_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Устройство ведущих мостов
____________________________________________________________________________________________
Задний мост трактора МТЗ-82
Все механизмы заднего моста МТЗ-82 помещены в корпусе, представляющем
чугунную отливку, к передней стенке которого прикреплена коробка
передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощности. В корпусе
помещены главная передача, дифференциал с муфтой автоматической
блокировки (АБД), конечная передача, тормоза и вал отбора мощности.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Главная передача представляет пару конических шестерен. Ведущая шестерня
установлена на шлицевом конце вторичного вала коробки передач, а ведомая
прикреплена к фланцу корпуса дифференциала. Дифференциал состоит из
корпуса, крышки, крестовины, сателлитов и полуосевых шестерен.
Крестовина закреплена между корпусом и крышкой, и на нее надето четыре
сателлита. Сателлиты входят в зацепление с двумя полуосевыми шестернями,
ступицы которых насажены на шлицы валов ведущих шестерен конечных
передач.
Собранный дифференциал вращается вместе с ведомой шестерней главной
передачи на двух роликовых подшипниках, внутренние обоймы которых
насаживаются на корпус и крышку, а наружные входят в расточки стаканов.
Дифференциал имеет автоматическую блокировку, состоящую из
исполнительного механизма, установленного на кожухе, левого тормоза и
датчика, управляющего блокировкой. Датчик расположен в корпусе
гидроусилителя рулевого управления.
Исполнительный механизм представляет дисковую фрикционную муфту с
гидравлическим управлением. Ведущие и ведомые диски соответственно
соединены со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни конечной
передачи и пазами корпуса муфты блокировки. Блокировочный вал,
проходящий внутри полой шестерни конечной передачи, жестко связан с
корпусом и шлицами соединен с крестовиной дифференциала.
При срабатывании датчика масло под давлением подается от гидроусилителя
руля в полость между крышкой и диафрагмой, далее усилие через нажимной
диск передается дисками муфты. Сжатые диски блокируют шестерню, левую
полуосевую шестерню, блокировочный вал и крестовину в одно целое, так
как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой
шестерни.
Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) может быть включена и
выключена. При выключенной блокировке дифференциал работает как обычно.
При включенной АБД дифференциал выключается и автоматически включается
при повороте направляющих колес на угол 8°. При работе на скоростях выше
10 км/ч работать с включенной блокировкой запрещается, так как это может
вызвать аварийные заносы трактора.
Конечные передачи представляют одноступенчатые редукторы с
цилиндрическими шестернями. Ведущие шестерни выполнены как одно целое с
валами, на внутренних концах которых установлены на шлицах полуосевые
шестерни дифференциала, а на наружных — соединительные диски тормозов.
Каждая шестерня вращается на роликовых подшипниках, посаженных в
стаканах.
Ведомые шестерни установлены на шлицы полуосей задних колес. Полуоси
вращаются в шариковых подшипниках. От осевых перемещений полуоси
удерживаются стопорными кольцами и крышками рукавов и уплотнены
сальниками. Тормоза сухие дисковые состоят из двух соединительных дисков
с
фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков, между которыми
установлено три разжимных шарика. Все детали установлены внутри
кожуха.
Обслуживание заднего моста трактора МТЗ-82 заключается в регулярной
подтяжке креплений, своевременной доливке и замене масла, регулировке
отдельных механизмов. Зубчатое зацепление и конические роликовые
подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации
регулировки не требуют. Эта необходимость может возникнуть при ремонте.
Подшипники дифференциала регулируют прокладками, которые
устанавливаются под стаканы ведущих шестерен. Осевой зазор допускается
0,05-0,1 мм.
Регулировка зацепления главной передачи
Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач
определяется размером от задней стенки коробки до наружного торца
шестерни.
Этот размер должен быть равным 58±0,15 мм и обеспечивается подбором
регулировочных прокладок, которые устанавливаются между фланцем
стакана подшипника и задней стенкой коробки передач.
Боковой зазор между зубьями шестерен устанавливается в пределах 0,25-0,5
мм и регулируется теми же прокладками. В этой регулировке прокладки
не выбрасывают, а переносят с одной стороны на другую, то есть из под
стакана выбрасываются, а под стакан ставятся. Работу тормозов проверяют
ежедневно, а их регулировка производится по мере необходимости.
Полный ход каждой педали должен быть 70-90 мм, а тормозной путь до
полной остановки не должен превышать 6 м при начальной скорости 20 км/ч.
Ведущие мосты трактора Т-150К. Конструктивно передний и задний мосты
одинаковы и отличаются в основном картерами. К картеру переднего моста с
двух сторон сверху приварены накладки для стремянок крепления рессор. К
картеру заднего моста приварены кронштейны для крепления заднего
моста к раме.
В месте крепления редуктора главной передачи Т-150К картер расширен
приваренным фланцем, в котором выполнена центрирующая расточка и
имеются резьбовые отверстия под шпильки крепления корпуса главной
передачи. Главная передача собрана в литом корпусе. Ведущая шестерня
главной передачи выполнена заодно с валом, установленным в стакане на
двух конических роликовых подшипниках. Между торцевой плоскостью
стакана и корпусом поставлены регулировочные прокладки.
На хвостовике вала установлен фланец для соединения с карданным валом
привода моста. В корпусе сальников запрессованы каркасный
самоподжимной сальник и войлочный пыльник. Ведомая коническая шестерня
главной передачи прикреплена двенадцатью болтами к корпусу
дифференциала. Дифференциал самоблокирующийся собран в корпусе,
состоящем из двух чашек, стянутых фланцами и болтами.
Дифференциал состоит из четырех сателлитов, вращающихся на двух пальцах,
и двух конических полуосевых шестерен, соединенных шлицами с
полуосями. Между торцами шестерен и фланцами установлено по четыре диска
трения. Диски наружными шлицами соединены с фланцами, диски — с
полуосями и шестернями.
Работа самоблокирующегося дифференциала. При движении по прямой, когда
колеса трактора имеют одинаковое сопротивление, сателлиты остаются
неподвижными относительно пальцев и крутящий момент распределяется
поровну между колесами. Если сопротивление колес неодинаково (при
пробуксовке одного из колес), то сателлиты начинают вращаться вокруг
пальцев.
В зацеплении между зубьями сателлитов и полуосевых шестерен возникает
осевая сила, которая воздействует на шестерни и сжимает диски трения, и
шестерни блокируются с корпусом дифференциала. В результате оба колеса
начинают вращаться с одинаковой частотой. Самоблокирующийся
дифференциал увеличивает проходимость трактора.
Конечные передачи
У трактора Т-150К конечными передачами являются колесные редукторы,
представляющие собой планетарные механизмы, прикрепленные к фланцам
картеров мостов. Колесный редуктор смонтирован на ступице, прикрепленной
болтами к фланцу заднего моста. Между фланцем и ступицей зажат
тормозной щит.
Ведущей частью планетарного механизма является солнечная шестерня ,
ведомой - водило с тремя сателлитами, которое связано с колесами,
неподвижной частью - эпициклическая шестерня. Солнечная шестерня
установлена на шлицах полуоси и закреплена гайкой. Сателлиты, входящие в
зацепление с солнечной шестерней, устанавливаются на осях на двух рядах
цилиндрических роликовых подшипников.
Ось сателлитов установлена в водиле, которое прикреплено к корпусу
редуктора посредством двадцати одной шпильки. С торцевой части к водилу
крепится крышка с контрольной пробкой. Между водилом и корпусом, водилом
и крышкой установлены уплотнительные прокладки. Корпус
сцентрирован и прикреплен шпильками к картеру редуктора, вращающемуся на
двух конических роликовых подшипниках, опорой которых является
ступица.
Теми же шпильками к картеру редуктора прикреплены тормозной барабан и
диск ведущего колеса. Внутренняя обойма подшипника установлена на
зубчатой ступице, надетой на шлицы ступицы. С помощью гаек и стопорной
шайбой ступица удерживается в осевом направлении. С помощью этих же
гаек регулируют подшипники. С зубчатой ступицей входит в зацепление
эпициклическая неподвижная шестерня.
Работа механизма сводится к следующему. При вращении полуоси солнечная
шестерня, вращаясь, перекатывает сателлиты по неподвижной
эпициклической шестерне, при этом сателлиты через свои оси водят водило;
последнее связано с корпусом и колесом, и, следовательно, крутящий
момент передается с полуоси на колесо.
Обслуживание ведущих мостов и колесных редукторов:
- своевременно (через 240 ч работы) проверяют уровень масла и при
необходимости доливают его. Смену масла производят через 960 ч работы;
- в процессе эксплуатации следят за затяжкой гаек крепления мостов,
главной передачи, дисков колес и других крепежных деталей;
- при ТО-3 проверяют и при необходимости регулируют зазор в конических
подшипниках главной передачи и колесных редукторов.
Задние мосты гусеничных тракторов
Задний мост трактора ДТ-75М включает главную передачу, планетарный
механизм поворота с тормозами и конечную передачу. Главная передача и
планетарный механизм размещены в центральном отсеке литого корпуса
заднего моста. Ведущая коническая шестерня главной передачи выполнена
заодно с вторичным валом коробки передач, входит в зацепление с большой
конической ведомой шестерней главной передачи, которая крепится к
фланцу корпуса планетарного механизма.
Между шестерней и фланцем установлены регулировочные прокладки, с
помощью которых осуществляется регулировка зацепления шестерен
главной передачи. Корпус вращается на двух шариковых подшипниках. На
внутренней поверхности корпуса имеются два зубчатых венца коронных
шестерен, с которыми входят в зацепление по три сателлита, вращающихся
на игольчатых подшипниках на осях.
Оси сателлитов запрессованы в стенки водила, со шлицами которого
соединены полуоси. С внутренней стороны сателлиты находятся в зацеплении
с
солнечными шестернями, к фланцам солнечных шестерен привернуты тормозные
шкивы солнечных шестерен. Шкив остановочного тормоза полуосей
устанавливается на шлицах ступицы, ведущей шестерни конечной передачи,
сидящей на шлицевом конце полуоси.
На тракторе ДТ-75 установлены ленточные самозатягивающиеся тормоза. На
каждой ленте закрепляется по 13 колодок твердого фрикционного
материала.
Тормоза солнечных шестерен постоянно удерживаются в заторможенном
состоянии пружиной и управляются рычагами, установленными в кабине и
соединенных тягой с рычагами. Тормоза остановочные, используемые для
крутых поворотов, управляются педалями.
Конечные передачи трактора размещены в отдельных литых корпусах,
прикрепленных с обеих сторон к корпусу заднего моста. Обслуживание
заднего
моста сводится к проверке уровня масла (через 240 ч работы) в картере и
замене масла (через 960 ч работы), проверке и при необходимости
регулировке тормозов солнечных шестерен.
Свободный ход рычагов управления тормозов солнечных шестерен должен быть
в пределах 60-80 мм, и его регулируют гайкой. Гайку заворачивают
до отказа и отпускают до совмещения кольцевой проточки на контрольном
штифте с плоскостью проушины. Если при этом свободный ход больше или
меньше допустимого, то укорачивают или удлиняют тягу.
Провисание ленты в нижней части регулируют болтом, ввернутым в корпус
заднего моста снизу. Болт заворачивают до отказа и отворачивают на 1-1,5
оборота. Кроме того, проверяют и при необходимости регулируют гайкой ход
педалей остановочных тормозов. Ход педали считается
отрегулированным, если при нажатии на педаль ленты затягивают шкив, а
защелка горного тормоза устанавливается в первую впадину сектора.
Задний мост трактора Т-150 в отличие от задних мостов других гусеничных
тракторов не имеет механизма поворота. Как уже было указано выше,
управление тракторами Т-150 осуществляется выключением гидроподжимных
муфт вторичных валов коробки передач, поэтому в заднем мосту
помещены две главные передачи, независимые друг от друга (по одной на
гусеницу).
Крутящий момент от соответствующего вторичного вала передается через
карданный вал на главную передачу, полуоси и колесные редукторы.
Ведущий мост состоит из корпуса, к которому приварены валы ступицы
заднего моста, и двух главных передач. Каждая главная передача состоит
из
ведущей и ведомой шестерен, собранных в корпусе. Ведущая шестерня
выполнена заодно с валом и установлена в стакане на двух конических
роликовых подшипниках.
Ведомая шестерня закреплена на ступице болтами. Ступица вращается на
двух конических роликовых подшипниках и внутренними шлицами
соединена с полуосями. Подшипники установлены в гнездах, образованных
корпусом главной передачи и. крышками подшипников. Наружные кольца
подшипников ограничиваются от осевых перемещений регулировочными
гайками.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов