_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Гидроусилитель рулевого управления Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначен для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.

Гидроусилитель установлен на переднем брусе трактора и представляет собой рулевой механизм с червячной парой, взаимодействующей с гидравлическими узлами – силовым цилиндром и распределителем.

Распределитель гидроусилителя 13 сообщен маслопроводами с установленным на двигателе насосом, с силовым цилиндром и корпусом гидроусилителя 5, являющимся одновременно масляным баком гидросистемы рулевого управления. В сливной магистрали расположены редукционный клапан 10 и фильтр 15.



Рис.91. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2

1 – сошка; 2 – гайка сошки; 3 – сливная пробка; 4 – поворотный вал; 5 – корпус; 6 – упор рейки; 7 – регулировочные прокладки; 8 – шток; 9 – поршень; 10 – передняя крышка цилиндра; 11 – упорный подшипник; 12 – шайба; 13 – сферическая гайка; 14 – золотник; 15 – пробка; 16 – клапанная крышка; 17 –
регулировочный винт клапана; 18 – червяк; 19 – болт крепления регулировочной втулки; 20 – регулировочная втулка; 21 – сектор; 22 – гайка; 23 – рейка; 24 – регулировочный болт; 25 – верхняя крышка; 26 – контргайка; 27 – сливной фильтр; 28 – редукционный клапан; 29 – кран управления; 30 – золотник датчика блокировки дифференциала; 31 – маховичок крана управления.

Поворот направляющих колес при малых сопротивлениях повороту происходит без включения в работу гидросистемы. Усилие от рулевого колеса на сошку 18 передается червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21.

Усилие, передаваемое на сошку, меньше усилия, необходимого для сжатия трех пружин и перемещения золотника распределителя 13. Золотник находится в нейтральном положении и поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 5.

При больших сопротивлениях повороту золотник смещается от нейтрального положения, соединяя одну полость цилиндра гидроусилителя со сливом, а вторую с нагнетательным маслопроводом насоса.

Под давлением масла шток 25 через рейку 9 поворачивает сектор 7 с валом 21 и сошку 18. По прекращении действия усилия на рулевом колесе золотник распределителя возвращается в нейтральное положение и поворот колес прекращается. В нейтральном положении золотник удерживается пружинами, максимальное давление при повороте ограничивается предохранительным клапаном 19.

Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.



Рис.92. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с краном блокировки дифференциала

1 – муфта блокировки; 2 – щуп; 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5 – корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод датчика блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр; 16 – масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный клапан; 20 – ползун; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 – сектор; 24 – поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки (корпус датчика блокировки); 28 – маслопровод муфты блокировки.

Регулировки гидроусилителя рулевого управления

В ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 регулируются: зацепление «червяк-сектор», зацепление «сектор-рейка», затяжка гайки червяка, затяжка гайки сектора, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан.

Для регулировки зацепления «червяк-сектор» ослабьте болт, заведите в паз фланца втулки 20 ключ, поверните втулку 20 по часовойстрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 1 (щуп максимально утоплен в корпусе датчика блокировки дифференциала), затем поверните втулку против часовой стрелки на 10 – 12 мм по наружному диаметру фланца.

Затяните болт 19, запустите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку 20 против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления «сектор-рейка» уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 7 под фланцем упора 6 до получения зазора 0,1 – 0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.

Сферической гайкой червяка 13 обеспечивается затяжка упорных подшипников 11. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.

Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами 5, предварительно подложив под головки болтов 5 шайбы 4 на толщину фланца крышки.

Затяните гайку червяка 1 моментом от 19 до 21 Нм, отверните ее на 1/12 – 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте ее. Выверните болты 5 крепления распределителя к корпусу, установите крышку и закрепите распределитель четырьмя болтами 5.

При правильной затяжке сферической гайки червяка отсутствует зазор между золотником и обоймами подшипника, а также имеется отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.



Рис.93. Затяжка сферической гайки червяка

1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 – болты.

Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.

Для затяжки гайки сектора 22 снимите верхнюю крышку 25 корпуса ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Затяните гайку сектора 22 моментом от 280 до 320 Нм и установите верхнюю крышку 25.

Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 15 подсоедините манометр со шкалой деления не менее 10 МПа.

Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты, при повернутом рулевом колесе до упора и поворачивайте регулировочный винт 17 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,8 МПа. Регулировку производите при температуре масла от 45°С до 55°С.

Установка распределителя на корпус ГУР

В процессе эксплуатации трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может возникнуть необходимость в снятии распределителя для замены уплотнительных колец, промывки деталей и т.п.

Установку распределителя ГУР производите следующим образом:

- проверьте наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и правильность установки золотника в корпусе распределителя. Золотник устанавливайте так, чтобы торец его без фаски по наружному диаметру был обращен к корпусу гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приведет к резкому повышению усилия поворота;

- установите распределитель без крышки и прикрепите его к корпусу гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов 5 монтажные шайбы 4 на толщину фланца крышки;

- установите упорный подшипник, шайбу и затяните сферическую гайку 13 в соответствии с пунктом по регулировкам гидроусилителя рулевого управления.

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов