_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ремонт КПП трактора МТЗ-80
____________________________________________________________________________________________
Большой свободный ход рычага переключения КПП МТЗ-80, неполный выход
шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач
свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения,
кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов
(рис. 2.6.1).
Рис. 2.6.1. Коробка передач МТЗ-80
б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего
редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34,
36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54,
58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня 4-й и 5-й передач;
8 — скользящая шестерня 3-й
передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая
шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 —
стакан; 17, 27 — шестерня 5-й передачи и заднего хода; 23 — ведомая
шестерня 4-й передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня 3-й
передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня
I
ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан
ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая
шестерня II
ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки
передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось
промежуточной
шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка
промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего
редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня
включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня 1-й передачи и заднего
хода
со втулкой; 68 — вал 1-й передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71
— скользящая шестерня 1-й передачи и заднего хода
Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении
1-й
передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку
переключения.
При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку 1-й
передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое
состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток.
Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы
скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5
мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8
мм.
Появление посторонних шумов в коробке переключения передач МТЗ-80,
чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или
заклинивание подшипников валов.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло,
снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают
боковые крышки или раздаточную коробку.
После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки
валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При
проверке
обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а
какие-либо перемещения валов не должны ощущаться.
Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко
ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и
разбирают, заменяя изношенные подшипники.
Стуки в КПП МТЗ-80, исчезающие при переключении на другую передачу,
могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании
зубьев
отдельных шестерен.
Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при
снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке.
Для
проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и,
прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. При обнаружении
дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности,
показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные детали заменяют.
После снятия механизма переключения (см. рис. 2.6.2) проверяют наличие
следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют
размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения
(рис. 2.6.31) и т. д.
При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения
заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между
планками
переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач КПП МТЗ-80
1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт
Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора
1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник
Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего
редуктора
1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня
Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала
1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт;
4 — болт
Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала МТЗ-80
1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан
первичного вала
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала
1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник
Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора
1 — вилка переключения; 2 — валик переключения
Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач
Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени
редуктора
1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 —
технологический болт
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из
стакана
1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала
1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач МТЗ-80
Рис. 2.6.17. Выпрессовка промежуточного вала
1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник
Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни
1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала 1-й передачи и заднего хода
Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала 1-й передачи и заднего хода
1 — подшипник; 2 — вал 1-й передачи и заднего хода; 3 — съемник
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи
1 — ведущая шестерня; 2 — болт
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала КПП МТЗ-80
1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора
Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала
1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник
Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал КПП
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на
вторичный вал
1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 —
съемник
Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения
передач
1 — планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы
Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм
Диаметр валика механизма переключения передач - 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач - 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик - 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы - 10,5
Толщина щек вилок переключения - 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения - 9,3
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 проверяют
индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и
монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении (рис.
2.6.32).
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен
превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может
возникнуть
не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания
гайки крепления вторичного вала.
Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и
выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину
прокладок,
устраняют осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).
После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту ведущей
шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Она должна быть в пределах
57,85—58,15 мм.
Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают
ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо
установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной
высоты ведущей шестерни главной передачи.
Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала
коробки передач МТЗ-80
1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус КПП
Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала
1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 —
технологические болты
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной
передачи
1 — штангенглубиномер; 2 — линейка; 3 — ведущая шестерня
Раздаточная коробка МТЗ-80
Основные неисправности раздатки МТЗ-80 (рис. 2.7.1): износ рабочих
поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости прижимных
пружин,
износ вилки включения муфты.
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка МТЗ-80
а— общий вид, б — взаимное расположение деталей; 1 — гайка; 2 - фланец;
3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 —
подшипники; 7
— вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 —
корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 —
пробка; 20
— ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27, 31 —
шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с
рычагом
Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то
это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной коробки.
Для устранения неисправностей разбирают раздаточную коробку (рис.
2.7.2—2.7.7), измеряют диаметры посадочных мест и заменяют изношенные
детали.
Рис. 2.7.2. Снятие фланца карданного вала и шестерни с обгонной муфтой в
сборе
1 — фланец кардана; 2 — обгонная муфта в сборе; 3 — корпус раздаточной
коробки
Рис. 2.7.3. Отворачивание гайки вала раздатки МТЗ-80
1 — гайка; 2 — корпус раздаточной коробки
Рис. 2.7.4. Выпрессовка втулки обгонной муфты
1 — шестерня; 2 — съемник
Рис. 2.7.5. Снятие штифтов обгонной муфты
1 — штифт; 2 — шестерня
Рис 2.7.6. Спрессовка обоймы обгонной муфты
1 — обойма; 2 — шестерня; 3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.7.7. Спрессовка подшипника со втулки обгонной муфты
1 — подшипник; 2 — втулка; 3 — двухлапчатый съемник
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов