_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пневмооборудование трактора МТЗ-1221
____________________________________________________________________________________________
Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа
Тракторы МТЗ-1221 Беларус могут быть оборудованы однопроводным или
двухпроводным пневмоприводом тормозов прицепов, оснащенных
пневматическим приводом тормозов.
Пневмопривод используется также для накачки шин и других целей, где
требуется энергия сжатого воздуха.
Рис. 24. Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа
1 – компрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 –
указатель давления воздуха; 5 - клапан удаления конденсата; 6 – баллон;
7 – соединительная головка; 8 – соединительная магистраль; 9 –
трубопровод; 10 - датчик давления; 11 - датчик аварийного давления; 12 -
сигнальная лампа аварийного давления; 13 – тормозной кран.
Забор воздуха в пневмопривод осуществляется из впускного коллектора
двигателя. В компрессоре (1) воздух сжимается и подается в баллон 5
через регулятор давления (2), поддерживающий в баллоне требуемое
давление.
Из баллона сжатый воздух по трубопроводу (9) поступает к тормозному
крану (13).
Тормозной кран (13) соединительной магистралью (8) связан с
соединительной головкой (8). Управление тормозами прицепов и с/х машин
осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое.
При подсоединении прицепа с однопроводным пневмоприводом головка прицепа
подсоединяется к головке соединительной (7) и воздух поступает в
пневмопривод прицепа.
При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый
воздух через тормозной кран (13) выходит из соединительной магистрали
(8) в атмосферу.
На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из
баллонов прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.
При аварийном отсоединении прицепа головки соединительные
рассоединяются, воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу и
прицеп
автоматически затормаживается.
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения
давления в соединительной магистрали (6) до 0 МПа при торможении
трактора. При этом подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа
прекращается.
Автоматическое управление тормозами МТЗ-1221.2 Беларус (автоматическое
торможение) осуществляется в случае разрыва сцепки и отсоединения
прицепа за счет падения давления в соединительной магистрали прицепа.
В пневмоприводе установлена головка соединительная (7) клапанного типа.
Клапан соединительной головки предотвращает выход воздуха при
использовании пневмопривода без прицепа (например, при накачке шин) и
при аварийном отсоединении прицепа.
При соединении магистрали прицепа с магистралью трактора клапан
соединительной головки открывается, обеспечивая проход сжатого воздуха
из
пневмопривода трактора к прицепу. При этом соединение пневмомагистралей
рекомендуется производить при отсутствии давления в баллоне 6 трактора.
Контроль давления воздуха в баллоне (6) осуществляется указателем
давления воздуха (4) и сигнальной лампой аварийного давления воздуха
(12)
красного цвета (установлены на щитке приборов), датчикам давления
воздуха (10) и датчиком аварийного давления воздуха (11).
Для удаления конденсата из баллона (6) предусмотрен клапан удаления
конденсата (5). Удаление конденсата производится отклонением толкателя
кольцом в сторону и вверх.
Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится
через клапан отбора воздуха (3) регулятора давления (2).
Проверка и регулировка однопроводного тормозного крана пневмосистемы и
его привода
Регулировку привода тормозного крана МТЗ-1221-2 Беларус (рис.36)
производите при ненажатых педалях рабочих тормозов и полностью
выключенном
стояночно-запасном тормозе, которые должны быть предварительно
отрегулированы.
- Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа (10 кгс/см2) к головке
соединительной (с черной крышкой) пневмопривода трактора.
- Включите компрессор и заполните баллон воздухом до давления 0,77-0,8
МПа (7,7-8,0 кгс/см2) по манометру, расположенному на щитке приборов.
- Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке
соединительной должно быть не ниже 0,77 МПа (7,7 кгс/см2).
Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:
- Проверьте наличие зазора 1-2 мм между пальцем (1) и верхними кромками
пазов в рычагах. Если зазора нет, расшплинтуйте и снимите палец (1) и
отрегулируйте длину тяги (5) вращением наконечника (2).
- Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины (4) до
размера 36-38 мм вращением гаек (6) и законтрите их. Проверьте работу
крана
согласно пункту 3.
- Если давление воздуха по манометру, присоединенному к головке
соединительной, не достигло необходимой величины, замените кран
тормозной (3).
При правильно отрегулированных тормозном кране и его приводе давление по
манометру, присоединенному к головке соединительной (с черной
крышкой), должно упасть до нуля при перемещении сблокированных педалей
тормозов на полный ход или при полностью включенном стояночном
тормозе.
Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-1221
При нарушении работы регулятора давления, а также после его разборки для
промывки или замены изношенных деталей, произведите регулировочные
операции в следующей последовательности:
- присоедините к ресиверу на время проверки и регулировки манометр с
ценой деления 0,1-0,2 кгс/см2 и со шкалой не менее 16 кгс/см2;
- снимите колпак;
- с помощью гаечного ключа ввинтите крышку в корпус до упора;
- запустите двигатель, включите компрессор и заполните ресивер сжатым
воздухом до срабатывания предохранительного клапана при давлении 8,5-12
кгс/см2. Если клапан срабатывает при давлении, выходящем за указанные
пределы, произведите его регулировку с помощью винта, предварительно
ослабив и затем затянув контргайку;
- постепенно вывинчивая крышку, отрегулируйте усилие пружин, так, чтобы
давление воздуха в ресивере, при котором происходит открытие
разгрузочного клапана, составляло 7,7-8,0 кгс/см2; зафиксируйте это
положение крышки с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса
и
наденьте колпак;
- приоткройте в ресивере клапан удаления конденсата и снизьте давление
воздуха до 6,5-7,0 кгс/см2. При этих величинах давления клапан должен
закрыться и переключить компрессор на наполнение ресивера сжатым
воздухом; отсоедините от ресивера контрольный манометр.
Двухпроводный пневмопривод тормозов прицепа
Рис. 25. Двухпроводный пневмопривод тормозов прицепа МТЗ-1221.2 Беларус
1 – компрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 –
баллон; 5 – сигнальная лампа аварийного давления; 6 – указатель
давления; 7 –
датчик давления; 8 – датчик аварийного давления; 9 – клапан удаления
конденсата; 10, 10а – соединительные головки; 11 – магистраль
управления; 12 – магистраль питания; 13 – тормозной кран.
Забор воздуха в пневмопривод осуществляется из впускного коллектора
двигателя. В компрессоре (1) воздух сжимается и подается в баллон (4)
через
регулятор давления (2), поддерживающий в баллоне требуемое давление.
Из баллона сжатый воздух поступает к тормозному крану (13) и в
магистраль питания (12) с головкой соединительной (с красной крышкой),
которая
постоянно находится под давлением.
Тормозной кран (13) магистралью управления (11) связан с соединительной
головкой (10а) (с желтой крышкой).
Давление в ней отсутствует. Управление тормозами прицепов и с/х машин
осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое.
При использовании прицепа с двухпроводным пневмоприводом головки
соединительные прицепа подсоединяются к головкам соединительным (10) (с
красной крышкой) и (10а) (с желтой крышкой), то есть к питающей
магистрали (12) и к магистрали управления (11).
При этом сжатый воздух постоянно поступает на прицеп через питающую
магистраль (12).
При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый
воздух через тормозной кран (13) и магистраль управления (11) подается
на
прицеп.
На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из
баллона прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет повышения
давления в магистрали управления (11) до 6,5-8,0 кгс/см2 при торможении
трактора МТЗ-1221-2 Беларус. Магистраль питания (12) при этом остается
под давлением и подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа
сохраняется.
Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение)
осуществляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет
падения
давления в магистрали питания прицепа.
В пневмоприводе установлены головки соединительные (10) и (10а)
клапанного типа. Клапаны соединительных головок предотвращают выход
воздуха
при использовании пневмопривода без прицепа (например, при накачке шин)
и при аварийном отсоединении прицепа.
При соединении тормозных магистралей прицепа с магистралями трактора
клапаны соединительных головок открываются, обеспечивая проход сжатого
воздуха из пневмопривода трактора к прицепу.
При этом соединение пневмомагистралей рекомендуется производить при
отсутствии давления в баллоне 4 трактора.
Контроль давления воздуха в баллоне 4 осуществляется указателем давления
воздуха (6) и сигнальной лампой аварийного давления воздуха (5)
красного цвета (установлены на щитке приборов), датчикам давления
воздуха (7) и датчиком аварийного давления воздуха (8). Для удаления
конденсата
из баллона (4) предусмотрен клапан удаления конденсата (9).
Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону
и вверх. Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.)
производится через клапан отбора воздуха (3) регулятора давления (2).
Проверка и регулировка двухпроводного тормозного крана пневмосистемы и
его привода
Регулировку привода тормозного крана МТЗ-1221.2 Беларус (рис.36)
производите при ненажатых педалях рабочих тормозов и полностью
выключенном
стояночно-запасном тормозе, которые должны быть предварительно
отрегулированы.
- Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа (10 кгс/см2 ) к
управляющей головке соединительной (с желтой крышкой) пневмопривода
трактора.
- Включите компрессор и заполните баллон воздухом до давления 0,77-0,8
МПа (7,7-8,0 кгс/см2 ) по манометру, расположенному на щитке приборов.
- Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке
соединительной (с желтой крышкой) магистрали управления должно быть
равно нулю.
- Переместите сблокированные педали тормозов на максимальный ход.
Давление должно повышаться до 0,65-0,8 МПа (6,5-8,0 кгс/см2). Отпустите
педали
тормозов. Включите стояночный тормоз, переместив его рукоятку на
максимальную величину.
- Давление должно повышаться до 0,65-0,8 МПа (6,5-8,0 кгс/см2 ).
Если
давление по манометре, подсоединенному к головке соединительной
магистрали
управления не соответствует указанным, то выполните следующие операции:
- Проверьте наличие зазора 1-2 мм между пальцем (1) и верхними кромками
пазов в рычагах. Если зазора нет, снимите палец (1) и отрегулируйте
длину
тяги (5) вращением наконечника (2).
- Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины (4) до
размера 36-38 мм вращением гаек (5) и законтрите их. Проверьте работу
крана
согласно пункту 3.
- Если давление воздуха по манометру, присоединенному к головке
соединительной, не достигло необходимой величины, замените кран
тормозной (3).
Содержание инструкции по эксплуатации и
обслуживанию МТЗ-1221
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов