет наличия в них подпружиненных шариковых клапанов. Они устанавливаются в каждом маслопроводе, идущем к цилиндру. Разрывные муфты в случае аварийного отсоединения орудия автоматически разъединяют шланги без их разрыва и без потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные в них, надежно закрывают трубопроводы.

Механизм навески служит для присоединения навесных машин и орудий к трактору. Механизм навески располагается в задней части трактора, обеспечивает присоединение машин и орудий по двух- или трехточечной схеме навески. Механизм навески трактора ДТ-75М состоит из верхней оси, закрепленной бугелями в головках стоек. На оси на втулках размещен полый поворотный вал, на шлицах которого закреплены два подъемных рычага.

Концы подъемных рычагов шарнирно соединены с раскосами, длину которых можно изменить винтовыми муфтами. Нижние вилки раскосов соединены шарнирно при помощи пальцев с шаровыми шарнирами телескопических нижних продольных тяг. Внутренние концы тяг присоединяются к боковым кронштейнам при трехточечной схеме навески или к кронштейну при двухточечной схеме.

Кронштейны установлены на задней оси укрепленной в кронштейнах лонжеронов рамы. На оси устанавливается основной цилиндр гидросистемы, головка которого соединена пальцем с поворотным рычагом, свободно надетым на полый поворотный вал.

Механизм навески трактора ДТ-75М (трехточечная схема навески) включает в себя: основной цилиндр; вертикальная стойка верхней оси; поворотный рычаг; верхняя ось; наклонная стойка верхней оси; скоба; поворотный вал; муфта центральной тяги; пружина центральной тяги; винтовая муфта; центральная тяга; правый подъемный рычаг; раскос; фиксирующий штифт; вилка раскоса; нижняя продольная тяга; ограничительные цепи; стопорный штифт продольной тяги; боковой кронштейн продольной тяги; нижняя ось; средний кронштейн продольных тяг; ось основного цилиндра; левый подъемный рычаг; кронштейн.

При подъеме орудия шток цилиндра, выдвигаясь, поворачивает рычаг, который, упираясь при повороте в левый подъемный рычаг, поднимает его вместе со вторым рычагом через поворотный вал. При необходимости принудительного опускания поворотный рычаг соединяют пальцем с подъемным рычагом. Верхняя центральная тяга навески с помощью вилки соединена с муфтой, закрепленной посередине верхнего вала.

Тяга составная с амортизатором и винтовой муфтой для изменения длины тяги. Орудие присоединяется к концам нижних продольных и верхней центральной тяге при помощи шарниров и пальцев. Для устранения раскачивания орудия в транспортном положении, а также при междурядной обработке у пропашных тракторов продольные тяги соединены с кронштейнами ограничительными цепями с регулировочными муфтами. С помощью раскосов и верхней тяги регулируется положение орудия в продольной и поперечной плоскостях.

Работа гидравлической навесной системы

Каждому режиму работы гидросистемы соответствует определенное положение золотника:

а) орудие находится в транспортном положении, а золотник в нейтральном. Масло из бака отсасывается насосом и нагнетается в распределитель в полость. Из полости масло по отверстию перепускного клапана идет в отводной канал и далее на слив в полость. Вследствие тормозящего действия отверстия давление в полости уменьшается и под давлением масла клапан открывается и масло из насоса идет на слив. Полости, соединенные с цилиндром, перекрыты золотником, и выход масла из обеих полостей силового цилиндра будет закрыт. Положение орудия зафиксировано относительно трактора.

б) В положении «плавающее» золотник соединяет обе полости, соединенные с гидроцилиндром, со сливными каналами. Масло из насоса через открытый перепускной клапан сливается в бак, а орудие свободно опускается вниз и его рабочие органы заглубляются. При движении трактора орудие свободно перемещается относительно трактора, копируя рельеф местности с помощью опорного колеса.

в) В положении «подъем» происходит подъем орудия в транспортное положение. Золотник перекрывает отводной канал, и, следовательно, клапан закрыт. Одновременно золотник сообщает полость с нагнетательным каналом, а полость — со сливом и масло от распределителя через полость подается под поршневое пространство силового цилиндра, давит на поршень и через шток и механизм навески поднимает орудие. Из-под поршневого пространства цилиндра масло через полость сливается в бак. Как только подъем орудия заканчивается, давление масла под поршнем в полости и канале распределителя повышается и, когда он достигает 110-125 кгс/см2, шариковый клапан открывается под давлением масла, толкатель,
перемещаясь вниз, отжимает фиксаторную втулку, шарики фиксаторов выходят из канавок и под действием пружины золотник автоматически переходит в нейтральное положение.

г) При принудительном опускании орудия отводной канал перекрыт золотником. Одновременно надпоршневое пространство цилиндра через полость сообщается с нагнетательным каналом, а надпоршневое через полость - со сливом. Масло из насоса подается в распределитель и далее в
надпоршневое пространство, заставляя поршень и орудие опускаться. По окончании хода поршня золотник автоматически приводится в нейтральное положение так же, как и в конце подъема. Принудительное опускание используется при работе с ямокопателями и другими орудиями. В положениях «нейтральное» и «плавающее» золотник удерживается фиксирующим устройством.

Обслуживание гидросистемы заключается в наблюдении за герметичностью соединений и уплотнений, в своевременной промывке фильтра и замене масла, а также в проведении необходимых регулировок. Уровень масла в гидравлической системе проверяют через 60 ч работы трактора, одновременно смазывают трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы центральной тяги навески. Масляный фильтр бака промывают в дизельном топливе через 480 ч работы. Смену масла в системе производят через 960 ч работы трактора.

Клапаны распределителя проверяют и регулируют на стендах или с помощью прибора КИ-1097Б с приспособлением КИ-6272. Предохранительный клапан должен срабатывать при давлении 130-135 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 - при давлении 150-160 кгс/см2. Клапан автоматического перевода золотника в нейтральное положение должен срабатывать при давлении 100-110 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 - при давлении 130-140 кгс/см2.

Валы отбора мощности и приводной шкив

Вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором машин и орудий. Все тракторы оборудуются задним валом отбора мощности. Универсальные тракторы МТЗ-80, МТЗ 82 кроме заднего оборудованы и боковым ВОМ. На самоходном шасси Т-16М применен передний ВОМ, размещенный на раме впереди двигателя. По типу привода на тракторе ВОМ могут быть с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.

Зависимым называют ВОМ, который передает вращение на рабочие органы сельскохозяйственной машины только при включении главной муфты сцепления, останавливается при ее выключении. Он используется на тракторах ДТ-75М, Т-74, Т-25. Независимый ВОМ связан непосредственно с коленчатым валом двигателя и не зависит от работы муфты сцепления. Независимый ВОМ передает вращение на рабочие органы машин как при движении, так и при остановках. Он устанавливается на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К.

Конструкция привода ВОМ тракторов МТЗ-82, Т-150К. Полунезависимый ВОМ не допускает включения и выключения на ходу, но может работать при остановленном тракторе (ЮМЗ-6Л, Т-16М). Несинхронный ВОМ имеет постоянные обороты независимо от скорости вращения ведущих колес трактора. У синхронного ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К ВОМ имеется две частоты вращения выходного вала - 570 и 1000 об/мин. У трактора МТЗ-82 задний ВОМ состоит из привода, двухступенчатого редуктора, муфты переключения и планетарного редуктора. У трактора Т-150К механизм ВОМ состоит из редуктора, в котором размещены гидроподжимная муфта с автоматическим тормозом, из агрегатов гидросистемы и понижающей пары шестерен.

Приводными шкивами в основном снабжаются колесные тракторы для работы со стационарными машинами. Увеличители сцепного веса служат для уменьшения буксования трактора и могут быть механические (Т-25А, Т-40) или гидравлические (МТЗ-50, МТЗ-82). Механический догружатель ведущих колес увеличивает нагрузку на ведущие колеса за счет увеличения угла постановки верхней тяги механизма навески и использование для этих целей опрокидывающего момента орудия при его работе.

Гидроувеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-82, МТЗ-50 включается в общую гидравлическую раздельно-агрегатную систему. Принцип его действия заключается в том, что в силовом цилиндре создается небольшое давление от 8 до 28 кгс/см2, направленное на подъем орудия. При этом вес орудия передается на задние ведущие колеса, хотя рабочие органы орудия не выглубляются, а опорное колесо копирует рельеф местности. Проходимость агрегатов при этом существенно возрастает за счет уменьшения буксования.

Увеличитель крутящего момента (УКМ) устанавливается на комплектации трактора ДТ-75М-С6 и представляет агрегат, состоящий из муфты сцепления и планетарного редуктора. Он крепится к передней стенке коробки передач трактора и служит для преодоления кратковременных перегрузок без переключения передач.

Прицепное устройство и гидрофицированный крюк

Для работы с прицепными машинами и буксировки транспортных прицепов тракторы оборудуются прицепным устройством и гидрокрюком. Прицепное устройство состоит из прицепной скобы, которая присоединяется к вильчатым кронштейнам бугелей нижней оси механизма навески у ДТ-75М, Т-74, Т-150К, Т-150 или к шарнирам продольных тяг механизма навески у тракторов Т-25А, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, К-701. Прицепная скоба имеет ряд отверстий, в одном из которых устанавливается прицепная серьга со штырем.

Отверстия в прицепной скобе позволяют изменять точку прицепа в поперечном к трактору направлении. Вправо смещают орудия, у которых ширина захвата меньше ширины трактора. По высоте прицепное устройство регулируется или подъемом гидросистемой продольных тяг механизма навески у колесных тракторов Т-25А, Т-40М, МТЗ-50, МТЗ-82, К-701, или поворотом прицепной скобы и поворотом бугелей у тракторов ДТ-75М, Т-74, Т-150.

Буксирный крюк, управляемый гидросистемой трактора, служит для автоматической сцепки трактора с транспортными полуприцепами и разбрасывателями удобрений и буксировки их. У трактора Т-150К тяговый гидрофицированный крюк прикладывается к трактору и при необходимости устанавливается вместо нижних продольных тяг механизма навески. Гидрокрюк поднимается и опускается рукояткой распределителя гидросистемы.

У трактора МТЗ-82 крюк в сборе крепится к днищу заднего моста болтами и винтовой тягой соединен с подъемным рычагом механизма подвески и, следовательно, также управляется рукояткой распределителя. У трактора К-701 буксирный крюк крепится к нижним тягам механизма навески двумя пальцами, расположенными в отверстиях нижних тяг и проушинах балки крюка.


Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов