_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прицепной плуг
____________________________________________________________________________________________
Устройство прицепного плуга и подготовка его к
работе
Прицепной плуг Труженик состоит из рамы, опирающейся на три колеса —
полевое, бороздное, заднее, прицепа, механизмов управления и рабочих
органов. Рама плуга собрана из продольных грядилей, поперечных распорок
и балки жесткости. Они крепятся между собой болтами и хомутами.
Необходимо постоянно следить за прочностью соединения деталей рамы, так
как при ослабленных креплениях рама перекашивается, нарушается взаимное
расположение корпусов и предплужников, что отражается на качестве
вспашки. Полевое и бороздное колеса вращаются на двух конических
подшипниках, внутренние обоймы которых запрессованы на полуоси, а
наружные — в ступице колеса.
Сельхозтехника - обслуживание и ремонт
Масло к подшипникам нагнетается через масленку, ввернутую в
предохранительный колпак. Заднее колесо также установлено на роликовых
подшипниках. Однако оно испытывает значительное боковое давление от
пластов почвы. Поэтому колесо укреплено наклонно к дну борозды, чтобы
воспринимать боковые усилия и предохранить от повышенного износа полевые
доски. Прицеп плуга служит для присоединения плуга к трактору. Он
состоит из поперечной планки, шарнирно соединенной с рамой двумя
серьгами, продольной тяги и раскоса. Раскос связан с продольной тягой
при помощи ползуна, закрепленного между полосами тяги болтом.
К переднему концу тяги штифтом и двумя болтами прикреплена державка, а к
ней крепится прицепная серьга. Державка удерживается от продольного
перемещения Силой трения между полосами и державкой, возникающей при
затяжке болтов. При встрече плуга с препятствием во время работы штифт
срезается, плуг отсоединяется от трактора и тем самым предохраняется от
поломки. Механизмы плуга служат для перевода его из транспортного
положения в рабочее и обратно, установки на заданную глубину вспашки,
выравнивания рамы и регулирования равномерности глубины
вспашки всеми корпусами.
Прицепной плуг имеет следующие механизмы: механизм подъема, механизмы
полевого, бороздного и заднего колес и механизмы связи полевого
колеса с бороздным и задним колесами. Механизм подъема служит для
перевода плуга в транспортное и рабочее положения. В него входят ось
полевого колеса, полуось с кривошипом, шатун, рама плуга. Ведущим звеном
является полуось с кривошипом, которая поворачивается с помощью
автомата храпового типа. Храповой автомат состоит из храповика, диска с
двумя ячейками, собачки с зубом, рычага включения с роликом. Храповик
крепится болтами к ступице полевого колеса и вращается вместе с ним.
Диск с помощью шпонок жестко установлен на полуоси и к нему крепится
собачка. Для того чтобы выключить автомат, ролик рычага включения
вводится в ячейку диска. В этом случае ролик нажимает на хвостовик
собачки, выводит из зацепления зуб собачки с храповиком и вращение
колеса на
полуось не передается. При включении автомата поворотом рычага ролик
выходит из ячейки, освобождая собачку, которая под действием пружины
поворачивается и входит в зацепление с храповиком. Вращение от колеса
через храповик, собачку и диск передается на полуось. Кривошип полуоси,
поворачиваясь вверх, через шатун воздействует на раму плуга и поднимает
ее или переходит в нижнее положение, и плуг под действием собственного
веса опускается в рабочее положение.
Подъем плуга облегчают компенсационные пружины. При опускании плуга они
уменьшают силу удара корпусов о почву. Механизм полевого колеса
служит для изменения глубины вспашки. В него входит ось полевого колеса,
к которой прикреплен кулак, винт со штурвалом. Винт шарнирно соединен
с рычагом и гайкой, установленной в кронштейне. При вращении штурвала
по часовой стрелке винт закручивается в гайку, а рычаг, нажимая на
кулак,
поворачивает ось полевого колеса. Полевое колесо подкатывается под раму,
поднимает ее, и глубина вспашки уменьшается. Если вращать штурвал
против часовой стрелки, то глубина будет увеличиваться.
Одновременно с поворотом оси полевого колеса через механизм связи
передается движение осям бороздного и заднего колес, в результате чего
рама
плуга перемещается параллельно поверхности почвы. Механизм бороздного
колеса служит для устранения перекоса плуга. Он состоит из оси
бороздного колеса, на которой приварен кулак, соединительной тяги,
кулисы, на пазу которой перемещается гайка, и винта со штурвалом. При
вращении штурвала гайка, перемещаясь вверх или вниз, воздействует через
тягу на ось и поворачивает ее. Бороздное колесо, подкатываясь под раму,
поднимает ее, а выкатываясь, дает возможность увеличить глубину вспашки
переднего корпуса.
Механизм заднего колеса состоит из рамки, между планками которой на оси
установлен двуплечий рычаг с роликом на нижнем конце. Ролик упирается
в верхний конец стакана, шарнирно-установленного на оси. В стакане
вращается задняя ось. От продольного перемещения в стакане ось
удерживается
прикрепленным сверху к ней кольцом. На задней оси закреплена лапка
поворота с ввернутым в нее установочным болтом. Снизу в поперечную
планку
рамки ввернут болт. При переводе плуга в транспортное положение верхний
конец рычага перемещается вперед тягой, связанной с кулаком полевой
оси, ролик рычага упирается в стакан и поворачивает его вместе с задней
осью.
В этом случае заднее колесо подкатывается под раму плуга и она
поднимается. Подготовка плуга к работе в основном проводится перед
выездом в
поле. Прежде всего проверяется расстановка основных корпусов с помощью
двух шнуров, натянутых по носкам и пяткам лемехов основных корпусов.
Если носки и пятки лемехов отклоняются от линии шнуров, то между рамой
плуга и стойкой корпуса закладывают прокладки, разворачивая корпус в
соответствующую сторону. На заданную глубину вспашки плуг устанавливают
на ровной площадке. Для этого его переводят в рабочее положение.
Под полевое колесо подкладывают брусок толщиной на 1—2 см меньше глубины
вспашки. Вращая штурвалы механизмов полевого и бороздного
колес, добиваются, чтобы носки и пятки лемехов касались площадки, а рама
плуга занимала горизонтальное положение.
Болтом вертикальной регулировки механизма заднего колеса устанавливают
зазор 10—15 мм между концом полевой доски заднего корпуса и
площадкой. Прицеп плуга регулируют после установки плуга на заданную
глубину вспашки. Прицеп считается правильно установленным в том случае,
если линия тяги проходит через продольную тягу и поперечную планку
прицепа и след центра тяжести. За положение следа центра тяжести
принимают
точку, расположенную правее середины прямой, соединяющей носки лемехов
первого и последнего корпусов, на 5 см. Установка прицепа проводится в
следующей последовательности. У прицепной серьги устанавливается рейка и
на ней делается отметка на высоте, равной сумме глубины вспашки и
высоты расположения прицепной серьги трактора.
От отметки на рейке натягивают шнур параллельно грядилям рамы к следу
центра тяжести плуга. Затем устанавливают прицеп так, чтобы середина
продольной тяги совпала с линией шнура, а поперечная планка касалась
его. Если прицеп установить ниже или выше, то в процессе работы передние
или задние корпуса плуга будут выглубляться из почвы. При неправильной
установке продольной тяги плуг разворачивается в горизонтальной
плоскости и ширина захвата его будет меньше или больше нормальной. При
большей ширине захвата на дне борозды образуются огрехи. В процессе
работы необходимо следить за тем, чтобы рама плуга располагалась
параллельно поверхности поля, грядили рамы были параллельны направлению
движения, а все корпуса заглублялись на одинаковую величину.
Регулировка прицепного плуга
Пятикорпусной прицепной плуг Труженик-У можно переоборудовать в четырех-
или трехкорпусной, для чего один или два задних корпуса снимают.
Плуг Труженик-У состоит из плоской рамы, опорных колес, механизмов
управления и регулировки, прицепа, рабочих органов и устройства для
присоединения борон. Рама плуга составлена из продольных
брусьев-грядилей, поперечных распорок и балки жесткости, скрепленных
между собой
болтами и хомутами. Рама плуга опирается на колеса: переднее правое -
бороздное, левое - полевое и заднее. В рабочем положении бороздное и
заднее колеса движутся по дну борозды, а полевое - по поверхности
невспаханного поля.
Заднее колесо испытывает значительное боковое давление, создаваемое
отваливаемыми пластами на рабочие поверхности корпусов. Поэтому обод
колеса выполнен коническим, а плоскость вращения колеса наклонена к дну
борозды. Колеса вращаются на подшипниках, наружные обоймы которых
запрессованы в ступицах, а внутренние - на полуосях. Полуоси колес
закреплены в кронштейнах коленчатых осей жестко. Коленчатые оси передних
колес вставлены в стальные подшипники, закрепленные на раме, а ось
заднего колеса в стакан. Оси всех колес связаны с гидроподъемником.
Механизмы плуга служат для перевода его из транспортного положения в
рабочее и обратно, установки на заданную глубину вспашки, выравнивания
рамы и регулирования равномерности глубины вспашки всеми корпусами.
Прицепной плуг имеет четырехзвенные механизмы: подъема; полевого,
бороздного и заднего колес; связи полевого колеса с бороздным и задним
колесами. Механизм подъема, работающий от гидроподъемника, служит для
перевода плуга в транспортное и рабочее положение. Для установки
гидроподъемника к раме прикреплен кронштейн, который одновременно
является
левым подшипником оси бороздного колеса. С кронштейном шарнирно
соединяют корпус гидроцилиндра, а шток - с верхним концом рычага.
Гидроцилиндр используют только для подъема плуга.
Для этого от распределителя гидросистемы трактора шлангом высокою
давления подают масло в заднюю полость цилиндра. Под давлением масла
шток поршня втягивается в цилиндр, поэтому рычаг и кулак поворачивают
ось полевого колеса и рама плуга поднимается. Опускается плут под
действием силы тяжести. Компенсационные пружины облегчают подъем плуга и
амортизируют удар корпусов при его опускании. Степень натяжения
пружин необходимо отрегулировать. При излишнем натяжении пружин корпуса
плуга медленно заглубляются в почву и неустойчиво движутся в почве,
равномерность глубины вспашки нарушается. Слабое натяжение пружин может
привести к поломке при ударе корпусов о поверхность поля и к
медленному выглублению при переводе плуга в транспортное положение.
Механизм полевого колеса используют для регулировки глубины вспашки.
Механизм состоит из оси полевого колеса, к которой приварен кулак,
регулировочного винта, шарнирно соединенного с рычагом, и гайки,
установленной шарнирно в кронштейне. При вращении штурвала по часовой
стрелке рычаг упирается в кулак и поворачивает ось. Полевое колесо
подкатывается под раму плуга, и глубина вспашки уменьшается. Если
отвести
рычаг назад, то плуг под действием силы тяжести опустится, и глубина
вспашки увеличится. Одновременно с поворотом оси полевою колеса через
кулак и тягу воздействие передается на механизм заднею колеса, а через
кулису, планку и кулак - на механизм бороздного колеса, и рама
опускается
или поднимается параллельно поверхности почвы.
Механизм полевого колеса можно использовать для перевода плуга в
транспортное положение (при неисправном гидроподъемнике). Механизм
бороздного колеса состоит из оси с кулаком, планки, кулисы, по пазу
которой перемещается гайка, и ввернутого в него винта со штурвалом.
Кулиса
приварена к оси полевого колеса с наклоном назад. При вращении штурвала
по часовой стрелке гайка поднимается вверх и назад по пазу кулисы,
тянет через планку кулак, поворачивает ось, колесо выкатывается из-под
рамы, правая сторона рамы опускается, и передний корпус заглубляется
больше, чем задний. При обратном вращении рама поднимается, глубина
вспашки переднего корпуса уменьшается. Этим механизмом устраняют
поперечный перекос рамы.
Механизм заднего колеса образован рамкой, между планками которой на оси
установлен двуплечий рычаг, снабженный роликом. Ролик упирается в
стакан, надетый на ось. В стакан вставлена ось. Между ушками стакана
закреплена лапка поворота с ввернутым в нее установочным болтом. В
поперечную планку рамки ввернут болт. Механизм заднего колеса
срабатывает лишь под воздействием механизма связи, для этого к рычагу
присоединена тяга, соединенная с кулаком оси полевого колеса. При
переводе плуга в транспортное положение верхний конец рычага
перемещается
вперед, ролик упирается в стакан и поворачивает его вместе с осью;
колесо подкатывается под раму, и она поднимается.
Прицеп плуга присоединяют серьгами к отогнутым вниз концами первого и
третьего грядилей. Прицеп состоит из поперечной планки, продольной тяги,
раскоса, соединенного с тягой при помощи ползуна. К переднему концу тяги
присоединен предохранитель со скобой. При встрече корпуса с аварийным
препятствием предохранительный штифт срезается, и плуг отъединяется от
трактора. Подготовку плуга к работе проводят сначала на ровной
площадке, а затем в поле. В зависимости от задач вспашки, типа и
агрофона поля закрепляют на раме необходимые рабочие органы. Раму
располагают параллельно поверхности поля, устанавливают корпуса на
заданную глубину вспашки, регулируют прицеп плуга так, чтобы грядили
располагались параллельно направлению движения, все корпуса имели
одинаковую глубину вспашки, а передний корпус отрезал пласт шириной,
равной его нормальной ширине захвата.
Чтобы отрегулировать плуг на заданную глубину вспашки, его переводят в
рабочее положение. Под полевое колесо подкладывают брусок толщиной,
равной глубине пахоты минус степень деформации почвы от воздействия
массы плуга (1 - 2 см). Бороздное и заднее колеса должны опираться при
этом на площадку. Вращая штурвалы, устанавливают плуг так, чтобы носки
долотообразных лемехов всех корпусов коснулись опорной площадки, а
пятки лемехов расположились на высоте 10 мм. Болтами регулируют
положение, у заднего колеса так, чтобы конусный обод его слегка касался
стенки
борозды или имел отклонение в сторону поля на 5 - 10 мм, а зазор между
концом полевой доски заднего корпуса и опорной поверхностью, составлял
10
- 20 мм. Для регулировки натяжения тяги механизма связи в рабочем
положении плуга под полевое колесо подкладывают брусок толщиной, равной
половине глубины пахоты, и натягивают тягу.
Положение прицепа относительно рамы плуга можно изменять в
горизонтальной и вертикальной плоскостях. В первом случае переставляют
раскос и
продольную тягу на поперечной планке, а также передвижной ползун на
продольной тяге при помощи имеющихся в них отверстий. Продольную тягу
следует закреплять под прямым углом к поперечной планке. Этой
регулировкой пользуются при изменении ширины захвата плуга, при снятии
одного
или двух корпусов. В вертикальной плоскости прицеп регулируют
перестановкой скоб по высоте на отогнутых концах грядилей. С увеличением
глубины вспашки, прицеп закрепляют на верхних отверстиях, при уменьшении
- на нижних.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов