_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Силовые передачи тракторов
____________________________________________________________________________________________
Назначение и типы силовых передач
Силовая передача (трансмиссия) трактора представляет группу механизмов и
предназначена для преобразования крутящего момента, передаваемого от
двигателя на ходовую часть, а также для передачи через вал отбора части
мощности на агрегатируемые машины. Известно, что мощность двигателя
характеризуется крутящим моментом и частотой вращения коленчатого вала
или его оборотами, причем мощность, передаваемая от двигателя, имеет
малый крутящий момент (25-150 кгм для различных дизелей) при
значительной частоте вращения 1600-2000 об/мин.
Техобслуживание и ремонт тракторов
В то же время ведущий аппарат трактора должен получать энергию в виде
большого крутящего момента с относительно малой частотой вращения, чтобы
трактор мог развивать большие тяговые силы при небольшой (в пределах до
20-40 км/ч) скорости движения.
Чтобы изменять крутящий момент и обороты трансмиссии, поставлены
зубчатые передачи, изменяющие передаточное число. Зубчатая передача
изменяет крутящий момент следующим образом.
Представим, что первое ведущее колесо имеет число зубьев вращается с
частотой об/мин. Ведомое колесо имеет в 2 раза больше число зубьев и
поэтому, когда первое колесо сделает оборот, то второе - лишь
пол-оборота, то есть передача замедляющая, а передаточное число будет
или обороты
снизятся на ведомом валу в 2 раза.
В то же время каждый зуб ведущего колеса давит на зуб ведомого колеса,
передавая крутящий момент, то есть крутящий момент - это произведение
силы на плечо, а плечом является радиус колеса.
Но эта же сила, действуя на плечо, создает крутящий момент на ведомом
валу. Это свойство зубчатых передач и используют в силовых передачах
тракторов, а именно - в главной и конечной передачах, что позволяет
изменять тяговое усилие и скорость движения при работе с различными
машинами.
При переходе с одного режима к другому крутящий момент изменяется через
определенные интервалы в соответствии с передаточными числами,
поэтому такие силовые передачи называются ступенчатыми; они получили
наибольшее распространение.
Кроме ступенчатых механических передач могут использоваться
бесступенчатые — гидравлические и электрические, а также комбинированные
передачи. Гидротрансмиссии у тракторов находятся в стадии
экспериментальных разработок. Электромеханическая трансмиссия
используется на
тракторе ДЭТ-250.
Ступенчатые силовые передачи
В механическую силовую передачу входят следующие механизмы. Муфта
сцепления служит для соединения вала двигателя с трансмиссией и их
разъединения. Промежуточное соединение, или карданная передача, передает
вращения с вала муфты к валу коробки передач.
Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел, а
следовательно, и крутящего момента, передаваемого от двигателя на
ведущие
колеса, и изменения направления движения. Составной частью некоторых
коробок (МТЗ-82) является редуктор и ходоуменьшитель.
У колесных тракторов, имеющих все колеса ведущие, дополнительно
устанавливается раздаточная коробка для раздачи вращения на задний и
передний мосты. У тракторов ДТ-75 М перед коробкой передач
устанавливается увеличитель крутящего момента - УКМ.
Главная или центральная передача служит для дальнейшего снижения частоты
вращения валов и увеличения крутящего момента на ведущих колесах.
Дифференциальный механизм позволяет ведущим колесам вращаться с разной
частотой вращения, что необходимо при повороте трактора или
движения по неровному пути.
У гусеничных тракторов для выполнения поворота устанавливаются муфты
поворота или планетарный механизм поворота. Конечные передачи
предназначены для окончательного снижения частоты вращения ведущих колес
и увеличения крутящего момента.
Промежуточные соединения и карданные передачи
Промежуточные соединения предназначены для передачи вращения от муфты
сцепления к коробке передач, оси которых могут не совпадать или
смещены на незначительную величину вследствие деформации остова
трактора. Соединяя валы через специальные шарниры или соединительные
муфты, уменьшают вредные нагрузки на детали, возникающие от несоосности
валов, и повышают долговечность их работы.
В силовых передачах тракторов используются жесткие, упругие и
комбинированные промежуточные соединения. На тракторе Т-25А двигатель и
корпус силовой передачи соединены литым корпусом повышенной жесткости,
что обеспечивает точную соосность вала муфты и первичного вала
коробки передач, поэтому они соединены не упругой, а жесткой муфтой.
На тракторе МТЗ-80,82 также применяется жесткое соединение, выполненное
в виде зубчатой муфты. Зубчатое соединение используется и для связи
вала муфты сцепления, и первичного вала коробки передач на тракторах
Т-150 и Т-150К.
На тракторах К-701 применяется полужесткая соединительная муфта,
установленная на маховике двигателя. На тракторе ДТ-75М крутящий момент
от
вала муфты сцепления на вал усилителя крутящего момента передается
карданной передачей, которая представляет две упругие муфты (переднюю и
заднюю).
Головка кардана представляет склепанный из двух половинок стальной
каркас, в гнездах которого установлены резиновые втулки,
навулканизированные на стальные втулки. С помощью болтов каркас передней
головки кардана соединен с двумя крестообразно расположенными
вилками, а каркас задней головки - с вилками.
Вилка насаживается на шлицы вала муфты сцепления, а вилка - на шлицы
вала увеличителя крутящего момента. Компенсация угловых смещений
происходит за счет деформации резиновых втулок, а осевых - за счет
шлицевых перемещений вилок относительно друг друга.
Карданные передачи трансмиссии применяются тогда, когда крутящий момент
необходимо передать между валами агрегатов силовой передачи,
удаленными друг от друга и расположенными под некоторым углом. В этих
случаях карданные передачи состоят из двух или более карданных
шарниров с крестовинами на игольчатых подшипниках.
Такие передачи используются на тракторах К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-82. В
качестве примера рассмотрим карданную передачу трактора Т-150К.
Передача состоит из карданного вала привода переднего моста и кардана
привода заднего моста.
Каждый из карданов имеет телескопическое шлицевое соединение, защищенное
чехлом, которое позволяет валам изменить длину при поворотах
трактора и колебаниях подрессоренного переднего моста. Привод заднего
моста имеет две двойные вилки и промежуточную опору. Карданные
шарниры одинаковой конструкции.
Каждый из них содержит по две вилки, крестовину и четыре игольчатых
подшипника с уплотнениями. На каждой крестовине имеется масленка.
Обслуживание карданной передачи сводится к проверке и подтяжке
креплений, проверке состояния уплотнений подшипников и чехлов шлицевых
соединений.
Через каждые 240 ч работы смазывают через масленки солидолом шлицевые
соединения. Периодически в соответствии с инструкцией (на тракторах
Т-150 и Т-150К через 480 ч, на К-701 одноразовая смазка) смазывают
игольчатые подшипники крестовин смазкой № 158.
Запрещается смазывать игольчатые подшипники солидолом. На тракторе
МТЗ-80,82 игольчатые подшипники крестовин смазывают через 120 ч работы
трансмиссионным автотракторным маслом (нигролом).
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов