_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система регулирования тракторных двигателей
____________________________________________________________________________________________
При работе трактора нагрузка на его двигатель постоянно меняется в зависимости от рельефа местности, свойств и состояния почвы и других условий. Чтобы сохранить заданный скоростной режим работы двигателя при непостоянной нагрузке, необходимо автоматически менять его мощность соответственно колебаниям нагрузки путем автоматического изменения подачи топлива. Эту роль и выполняют регуляторы частоты вращения двигателей. Наибольшее распространение на двигателях получили центробежные регуляторы. По числу регулируемых режимов работы регуляторы различают однорежимные и всережимные.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Однорежимные регуляторы ограничивают наибольшую частоту вращения
двигателя и поддерживают один скоростной режим, который задается при его
регулировке. Такие регуляторы устанавливаются на пусковых двигателях
ПД-10У и П-350. Работает регулятор следующим образом. При работе
пускового двигателя вращение от его коленчатого вала передается через
шестерню привода на валик регулятора.
При вращении валика вращается и ведущий диск с шариками. Шарики могут
свободно перемещаться в прорезях ведущего диска. При вращении диска
шарики начинают расходиться под действием центробежных сил и стремятся
переместить подвижный диск вправо. Этому препятствует сила
упругости предварительно сжатой пружины, которая воздействует на
двуплечий рычаг.
Короткое плечо рычага упирается в опорный шарик подвижного диска. Когда
эти силы уравновешиваются, скользящий подвижный диск занимает
определенное положение, а двигатель развивает полную мощность и делает
3500 об/мин.
При снижении нагрузки обороты двигателя возрастают, а грузики под
действием увеличившихся центробежных сил перемещают подвижный диск и
короткое плечо рычага вправо, при этом верхнее плечо рычага идет влево,
вращаясь на оси, и пружина сжимается. При повороте рычага одновременно
влево поворачивается наружный рычаг, который через тягу и рычажок
прикрывает дроссельную заслонку карбюратора, и подача топлива
уменьшается.
При увеличении нагрузки обороты двигателя падают, центробежная сила
расхождения шариков уменьшается и пружина, воздействуя на рычаги,
открывает дроссельную заслонку карбюратора. Регулятор устанавливают на
нормальную частоту вращения регулировочным болтом, который после
регулировки фиксируют контргайкой и пломбируют.
Всережимный регулятор обеспечивает устойчивую работу двигателя на любом
скоростном режиме от минимальной до максимальной частоты
вращения. Это достигается путем изменения натяжения пружины регулятора
рычагом из кабины трактора. Наличие всережимного регулятора
позволяет повысить производительность агрегата, снизить расход топлива
при работе с неполной нагрузкой.
Регулятор ТНВД УТН-5
Регулятор топливного насоса УТН-5 устроен следующим образом. Корпус
регулятора прикреплен к корпусу топливного насоса. Внутрь корпуса входит
хвостовик кулачкового вала, на лыску которого напрессовывается упорная
шайба и свободно надета крестовина с четырьмя грузами регулятора.
Упорная шайба и ступица крестовины соединены спиральной пружиной или
посредством четырех резиновых сухарей (двигатель Д-240), которые
являются упругим звеном привода регулятора и служат для уменьшения
неравномерности вращения грузов.
Правее ступицы крестовины установлен упорный шариковый подшипник,
упирающийся во внутренние кронштейны грузов, и свободно надета
скользящая муфта, которая упирается в ролик промежуточного рычага.
Верхний конец рычага соединен тягой с рейкой топливного насоса.
Промежуточный и основной рычаг установлены на оси и связаны между собой
болтом. Основной рычаг в верхней части соединен пружиной и серьгой с
рычагом, жестко сидящим на одной оси с наружным рычагом управления
скоростным режимом. В верхней части промежуточного рычага смонтирован
корректор, служащий для дополнительной подачи топлива насосом при
кратковременной перегрузке двигателя.
Корректор состоит из корпуса, штока, пружины и винта. Рядом с
корректором в промежуточный рычаг запрессована шпилька, в которой
закреплен один
конец пружины автоматического обогатителя. Другой ее конец присоединен к
рычагу.
В заднюю стенку корпуса регулятора ввернут болт номинальных оборотов,
который ограничивает перемещение основного рычага в сторону
увеличения подачи топлива и служит для регулировки часового расхода
топлива ТНВД УТН-5. В наружный прилив корпуса ввернут болт
максимальных оборотов, ограничивающий натяжение пружины регулятора
внешним рычагом.
Регулятор работает следующим образом. Пуск двигателя. Рычаг управления
устанавливают в положение максимальной подачи (до упора в болт), при
этом рычаг растягивает одновременно две пружины регулятора и
обогатителя. Под действием пружины основной рычаг перемещается к головке
болта, а пружина сдвигает промежуточный рычаг, тягу и зубчатую рейку
топливного насоса в сторону наибольшей подачи топлива.
После запуска двигателя и увеличения частоты вращения вала насоса грузы
регулятора расходятся под действием центробежной силы,
преодолевают усилие пружины и смещают скользящую муфту и промежуточный
рычаг с рейкой топливного насоса на меньшую подачу топлива.
Максимальные обороты холостого хода. Если двигатель не загружен и рычаг
установлен на максимальную подачу, то частота вращения
двигателя резко возрастает. Центробежная сила грузов максимальная и
уравновешивается усилием пружины регулятора.
Скользящая муфта прижимает промежуточный рычаг вплотную к основному
рычагу, и они работают как одно целое, устанавливая рейку ТНВД УТН-5 в
положение, обеспечивающее малую подачу топлива, соответствующее
максимальной частоте вращения холостого хода. В этом положении шток
корректора утоплен, пружина сжата.
Номинальная нагрузка. По мере возрастания нагрузки на двигатель его
частота вращения снижается, следовательно, уменьшается центробежная
сила грузов и рычаги под действием пружины регулятора перемещают влево
рейку топливного насоса высокого давления, увеличивая подачу топлива.
При достижении номинальной частоты вращения, когда двигатель будет
развивать максимальную мощность, рычаг вплотную подходит к головке
болта и в регуляторе установится подвижное равновесие центробежной силы
грузов и усилия пружины регулятора.
Кратковременная перегрузка. При снижении частоты вращения ниже
номинальной положение основного рычага не изменяется, а промежуточный
рычаг, тяга и рейка насоса перемещаются усилием пружины корректора влево
и увеличивают подачу топлива.
Чтобы остановить двигатель, наружный рычаг поворачивают до отказа по
ходу трактора, при этом рычаг через пружину подает основной рычаг
вправо до упора в винт, а рычаг, связанный болтом с рычагом, переместит
рейку насоса вправо настолько, что подача топлива прекращается.
Регуляторы топливного насоса НД-21/4 и НД-22/6Б-4
Конструкция регулятора ТНВД НД-22/6Б-4 по сравнению с регулятором насоса
УТН-5 имеет ряд принципиальных отличий. Вал регулятора расположен
вертикально на двух шарикоподшипниках и получает вращение от конической
шестерни вала привода подкачивающей помпы. На валу установлена
ступица с двумя грузами, которая связана с валом через демпферную
пружину, шайбу блокировки и штифт.
Усилие от грузов передается через шарикоподшипники муфте, а через нее -
на основной рычаг. Основной рычаг связан с дозаторами через поводки и
регулируемую тягу. На одной оси с основным рычагом установлен рычаг
корректора, связанный через пружину регулятора с рычагом управления.
Соединительная ось серьги пружины удерживает рычаг корректора в
проушинах основного рычага.
Данное соединение выполнено с зазором, допускающим независимый ход
основного рычага под действием пружины запуска в сторону
дополнительного увеличения подачи топлива при запуске. На передней
стенке корпуса прикреплена крышка, в которой смонтирован корректор,
состоящий из штока, корпуса, пружины, винта и ограничителя.
Работа регулятора ТНВД НД. Для запуска двигателя рычаг управления
регулятором устанавливают в положение максимальной подачи топлива до
упора в винт. При этом пружина регулятора поднимает рычаг корректора до
упора в корпус, преодолевая упругость пружины корректора. Пружина
запуска поворачивает рычаг поводка дозатора, который займет верхнее
положение, соответствующее наибольшей подаче топлива.
Максимальные обороты холостого хода. После пуска двигателя центробежная
сила грузов, преодолевая сопротивление пружин, перемещает муфту
регулятора, основной рычаг и дозаторы в сторону уменьшения подачи
топлива. Рычаг корректора опустится вниз, корректор в работе не
участвует, а
обогатитель автоматически выключится.
Номинальная нагрузка. По мере увеличения нагрузки от холостого хода до
номинальной частота вращения вала двигателя и насоса снижается и
пружина регулятора перемещает основной рычаг и рычаг корректора в
сторону увеличения подачи топлива до соприкосновения рычага корректора с
его штоком.
Усилие от центробежных сил грузов уравновешивается усилием пружины
регулятора. Колебания нагрузки приводят к колебаниям основного рычага и
дозаторов, и, таким образом, изменяется подача топлива.
Кратковременная перегрузка. С увеличением нагрузки выше номинальной
рычаги под действием пружины регулятора поворачиваются в сторону
увеличения подачи топлива настолько, что рычаг корректора поднимает шток
до упора в ограничитель. При этом дозатор получает дополнительный
ход вверх, в результате чего подача топлива увеличивается, а
следовательно, и увеличивается крутящий момент двигателя.
Чтобы остановить двигатель, нужно повернуть рычаг управления до упора в
винт «стоп». Пружина регулятора толкает вниз основной рычаг,
который установит дозаторы в крайнее нижнее положение, и подача топлива
к форсункам прекращается.
Регулировка скоростного режима осуществляется при помощи винта, который
ограничивает перемещение рычага управления и тем самым
определяет натяжение пружины. Момент полного выключения подачи топлива
при остановке двигателя регулируется винтом «стоп».
Регулировка количества подаваемого топлива осуществляется поворотом
эксцентрикового пальца и изменением длины тяги привода дозатора.
При повороте эксцентрикового пальца вниз и увеличении длины тяги подача
топлива ТНВД НД увеличивается и, наоборот, уменьшается. Тонкая
регулировка подачи топлива обеспечивается путем перемещения корпуса
корректора 5 относительно крышки. При вывертывании корректора подача
топлива увеличивается, при ввертывании — уменьшается.
Регулировка корректора. Ход штока корректора регулируется винтом
ограничителя и должен быть в пределах 0,4-0,55 мм. Предварительный натяг
пружины, равный 0,6 кгс, регулируется винтом корректора. Регулировку
топливного насоса и регулятора производят на стенде в строгом
соответствии с инструкцией.
Обслуживание топливного насоса высокого давления НД-22 сводится к
проверке уровня масла через 240 ч работы. Через 480 ч масло в насосе
меняют
и промывают
сапун. Через 1920—2000 ч насос проверяют и регулируют на стенде. В
топливном насосе УТН-5 проверку уровня масла проводят через 60 ч, замену
масла — через 240 ч, а регулировку на стенде — через 960 ч работы.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов