_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

КПП и раздаточные коробки тракторов

____________________________________________________________________________________________

Для выполнения трактором различных работ при разных скоростях и тяговых усилиях необходимо изменять крутящий момент, подводимый к ведущим колесам трактора, то есть изменять передаточное число силовой передачи. Эту роль и выполняют коробки передач. Следовательно, коробки передач служат для изменения передаточного числа силовой передачи, что приводит к изменению скорости движения и силы тяги на крюке.

Техобслуживание и ремонт тракторов

Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора (вперед или назад) и отсоединять двигатель от силовой передачи на длительное время (при остановках с работающим двигателем, работе на стационаре, при запуске двигателя). Коробки передач современных тракторов имеют до шестнадцати и более различных скоростей и, следовательно, столько же различных значений силы тяги на крюке трактора.

Это позволяет при различных видах работ выбирать такую рабочую скорость, которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, работать высокопроизводительно с экономным расходом горючего. Коробки передач классифицируются по способу изменения передаточного числа на ступенчатые и бесступенчатые.

Ступенчатые КПП, получившие распространение на тракторах, выполняются шестеренчатыми и они подразделяются по следующим основным признакам:

- по числу передач (ступеней) на четырехступенчатые, пятиступенчатые и т. д.;
- по способу зацепления шестерен: коробки с подвижными шестернями (Т-25А, Т-16М, Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6Л, Т-74, Т-4А) и коробки с шестернями постоянного зацепления (К-701, Т-150, Т-150К, Т-130);
- по расположению валов относительно продольной оси трактора, коробки с продольным расположением валов и поперечным. Поперечное расположение валов имеют КПП тракторов Т-16М, Т-25А, Т-40М, остальные тракторы — продольное расположение;
- по способу переключения передач различают коробки, переключаемые без нагрузки, то есть требующие остановки трактора при переключении передачи, и коробки, переключаемые под нагрузкой (на ходу) (К-701, Т-150К, Т-150);
- по схеме изменения передаточного числа коробки могут быть с однопарным зацеплением (двухвальные), двупарным (трехвальные) и комбинированные (составные). Большинство коробок передач комбинированные и представляют комбинацию двух последовательно расположенных коробок передач, что позволяет увеличить число передач.

КПП с однопарным зацеплением можно представить в виде двух параллельных валов с шестернями. Ведущий вал, называемый первичным, приводится во вращение от двигателя через муфту сцепления и карданную передачу. Ведомый вал, или вторичный, через механизмы заднего моста соединен с ходовой частью. На первичном валу шестерни могут передвигаться вдоль вала по шлицам и называются они подвижными каретками; на ведомом они закреплены неподвижно или наоборот.

Когда ни одна из шестерен первичного и вторичного валов не находится в зацеплении, то такое положение называется нейтральным и трактор неподвижен, так как первичный вал не связан со вторичным. Если малую шестерню первичного вала ввести в зацепление с большой шестерней вторичного вала, предварительно остановив первичный вал путем выключения муфты сцепления и передвинув каретку влево, то после выключения муфты трактор будет двигаться на первой передаче с максимальной силой тяги.

Если разъединить шестерни, а шестерни ввести в зацепление, то при этом получим вторую передачу. Так как на первичном валу шестерня больше шестерни 3, а на вторичном - шестерня 2 меньше шестерни 4, то, следовательно, на второй передаче большая шестерня первичного вала будет вращать меньшую шестерню вторичного вала и частота вращения вторичного вала и скорость трактора увеличатся, а сила тяги уменьшится.

Таким образом, можно получить до 4-5 передач, так как дальнейшее увеличение числа пар шестерен приводит к чрезмерному удлинению валов. Для получения заднего хода между шестерней первичного и шестерней вторичного вала вводят в зацепление промежуточную шестерню заднего хода. Она не изменяет передаточного числа, а изменяет направление вращения вторичного вала, и трактор движется назад. Передвижение кареток вдоль вала осуществляется с помощью механизма переключения передачи.

Каждая каретка имеет специальную кольцевую выточку, в которую входит вилка. Каждая вилка укреплена на валике переключения стопорными болтами. Иногда вместо валиков применяются ползуны. Для перемещения валиков или пол­зунов имеется рычаг переключения, который может качаться в поперечном и продольном направлениях в шаровой опоре. Нижний конец рычага входит в пазы валиков переключения.

Чтобы включить соответствующую передачу, рычаг заводят в паз соответствующего валика и перемещают в продольном направлении вместе с вилкой и кареткой. При перемещении верхнего конца рычага вправо его нижний конец перемещается влево, то есть занимает противоположную позицию. При перемещении рычага вперед или назад соответственно в противоположную сторону движется нижний конец рычага с валиком, вилкой и кареткой.

Движение нижнего конца рычага ограничивается специальной кулисой с прорезями, которая предотвращает возможность включения одновременно двух передач. В некоторых конструкциях вместо кулис между ползунами устанавливаются разделительные планки, которые выполняют ту же роль. Чтобы предотвратить самопроизвольное включение или выключение передачи, в конструкции механизма переключения предусмотрены фиксаторы, которые входят в углубления на валиках переключения и прижимаются пружинами.

При переключении передачи скос углубления валика преодолевает сопротивление пружины и выжимает фиксатор вверх. Когда валик передвинется и каретка полностью войдет в зацепление, фиксатор войдет в соседнее углубление, фиксируя валик в данном положении.

Механизм блокировки. В КПП с переключением без нагрузки для уменьшения износа зубьев шестерен и бесшумного включения передач устанавливают механизм блокировки. Этот механизм не позволяет переключать передачи без предварительного выключения муфты сцепления, то есть коробка передач блокируется муфтой сцепления. Механизм блокировки состоит из валика с продольным пазом, на котором укреплен поворотный рычаг. Рычаг тягой соединен с педалью муфты сцепления.

Когда муфта сцепления включена, фиксатор упирается в валик и не позволяет передвигаться валику, следовательно, переключение передач невозможно. Для переключения передачи необходимо выключить муфту сцепления. В этом случае валик повернется пазом к фиксатору, и фиксатор может подняться вверх, давая возможность переместить валик переключения.

Регулировка механизма блокировки достигается изменением длины тяги с таким расчетом, чтобы при выключенной муфте можно было свободно переключать передачи. Для получения увеличенного числа передач при небольшом числе шестерен используются редукторы, последовательно соединенные с коробкой передач. Редукторы позволяют удваивать число передач.

Коробка передач трактора ДТ-75М

КПП трактора ДТ-75М четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными каретками и блокировкой механизма переключения передач. Корпус коробки передач и заднего моста представляет единую отливку. Первичный вал получает вращение от усилителя крутящего момента через зубчатую муфту. На его шлицах надеты шестерня постоянного зацепления и две каретки: каретка третьей и четвертой передач и каретка первой и второй передач.

Ведомый вал, изготовленный как одно целое с малой конической шестерней главной передачи, вращается в двух подшипниках, и на его шлицах укреплены пять шестерен: второй, седьмой, первой, блок четвертой и шестой передач, третьей передачи. На основных передачах трактора (первая, вторая, третья, четвертая) крутящий момент передается и преобразуется непосредственно с первичного вала на вторичный.

Для получения еще трех передач переднего хода и передачи заднего хода рядом с основными валами в подшипниках коробки установлены вал заднего хода и дополнительный вал. На вал заднего хода насажены шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала и шестерней дополнительного вала, и каретка для включения задней скорости. На дополнительном валу помимо шестерни постоянного зацепления установлены две каретки: седьмой и пятой и шестой передач, а также маслоразбрызгиватель.

На первой передаче в зацеплении участвуют: шестерня первичного и шестерня вторичного валов, на второй - соответственно, шестерни, на третьей - малый венец каретки находится в зацеплении с шестерней, на четвертой - большой венец каретки с малым венцом блока вторичного вала, на пятой передаче — шестерни, малый венец каретки и шестерня, на шестой - шестерни, большой венец каретки и шестерня, на седьмой - шестерни, каретка и шестерня вторичного вала.

Для получения задней передачи каретку передвигают и сцепляют с большим венцом блока. В этом случае вращение от первичного вала через шестерни передается валу заднего хода, а с него через каретку — большому блоку вторичного вала. В механизм управления коробкой входят: внутренний и наружный рычаги переключения.

В прорезях поводков переключателя (ползунов) и разделительных планок качается нижний конец рычага переключателя вместе с направляющей вилкой, укрепленной на валике. Разделительные планки предотвращают перемещение сразу двух передач одновременно. Ползуны связаны вилками с подвижными каретками. Над фиксаторами, установленными в два ряда, помещены два валика и блокировочного механизма, соединенные серьгой и тягой с рычагом управления муфтой сцепления. Весь механизм переключения монтируется на крышке корпуса коробки передач.

Коробка передач тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82

КПП тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82 комбинированая, с прямой передачей и двухступенчатым редуктором, обеспечивается девять передач вперед и две назад. При использовании понижающего редуктора число передач удваивается (18 передач вперед и 4 назад). В корпусе коробки размещены на одной оси первичный и вторичный валы, под которыми находятся промежуточный вал и вал пониженных передач.

Первичный вал установлен в двух шариковых подшипниках, причем задний подшипник установлен в гнездо-расточку, выполненную в передней части вторичного вала. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки ведущих шестерен. В зависимости от включенной ступени в редукторе передняя каретка при движении вперед включает пятую или восьмую передачу, а при движении назад - четвертую или седьмую передачу.

Задняя каретка, перемещаясь вперед, включает третью или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный, вал со вторичным, обеспечивая прямую девятую передачу. На промежуточном валу установлены: блок ведомых шестерен пятой (восьмой) и задней скорости, ведомые шестерни четвертой (седьмой) и третьей (шестой) передач.

На ступицу шестерни свободно надет блок промежуточных шестерен, с помощью которого осуществляется получение пониженных передач, а также привод бокового вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Промежуточная шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала.

На шлицах задней части промежуточного вала может перемещаться ведущая шестерня (каретка) первой ступени редуктора, которая при движении вперед входит в зацепление с ведомой шестерней первой ступени редуктора, при движении назад — с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни второй ступени редуктора.

Наружный зубчатый венец шестерни постоянно соединяется с ведомой шестерней второй ступени редуктора, установленной на вторичном валу. Промежуточный вал пустотелый, внутри его проходит вал привода ВОМ (вала отбора мощности). Вторичный вал установлен в двух конических роликовых подшипниках. Как одно целое с валом выполнена ведомая шестерня первой ступени редуктора. На валу установлены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи.

Ведомая шестерня первой передачи редуктора в передней части (в торце вала) имеет внутренний зубчатый венец для соединения с ведущей шестерней при получении прямой (девятой) передачи, когда первичный вал и вторичный будут вращаться с одинаковой частотой. Вал пониженных передач расположен в левой части корпуса коробки передач. На шлицах вала установлены каретка первой (второй) передачи и заднего хода и шестерня привода ходоуменьшителя.

Первая и вторая передачи включаются при перемещении каретки назад, а при перемещении вперед включаются передачи заднего хода. Редуктор КПП имеет две ступени. Первая ступень обеспечивает первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, при этом вращение передается с ведущих шестерен первичного вала на соответствующие ведомые шестерни промежуточного вала, а с него через шестерни первой ступени редуктора на вторичный вал и далее на главную передачу.

Вторая, шестая, седьмая и восьмая передачи переднего хода и вторая передача заднего хода обеспечивается второй ступенью редуктора. Девятая передача включается соединением первичного и вторичного вала напрямую. При включении первой передачи вращение передается с каретки первичного вала на промежуточный блок шестерен, свободно сидящих на ступице ведомой шестерни, с блока шестерен - на вал пониженных передач, а с него на промежуточный вал и через первую ступень редуктора на вторичный вал.

Вторая передача осуществляется так же, но через вторую ступень редуктора. Переключение передач осуществляется рычагом, установленным в шаровой опоре в верхней крышке. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов — вилок переключения. Положение ползунов — вилок фиксируется шариковыми фиксаторами, установленными на кронштейне. Переключение ступеней редуктора осуществляется тем же рычагом. В этом случае нижний конец рычага заводят в прорезь ползуна редуктора и включают нужную ступень.

Удлиненная прорезь в ползуне позволяет возвращать рычаг в нейтральное положение и, не выключая редуктора, включать нужную передачу. Справа и слева в корпусе коробки сделаны люки, закрытые крышками. В левый люк при необходимости устанавливается вал отбора мощности или ходоуменьшитель, с правой стороны - раздаточная коробка трактора МТЗ-82.

Понижающий редуктор устанавливается между муфтой сцепления и коробкой передач и управляется рычагом. При его включении зубчатая муфта выходит из зацепления с шестерней, а входит в зацепление с шестерней редуктора и вращение с вала муфты сцепления передается не непосредственно на первичный вал коробки передач, а через шестерни понижающего редуктора.


Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов