_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гидрообъемное рулевое управление МТЗ-82.1
____________________________________________________________________________________________
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2
предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения
усилия на рулевом колесе при повороте.
Рис.85. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки
дифференциала Беларус МТЗ-820, 82.2
1 – маслопровод муфты блокировки дифференциала; 2 – кран блокировки; 3 –
объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 4 – насос-дозатор; 5 – сливной фильтр;
6 – датчик аварийного давления масла; 7 – насос питания ГОРУ; 8 –
гидролиния всасывания; 9 – рычаг поворотный; 10 – конические пальцы; 11
– гидроцилиндр поворота; 12 – пресс-масленки; 13 – кронштейн цилиндра; Р
– гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния
левого поворота; R – гидролиния правого поворота.
Рис.86. Гидрообъемное рулевое управление и кран блокировки дифференциала
Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – маслопровод муфты блокировки дифференциала; 2 – кран блокировки; 3 –
объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 4 – насос-дозатор; 5 – сливной
фильтр; 6 – датчик аварийного давления масла; 7 – насос питания ГОРУ; 8
– гидролиния всасывания; 9 – рычаг поворотный; 10 – конические пальцы;
11 –
гидроцилиндр поворота; 12 – пресс-масленки; 13 – кронштейн цилиндра; Р –
гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого
поворота; R – гидролиния правого поворота.
ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 состоит из насоса-дозатора
4, рулевого гидроцилиндра 11, шестеренного насоса питания 7 с приводом
от
двигателя, объединенного маслобака 3 и гидравлической арматуры
(штуцеров, маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей
их
крепления).
Масляной емкостью является объединенный маслобак 3 гидронавесной системы
(ГНС) и гидросистемы ГОРУ. Фильтрация масла производится через
установленный в гидросистеме навески сливной фильтр 5 (номинальная
тонкость фильтрации 25 мкм).
В сливной гидролинии «Т» установлен кран блокировки 2, предназначенный
для управления гидравлической муфтой блокировки дифференциала заднего
моста трактора.
Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется
гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления,
соединяющих установленный на рулевой колонке насос-дозатор 4 и
дифференциальный гидравлический цилиндр 11, установленный на корпусе ПВМ
или
передней оси.
При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 4
происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и смещение
распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с
валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего
масло
от насоса питания 7 под давлением поступает через дозирующий героторный
узел насоса-дозатора в соответствующую полость «R» или «L» рулевого
гидроцилиндра 11 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого
колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 11 поступает через
каналы
в золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в маслобак.
При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием
центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора возвращается в
нейтральное
положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R»
запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает через
каналы в
золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в
нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 7.
Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 11 обеспечивает
устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при
наезде
управляемых колёс на неровности дороги или почвы.
При нормальных условиях работы, когда насос питания 7 обеспечивает
необходимое для поворота направляющих колес давление масла, максимальное
усилие, прикладываемое оператором для поворота рулевого колеса, не
превышает 30 Н.
Если поток масла от насоса питания слишком мал, или отсутствует
(например, при неисправностях дизеля, насоса питания, при разрушении
нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в маслобаке), то при
вращении рулевого колеса насос-дозатор 4 выполняет функцию ручного
насоса, перекачивая масло из одной полости гидроцилиндра 11 в другую,
что обеспечивает поворот направляющих колес.
Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого
давления масла в гидроцилиндре 11 при ручном управлении, значительно
возрастает, в отдельных случаях до 600 Н.
Технические характеристики ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1
Усилие на рулевом колесе, Н, не более - 30
Люфт рулевого колеса, град, не более - 25
Скорость «скольжения» рулевого колеса в крайних положениях при
приложении к рулевому колесу усилия 100 Н - 3 об/мин
Насос питания:
- тип - шестеренный
- направление вращения - левое
- рабочий объем, см3/об - 10
Насос-дозатор:
- тип - героторный, с открытым центром, без реакции
- рабочий объем, см3/об - 100
- давление настройки предохранительного клапана, МПа - 14+1
- давление настройки противоударных клапанов, МПа - 20+2
Механизм поворота: гидроцилиндр и рулевая трапеция
- диаметр поршня, мм - 50
- диаметр штока, мм - 25
- ход штока, мм - 200
Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов Беларус МТЗ-82.1,
80.1 представлена на рисунке.
Рис.87. Схема гидравлическая ГОРУ с краном блокировки дифференциала
1 – объединенный маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – насос питания ГОРУ; 3 –
насос-дозатор; 4 – гидроцилиндр рулевого управления; 5 – датчик
аварийного
давления масла в ГОРУ; 6 – муфта блокировки дифференциала; 7 – кран
блокировки дифференциала заднего моста (с педальным управлением); 8 –
гидросистема ГНС; 9 – насос ГНС; 10 – фильтр сливной; Р – гидролиния
нагнетательная; Т – гидролиния сливная; L – гидролиния левого поворота;
R –
гидролиния правого поворота.
Насос-дозатор рулевого управления
Насос-дозатор Беларус МТЗ-82-1, 80-1 – героторного типа с «открытым
центром» и отсутствием реакции на рулевом колесе включает в себя корпус
10,
качающий узел I, распределитель II, два противоударных клапана 7,
предохранительный клапан 6, два противовакуумных клапана 8 и обратный
клапан 9.
Героторный качающий узел I состоит из закрепленного на корпусе 10
статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через
карданный вал
4. Распределитель II состоит из гильзы 5, набора пластинчатых пружин 11
и золотника 3, соединяемого шлицами с хвостовиком приводного вала
рулевой
колонки.
Обратный клапан – обеспечивает функционирование насоса-дозатора в режиме
ручного управления в качестве ручного насоса при неработающем насосе
питания.
Предохранительный клапан 6 предохраняет насос и гидросистему ГОРУ от
перегрузки, ограничивая максимальное давление в нагнетательной
магистрали
в пределах от 14 до 15 МПа.
Противоударные клапаны 7 (правый и левый) защищают рукава цилиндровых
гидролиний от пиковых давлений, возникающих в полостях гидроцилиндра в
момент наезда управляемых колёс на препятствия. Давление настройки
противоударных клапанов – от 20 до 21 МПа.
Противовакуумные клапаны 8 (правый и левый) предохраняют гидросистему
ГОРУ от вакуума и кавитации при срабатывании противоударных клапанов.
Рис.88. Насос-дозатор Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – статор; 2 – ротор; 3 – золотник; 4 – карданный вал; 5 – гильза; 6 –
предохранительный клапан; 7 – противоударные клапаны; 8 –
противовакуумные
клапаны; 9 – обратный клапан; 10 – корпус; 11 – пластинчатые пружины; I
– качающий узел; II – распределитель.
Гидроцилиндр рулевого управления
Дифференциальный гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82.1, 80.1
установлен спереди передней оси или корпуса ПВМ-822 либо сзади
корпуса ПВМ-72 и с помощью рулевой трапеции обеспечивает поворот
направляющих колес трактора.
Шток гидроцилиндра через конический палец
10
соединен с поворотным рычагом 9 левого колесного редуктора, а корпус
гидроцилиндра соединен с кронштейном 13, установленным на корпусе ПВМ.
Гидроцилиндр состоит из корпуса, штока 6, поршня 17, крышки передней 11,
гайки накидной 12. Поршень крепится на штоке гайкой 2, которая
стопорится
кернением пояска в пазы штока 6.
В крышке 11 установлен грязесъемник 13,
уплотнения штока 14 и 15 и направляющие кольца 16, исключающие трение
штока и крышки. На поршне установлено комбинированное уплотнение 3,
исключающее трение поршня и гильзы корпуса.
В проушинах корпуса и штока установлены шарнирные сферические подшипники
1, имеющие каналы на внутреннем кольце для смазки поверхностей
трения. Шарниры закрыты от загрязнения втулками 19 и защитными
резиновыми чехлами 18.
Смазка шарниров производится через пресс-масленки в конических пальцах
10.
Рис.89. Гидроцилиндр рулевого управления Беларус МТЗ-82-1, 80-1
1 – шарнирный сферический подшипник; 2 – гайка поршня; 3 – уплотнение
поршня; 4, 7, 10 – кольца уплотнительные; 5 – корпус; 6 – шток; 8 –
кольцо
защитное; 9 – винт стопорный; 11 – крышка передняя; 12 – гайка накидная;
13 – грязесъемник; 14, 15 – уплотнения штока; 16 – направляющие кольца;
17 –
поршень; 18 – чехол защитный (для цилиндра Ц63); 19 – втулка (для
цилиндра Ц63); 20 – кольцо стопорное.
Сигнализация аварийного состояния гидросистемы ГОРУ
В сливной гидролинии «Т» на выходе из насоса-дозатора 4 установлен
датчик 6 аварийного давления масла в гидросистеме рулевого управления
Беларус
МТЗ-82.1, 80.1.
При снижении давления масла в сливной гидролинии ниже 0,08 МПа (по
причине отсутствия потока масла из-за недостаточного уровня масла в
маслобаке, выхода из строя питающего насоса или обрыва шлангов) датчик
срабатывает, и на блоке контрольных ламп загорается контрольная лампа
аварийного снижения давления масла в гидросистеме ГОРУ (красного цвета).
Гидрообъемное рулевое управление с корпусом ГУР
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) с насосом-дозатором на корпусе
ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 предназначено для управления поворотом
направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.
Рис.90. Гидрообъемное рулевое управление с насосом-дозатором на корпусе
ГУР
1 – обратные клапана; 2 – корпус гидроусилителя; 3 – насос-дозатор; 4 –
датчик блокировки дифференциала; 5 – насос питания ГОРУ; 6 – гидролиния
всасывания; 7 – сошка; 8 – рычаг поворотный; 9 – гидроцилиндр поворота;
10 – кронштейн цилиндра; P – гидролиния нагнетательная; Т – гидролиния
сливная; L – гидролиния левого поворота; R – гидролиния правого
поворота.
ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с насосом-дозатором на корпусе ГУР состоит
из насоса-дозатора 3, рулевого гидроцилиндра 9, шестеренного насоса
питания 5 с приводом от двигателя, корпуса гидроусилителя 2 и
гидравлической арматуры (штуцеров, клапанов, маслопроводов, рукавов
высокого
давления, шлангов и деталей их крепления).
Масляной емкостью является корпус гидроусилителя 2. Фильтрация масла
производится через установленный в корпусе гидроусилителя сливной фильтр
(номинальная тонкость фильтрации 80 мкм).
На корпусе гидроусилителя установлен датчик блокировки 4,
предназначенный для управления гидравлической муфтой блокировки
дифференциала
заднего моста трактора.
Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется
гидравлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления,
соединяющих установленный на корпусе гидроусилителя насос-дозатор 3 и
дифференциальный гидравлический цилиндр 9, установленный на корпусе
передней оси.
При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 3
происходит сжатие центрирующих пластинчатых пружин и поворот
распределительных канавок золотника (золотник через шлицы соединен с
валом рулевого колеса) относительно канавок гильзы, в результате чего
масло
от насоса питания 5 под давлением поступает через дозирующий героторный
узел насоса-дозатора 3 в соответствующую полость «R» или «L» рулевого
гидроцилиндра 9 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого
колеса, а масло из другой полости гидроцилиндра 9 поступает через каналы
в
золотнике и гильзе в сливную гидролинию «Т» и сливается в корпус
гидроусилителя.
При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием
центрирующих пластинчатых пружин насоса-дозатора 3 возвращается в
нейтральное положение относительно золотника, цилиндровые гидролинии «L»
и «R» запираются, а масло из нагнетательной гидролинии «Р» поступает
через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает сброс
давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 5.
Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 9 обеспечивает
устойчивость направления движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при
наезде
управляемых колёс на неровности дороги или почвы.
Если поток масла от насоса питания 5 слишком мал, или отсутствует
(например, при остановленном двигателе, при неисправностях двигателя,
насоса
питания, при разрушении нагнетательного маслопровода или отсутствии
масла в корпусе гидроусилителя), то при вращении рулевого колеса насос-дозатор 3 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной
полости гидроцилиндра 9 в другую, что обеспечивает поворот направляющих
колес.
В сливной гидролинии установлены обратные клапаны 1 исключающие
поступление воздуха в насос-дозатор при ручном управлении (при
остановленном
двигателе, при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении
нагнетательного маслопровода или отсутствии масла в корпусе
гидроусилителя).
Усилие на руле, прикладываемое оператором для создания необходимого
давления масла в гидроцилиндре 9 при ручном управлении, значительно возрастает.
Устройство и принцип работы насоса-дозатора и гидроцилиндра рулевого
управления тракторов с установленным ГОРУ с корпусом ГУР аналогично
тракторам с установленным ГОРУ.
Регулировка осевого хода поворотного вала:
Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26,
заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните
его
на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов