_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Устройство ведущих мостов

____________________________________________________________________________________________

Задний мост трактора МТЗ-82

Все механизмы заднего моста МТЗ-82 помещены в корпусе, представляющем чугунную отливку, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощности. В корпусе помещены главная передача, дифференциал с муфтой автоматической блокировки (АБД), конечная передача, тормоза и вал отбора мощности.

Техобслуживание и ремонт тракторов

Главная передача представляет пару конических шестерен. Ведущая шестерня установлена на шлицевом конце вторичного вала коробки передач, а ведомая прикреплена к фланцу корпуса дифференциала. Дифференциал состоит из корпуса, крышки, крестовины, сателлитов и полуосевых шестерен. Крестовина закреплена между корпусом и крышкой, и на нее надето четыре сателлита. Сателлиты входят в зацепление с двумя полуосевыми шестернями, ступицы которых насажены на шлицы валов ведущих шестерен конечных передач.

Собранный дифференциал вращается вместе с ведомой шестерней главной передачи на двух роликовых подшипниках, внутренние обоймы которых насаживаются на корпус и крышку, а наружные входят в расточки стаканов. Дифференциал имеет автоматическую блокировку, состоящую из исполнительного механизма, установленного на кожухе, левого тормоза и датчика, управляющего блокировкой. Датчик расположен в корпусе гидроусилителя рулевого управления.

Исполнительный механизм представляет дисковую фрикционную муфту с гидравлическим управлением. Ведущие и ведомые диски соответственно соединены со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни конечной передачи и пазами корпуса муфты блокировки. Блокировочный вал, проходящий внутри полой шестерни конечной передачи, жестко связан с корпусом и шлицами соединен с крестовиной дифференциала.

При срабатывании датчика масло под давлением подается от гидроусилителя руля в полость между крышкой и диафрагмой, далее усилие через нажимной диск передается дисками муфты. Сжатые диски блокируют шестерню, левую полуосевую шестерню, блокировочный вал и крестовину в одно целое, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой шестерни.

Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) может быть включена и выключена. При выключенной блокировке дифференциал работает как обычно. При включенной АБД дифференциал выключается и автоматически включается при повороте направляющих колес на угол 8°. При работе на скоростях выше 10 км/ч работать с включенной блокировкой запрещается, так как это может вызвать аварийные заносы трактора.

Конечные передачи представляют одноступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями. Ведущие шестерни выполнены как одно целое с валами, на внутренних концах которых установлены на шлицах полуосевые шестерни дифференциала, а на наружных — соединительные диски тормозов. Каждая шестерня вращается на роликовых подшипниках, посаженных в стаканах.

Ведомые шестерни установлены на шлицы полуосей задних колес. Полуоси вращаются в шариковых подшипниках. От осевых перемещений полуоси удерживаются стопорными кольцами и крышками рукавов и уплотнены сальниками. Тормоза сухие дисковые состоят из двух соединительных дисков с фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков, между которыми установлено три разжимных шарика. Все детали установлены внутри кожуха.

Обслуживание заднего моста трактора МТЗ-82 заключается в регулярной подтяжке креплений, своевременной доливке и замене масла, регулировке отдельных механизмов. Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации
регулировки не требуют. Эта необходимость может возникнуть при ремонте. Подшипники дифференциала регулируют прокладками, которые устанавливаются под стаканы ведущих шестерен. Осевой зазор допускается 0,05-0,1 мм.

Регулировка зацепления главной передачи

Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач определяется размером от задней стенки коробки до наружного торца шестерни. Этот размер должен быть равным 58±0,15 мм и обеспечивается подбором регулировочных прокладок, которые устанавливаются между фланцем стакана подшипника и задней стенкой коробки передач.

Боковой зазор между зубьями шестерен устанавливается в пределах 0,25-0,5 мм и регулируется теми же прокладками. В этой регулировке прокладки не выбрасывают, а переносят с одной стороны на другую, то есть из под стакана выбрасываются, а под стакан ставятся. Работу тормозов проверяют ежедневно, а их регулировка производится по мере необходимости.

Полный ход каждой педали должен быть 70-90 мм, а тормозной путь до полной остановки не должен превышать 6 м при начальной скорости 20 км/ч. Ведущие мосты трактора Т-150К. Конструктивно передний и задний мосты одинаковы и отличаются в основном картерами. К картеру переднего моста с двух сторон сверху приварены накладки для стремянок крепления рессор. К картеру заднего моста приварены кронштейны для крепления заднего моста к раме.

В месте крепления редуктора главной передачи Т-150К картер расширен приваренным фланцем, в котором выполнена центрирующая расточка и имеются резьбовые отверстия под шпильки крепления корпуса главной передачи. Главная передача собрана в литом корпусе. Ведущая шестерня главной передачи выполнена заодно с валом, установленным в стакане на двух конических роликовых подшипниках. Между торцевой плоскостью стакана и корпусом поставлены регулировочные прокладки.

На хвостовике вала установлен фланец для соединения с карданным валом привода моста. В корпусе сальников запрессованы каркасный самоподжимной сальник и войлочный пыльник. Ведомая коническая шестерня главной передачи прикреплена двенадцатью болтами к корпусу дифференциала. Дифференциал самоблокирующийся собран в корпусе, состоящем из двух чашек, стянутых фланцами и болтами.

Дифференциал состоит из четырех сателлитов, вращающихся на двух пальцах, и двух конических полуосевых шестерен, соединенных шлицами с полуосями. Между торцами шестерен и фланцами установлено по четыре диска трения. Диски наружными шлицами соединены с фланцами, диски — с
полуосями и шестернями.

Работа самоблокирующегося дифференциала. При движении по прямой, когда колеса трактора имеют одинаковое сопротивление, сателлиты остаются неподвижными относительно пальцев и крутящий момент распределяется поровну между колесами. Если сопротивление колес неодинаково (при пробуксовке одного из колес), то сателлиты начинают вращаться вокруг пальцев.

В зацеплении между зубьями сателлитов и полуосевых шестерен возникает осевая сила, которая воздействует на шестерни и сжимает диски трения, и шестерни блокируются с корпусом дифференциала. В результате оба колеса начинают вращаться с одинаковой частотой. Самоблокирующийся дифференциал увеличивает проходимость трактора.

Конечные передачи

У трактора Т-150К конечными передачами являются колесные редукторы, представляющие собой планетарные механизмы, прикрепленные к фланцам картеров мостов. Колесный редуктор смонтирован на ступице, прикрепленной болтами к фланцу заднего моста. Между фланцем и ступицей зажат тормозной щит.

Ведущей частью планетарного механизма является солнечная шестерня , ведомой - водило с тремя сателлитами, которое связано с колесами, неподвижной частью - эпициклическая шестерня. Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси и закреплена гайкой. Сателлиты, входящие в зацепление с солнечной шестерней, устанавливаются на осях на двух рядах цилиндрических роликовых подшипников.

Ось сателлитов установлена в водиле, которое прикреплено к корпусу редуктора посредством двадцати одной шпильки. С торцевой части к водилу крепится крышка с контрольной пробкой. Между водилом и корпусом, водилом и крышкой установлены уплотнительные прокладки. Корпус сцентрирован и прикреплен шпильками к картеру редуктора, вращающемуся на двух конических роликовых подшипниках, опорой которых является ступица.

Теми же шпильками к картеру редуктора прикреплены тормозной барабан и диск ведущего колеса. Внутренняя обойма подшипника установлена на зубчатой ступице, надетой на шлицы ступицы. С помощью гаек и стопорной шайбой ступица удерживается в осевом направлении. С помощью этих же гаек регулируют подшипники. С зубчатой ступицей входит в зацепление эпициклическая неподвижная шестерня.

Работа механизма сводится к следующему. При вращении полуоси солнечная шестерня, вращаясь, перекатывает сателлиты по неподвижной эпициклической шестерне, при этом сателлиты через свои оси водят водило; последнее связано с корпусом и колесом, и, следовательно, крутящий момент передается с полуоси на колесо.

Обслуживание ведущих мостов и колесных редукторов:

- своевременно (через 240 ч работы) проверяют уровень масла и при необходимости доливают его. Смену масла производят через 960 ч работы;

- в процессе эксплуатации следят за затяжкой гаек крепления мостов, главной передачи, дисков колес и других крепежных деталей;

- при ТО-3 проверяют и при необходимости регулируют зазор в конических подшипниках главной передачи и колесных редукторов.

Задние мосты гусеничных тракторов

Задний мост трактора ДТ-75М включает главную передачу, планетарный механизм поворота с тормозами и конечную передачу. Главная передача и планетарный механизм размещены в центральном отсеке литого корпуса заднего моста. Ведущая коническая шестерня главной передачи выполнена заодно с вторичным валом коробки передач, входит в зацепление с большой конической ведомой шестерней главной передачи, которая крепится к фланцу корпуса планетарного механизма.

Между шестерней и фланцем установлены регулировочные прокладки, с помощью которых осуществляется регулировка зацепления шестерен главной передачи. Корпус вращается на двух шариковых подшипниках. На внутренней поверхности корпуса имеются два зубчатых венца коронных шестерен, с которыми входят в зацепление по три сателлита, вращающихся на игольчатых подшипниках на осях.

Оси сателлитов запрессованы в стенки водила, со шлицами которого соединены полуоси. С внутренней стороны сателлиты находятся в зацеплении с солнечными шестернями, к фланцам солнечных шестерен привернуты тормозные шкивы солнечных шестерен. Шкив остановочного тормоза полуосей устанавливается на шлицах ступицы, ведущей шестерни конечной передачи, сидящей на шлицевом конце полуоси.

На тракторе ДТ-75 установлены ленточные самозатягивающиеся тормоза. На каждой ленте закрепляется по 13 колодок твердого фрикционного материала. Тормоза солнечных шестерен постоянно удерживаются в заторможенном состоянии пружиной и управляются рычагами, установленными в кабине и соединенных тягой с рычагами. Тормоза остановочные, используемые для крутых поворотов, управляются педалями.

Конечные передачи трактора размещены в отдельных литых корпусах, прикрепленных с обеих сторон к корпусу заднего моста. Обслуживание заднего моста сводится к проверке уровня масла (через 240 ч работы) в картере и замене масла (через 960 ч работы), проверке и при необходимости регулировке тормозов солнечных шестерен.

Свободный ход рычагов управления тормозов солнечных шестерен должен быть в пределах 60-80 мм, и его регулируют гайкой. Гайку заворачивают до отказа и отпускают до совмещения кольцевой проточки на контрольном штифте с плоскостью проушины. Если при этом свободный ход больше или меньше допустимого, то укорачивают или удлиняют тягу.

Провисание ленты в нижней части регулируют болтом, ввернутым в корпус заднего моста снизу. Болт заворачивают до отказа и отворачивают на 1-1,5 оборота. Кроме того, проверяют и при необходимости регулируют гайкой ход педалей остановочных тормозов. Ход педали считается отрегулированным, если при нажатии на педаль ленты затягивают шкив, а защелка горного тормоза устанавливается в первую впадину сектора.

Задний мост трактора Т-150 в отличие от задних мостов других гусеничных тракторов не имеет механизма поворота. Как уже было указано выше, управление тракторами Т-150 осуществляется выключением гидроподжимных муфт вторичных валов коробки передач, поэтому в заднем мосту помещены две главные передачи, независимые друг от друга (по одной на гусеницу).

Крутящий момент от соответствующего вторичного вала передается через карданный вал на главную передачу, полуоси и колесные редукторы. Ведущий мост состоит из корпуса, к которому приварены валы ступицы заднего моста, и двух главных передач. Каждая главная передача состоит из ведущей и ведомой шестерен, собранных в корпусе. Ведущая шестерня выполнена заодно с валом и установлена в стакане на двух конических роликовых подшипниках.

Ведомая шестерня закреплена на ступице болтами. Ступица вращается на двух конических роликовых подшипниках и внутренними шлицами соединена с полуосями. Подшипники установлены в гнездах, образованных корпусом главной передачи и. крышками подшипников. Наружные кольца подшипников ограничиваются от осевых перемещений регулировочными гайками.


Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов