_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гидроусилитель рулевого управления Беларус МТЗ-82.1
____________________________________________________________________________________________
ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначен для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.
Гидроусилитель установлен на переднем брусе трактора и представляет
собой рулевой механизм с червячной парой, взаимодействующей с
гидравлическими узлами – силовым цилиндром и распределителем.
Распределитель гидроусилителя 13 сообщен маслопроводами с установленным
на двигателе насосом, с силовым цилиндром и корпусом гидроусилителя 5,
являющимся одновременно масляным баком гидросистемы рулевого управления.
В сливной магистрали расположены редукционный клапан 10 и фильтр 15.
Рис.91. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Беларус МТЗ-82-1, 80-1,
82-2
1 – сошка; 2 – гайка сошки; 3 – сливная пробка; 4 – поворотный вал; 5 –
корпус; 6 – упор рейки; 7 – регулировочные прокладки; 8 – шток; 9 –
поршень; 10 –
передняя крышка цилиндра; 11 – упорный подшипник; 12 – шайба; 13 –
сферическая гайка; 14 – золотник; 15 – пробка; 16 – клапанная крышка; 17
–
регулировочный винт клапана; 18 – червяк; 19 – болт крепления
регулировочной втулки; 20 – регулировочная втулка; 21 – сектор; 22 –
гайка; 23 – рейка; 24
– регулировочный болт; 25 – верхняя крышка; 26 – контргайка; 27 –
сливной фильтр; 28 – редукционный клапан; 29 – кран управления; 30 –
золотник
датчика блокировки дифференциала; 31 – маховичок крана управления.
Поворот направляющих колес при малых сопротивлениях повороту происходит
без включения в работу гидросистемы. Усилие от рулевого колеса на
сошку 18 передается червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21.
Усилие, передаваемое на сошку, меньше усилия, необходимого для сжатия
трех пружин и перемещения золотника распределителя 13. Золотник
находится в нейтральном положении и поток масла от насоса проходит через
распределитель на слив в корпус 5.
При больших сопротивлениях повороту золотник смещается от нейтрального
положения, соединяя одну полость цилиндра гидроусилителя со сливом, а
вторую с нагнетательным маслопроводом насоса.
Под давлением масла шток 25 через рейку 9 поворачивает сектор 7 с валом
21 и сошку 18. По прекращении действия усилия на рулевом колесе золотник
распределителя возвращается в нейтральное положение и поворот колес
прекращается. В нейтральном положении золотник удерживается пружинами,
максимальное давление при повороте ограничивается предохранительным
клапаном 19.
Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена
на рисунке.
Рис.92. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с
краном блокировки дифференциала
1 – муфта блокировки; 2 – щуп; 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5
– корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод датчика
блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая
гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр;
16 –
масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный
клапан; 20 – ползун; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 –
сектор; 24 –
поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки (корпус датчика
блокировки); 28 – маслопровод муфты блокировки.
Регулировки гидроусилителя рулевого управления
В ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 регулируются: зацепление «червяк-сектор»,
зацепление «сектор-рейка», затяжка гайки червяка, затяжка гайки сектора,
осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан.
Для регулировки зацепления «червяк-сектор» ослабьте болт, заведите в паз
фланца втулки 20 ключ, поверните втулку 20 по часовойстрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 1 (щуп
максимально утоплен в корпусе датчика блокировки дифференциала), затем
поверните втулку против часовой стрелки на 10 – 12 мм по наружному
диаметру фланца.
Затяните болт 19, запустите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий
при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости
увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку 20 против часовой
стрелки до исключения заеданий.
Для регулировки зацепления «сектор-рейка» уменьшите толщину набора
регулировочных прокладок 7 под фланцем упора 6 до получения зазора 0,1 –
0,3
мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к
сектору.
Сферической гайкой червяка 13 обеспечивается затяжка упорных подшипников
11. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим
условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки
может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.
Перед
затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами 5, предварительно
подложив под головки болтов 5 шайбы 4 на толщину фланца крышки.
Затяните гайку червяка 1 моментом от 19 до 21 Нм, отверните ее на 1/12 –
1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт
гайки и
зашплинтуйте ее. Выверните болты 5 крепления распределителя к корпусу,
установите крышку и закрепите распределитель четырьмя болтами 5.
При правильной затяжке сферической гайки червяка отсутствует зазор между
золотником и обоймами подшипника, а также имеется отдача рулевого
колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения
вращения влево.
Рис.93. Затяжка сферической гайки червяка
1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 –
болты.
Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26,
заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните
его
на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.
Для затяжки гайки сектора 22 снимите верхнюю крышку 25 корпуса ГУР
Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Затяните гайку сектора 22 моментом от 280 до 320
Нм и
установите верхнюю крышку 25.
Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль
или в клапанную крышку вместо пробки 15 подсоедините манометр со
шкалой деления не менее 10 МПа.
Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты,
при повернутом рулевом колесе до упора и поворачивайте регулировочный
винт 17 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет
давление 8,8 МПа. Регулировку производите при температуре масла от 45°С
до
55°С.
Установка распределителя на корпус ГУР
В процессе эксплуатации трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может возникнуть
необходимость в снятии распределителя для замены уплотнительных колец,
промывки деталей и т.п.
Установку распределителя ГУР производите следующим образом:
- проверьте наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и
правильность установки золотника в корпусе распределителя. Золотник
устанавливайте так, чтобы торец его без фаски по наружному диаметру был
обращен к корпусу гидроусилителя. Неправильная установка золотника в
корпусе распределителя приведет к резкому повышению усилия поворота;
- установите распределитель без крышки и прикрепите его к корпусу
гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов
5
монтажные шайбы 4 на толщину фланца крышки;
- установите упорный подшипник, шайбу и затяните сферическую гайку 13 в
соответствии с пунктом по регулировкам гидроусилителя рулевого
управления.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов