_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
КПП и раздаточные коробки тракторов
____________________________________________________________________________________________
Для выполнения трактором различных работ при разных скоростях и тяговых усилиях необходимо изменять крутящий момент, подводимый к ведущим колесам трактора, то есть изменять передаточное число силовой передачи. Эту роль и выполняют коробки передач. Следовательно, коробки передач служат для изменения передаточного числа силовой передачи, что приводит к изменению скорости движения и силы тяги на крюке.
Техобслуживание и ремонт тракторов
Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора
(вперед или назад) и отсоединять двигатель от силовой передачи на
длительное время (при остановках с работающим двигателем, работе на
стационаре, при запуске двигателя). Коробки передач современных
тракторов имеют до шестнадцати и более различных скоростей и,
следовательно, столько же различных значений силы тяги на крюке
трактора.
Это позволяет при различных видах работ выбирать такую рабочую скорость,
которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, работать
высокопроизводительно с экономным расходом горючего. Коробки передач
классифицируются по способу изменения передаточного числа на ступенчатые
и бесступенчатые.
Ступенчатые КПП, получившие распространение на
тракторах, выполняются шестеренчатыми и они подразделяются по следующим
основным признакам:
- по числу передач (ступеней) на четырехступенчатые, пятиступенчатые и
т. д.;
- по способу зацепления шестерен: коробки с подвижными шестернями
(Т-25А, Т-16М, Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6Л, Т-74, Т-4А) и коробки с
шестернями постоянного зацепления (К-701, Т-150, Т-150К, Т-130);
- по расположению валов относительно продольной оси трактора, коробки с
продольным расположением валов и поперечным. Поперечное расположение
валов имеют КПП тракторов Т-16М, Т-25А, Т-40М, остальные тракторы —
продольное расположение;
- по способу переключения передач различают коробки, переключаемые без
нагрузки, то есть требующие остановки трактора при переключении
передачи, и коробки, переключаемые под нагрузкой (на ходу) (К-701,
Т-150К, Т-150);
- по схеме изменения передаточного числа коробки могут быть с однопарным
зацеплением (двухвальные), двупарным (трехвальные) и комбинированные
(составные). Большинство коробок передач комбинированные и представляют
комбинацию двух последовательно расположенных коробок передач, что
позволяет увеличить число передач.
КПП с однопарным зацеплением можно представить в виде двух параллельных
валов с шестернями. Ведущий вал, называемый первичным, приводится во
вращение от двигателя через муфту сцепления и карданную передачу.
Ведомый вал, или вторичный, через механизмы заднего моста соединен с
ходовой частью. На первичном валу шестерни могут передвигаться вдоль
вала по шлицам и называются они подвижными каретками; на ведомом они
закреплены неподвижно или наоборот.
Когда ни одна из шестерен первичного и вторичного валов не находится в
зацеплении, то такое положение называется нейтральным и трактор
неподвижен, так как первичный вал не связан со вторичным. Если малую
шестерню первичного вала ввести в зацепление с большой шестерней
вторичного вала, предварительно остановив первичный вал путем выключения
муфты сцепления и передвинув каретку влево, то после выключения муфты
трактор будет двигаться на первой передаче с максимальной силой тяги.
Если разъединить шестерни, а шестерни ввести в зацепление, то при этом
получим вторую передачу. Так как на первичном валу шестерня больше
шестерни 3, а на вторичном - шестерня 2 меньше шестерни 4, то,
следовательно, на второй передаче большая шестерня первичного вала будет
вращать меньшую шестерню вторичного вала и частота вращения вторичного
вала и скорость трактора увеличатся, а сила тяги уменьшится.
Таким образом, можно получить до 4-5 передач, так как дальнейшее
увеличение числа пар шестерен приводит к чрезмерному удлинению валов.
Для получения заднего хода между шестерней первичного и шестерней
вторичного вала вводят в зацепление промежуточную шестерню заднего хода.
Она не изменяет передаточного числа, а изменяет направление вращения
вторичного вала, и трактор движется назад. Передвижение кареток вдоль
вала осуществляется с помощью механизма переключения передачи.
Каждая каретка имеет специальную кольцевую выточку, в которую входит
вилка. Каждая вилка укреплена на валике переключения стопорными болтами.
Иногда вместо валиков применяются ползуны. Для перемещения валиков или
ползунов имеется рычаг переключения, который может качаться в
поперечном и продольном направлениях в шаровой опоре. Нижний конец
рычага входит в пазы валиков переключения.
Чтобы включить соответствующую передачу, рычаг заводят в паз
соответствующего валика и перемещают в продольном направлении вместе с
вилкой и кареткой. При перемещении верхнего конца рычага вправо его
нижний конец перемещается влево, то есть занимает противоположную
позицию. При перемещении рычага вперед или назад соответственно в
противоположную сторону движется нижний конец рычага с валиком, вилкой и
кареткой.
Движение нижнего конца рычага ограничивается специальной кулисой с
прорезями, которая предотвращает возможность включения одновременно двух
передач. В некоторых конструкциях вместо кулис между ползунами
устанавливаются разделительные планки, которые выполняют ту же роль.
Чтобы предотвратить самопроизвольное включение или выключение передачи,
в конструкции механизма переключения предусмотрены фиксаторы,
которые входят в углубления на валиках переключения и прижимаются
пружинами.
При переключении передачи скос углубления валика преодолевает
сопротивление пружины и выжимает фиксатор вверх. Когда валик
передвинется и
каретка полностью войдет в зацепление, фиксатор войдет в соседнее
углубление, фиксируя валик в данном положении.
Механизм блокировки. В КПП с переключением без нагрузки для уменьшения
износа зубьев шестерен и бесшумного включения передач
устанавливают механизм блокировки. Этот механизм не позволяет
переключать передачи без предварительного выключения муфты сцепления, то
есть коробка передач блокируется муфтой сцепления. Механизм блокировки
состоит из валика с продольным пазом, на котором укреплен
поворотный рычаг. Рычаг тягой соединен с педалью муфты сцепления.
Когда муфта сцепления включена, фиксатор упирается в валик и не
позволяет передвигаться валику, следовательно, переключение передач
невозможно. Для переключения передачи необходимо выключить муфту
сцепления. В этом случае валик повернется пазом к фиксатору, и фиксатор
может подняться вверх, давая возможность переместить валик переключения.
Регулировка механизма блокировки достигается изменением длины тяги с
таким расчетом, чтобы при выключенной муфте можно было свободно
переключать передачи. Для получения увеличенного числа передач при
небольшом числе шестерен используются редукторы, последовательно
соединенные с коробкой передач. Редукторы позволяют удваивать число
передач.
Коробка передач трактора ДТ-75М
КПП трактора ДТ-75М четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными
каретками и блокировкой механизма переключения передач. Корпус коробки
передач и заднего моста представляет единую отливку. Первичный вал
получает вращение от усилителя крутящего момента через зубчатую муфту.
На его шлицах надеты шестерня постоянного зацепления и две каретки:
каретка третьей и четвертой передач и каретка первой и второй передач.
Ведомый вал, изготовленный как одно целое с малой конической шестерней
главной передачи, вращается в двух подшипниках, и на его шлицах
укреплены пять шестерен: второй, седьмой, первой, блок четвертой и
шестой передач, третьей передачи. На основных передачах трактора
(первая,
вторая, третья, четвертая) крутящий момент передается и преобразуется
непосредственно с первичного вала на вторичный.
Для получения еще трех передач переднего хода и передачи заднего хода
рядом с основными валами в подшипниках коробки установлены вал
заднего хода и дополнительный вал. На вал заднего хода насажены
шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней
первичного
вала и шестерней дополнительного вала, и каретка для включения задней
скорости. На дополнительном валу помимо шестерни постоянного
зацепления установлены две каретки: седьмой и пятой и шестой передач, а
также маслоразбрызгиватель.
На первой передаче в зацеплении участвуют: шестерня первичного и
шестерня вторичного валов, на второй - соответственно, шестерни, на
третьей - малый венец каретки находится в зацеплении с шестерней, на четвертой -
большой венец каретки с малым венцом блока вторичного вала, на пятой
передаче — шестерни, малый венец каретки и шестерня, на шестой -
шестерни, большой венец каретки и шестерня, на седьмой - шестерни,
каретка и
шестерня вторичного вала.
Для получения задней передачи каретку передвигают и сцепляют с большим
венцом блока. В этом случае вращение от первичного вала через
шестерни передается валу заднего хода, а с него через каретку — большому
блоку вторичного вала. В механизм управления коробкой входят:
внутренний и наружный рычаги переключения.
В прорезях поводков переключателя (ползунов) и разделительных планок
качается нижний конец рычага переключателя вместе с направляющей
вилкой, укрепленной на валике. Разделительные планки предотвращают
перемещение сразу двух передач одновременно. Ползуны связаны вилками с
подвижными каретками. Над фиксаторами, установленными в два ряда,
помещены два валика и блокировочного механизма, соединенные серьгой и
тягой с рычагом управления муфтой сцепления. Весь механизм переключения
монтируется на крышке корпуса коробки передач.
Коробка передач тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82
КПП тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82 комбинированая, с прямой передачей и
двухступенчатым редуктором, обеспечивается девять
передач вперед и две назад. При использовании понижающего редуктора
число передач удваивается (18 передач вперед и 4 назад). В корпусе
коробки
размещены на одной оси первичный и вторичный валы, под которыми
находятся промежуточный вал и вал пониженных передач.
Первичный вал установлен в двух шариковых подшипниках, причем задний
подшипник установлен в гнездо-расточку, выполненную в передней части
вторичного вала. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки
ведущих шестерен. В зависимости от включенной ступени в редукторе
передняя каретка при движении вперед включает пятую или восьмую
передачу, а при движении назад - четвертую или седьмую передачу.
Задняя каретка, перемещаясь вперед, включает третью или шестую передачу,
а при перемещении назад соединяет первичный, вал со вторичным,
обеспечивая прямую девятую передачу. На промежуточном валу установлены:
блок ведомых шестерен пятой (восьмой) и задней скорости, ведомые
шестерни четвертой (седьмой) и третьей (шестой) передач.
На ступицу шестерни свободно надет блок промежуточных шестерен, с
помощью которого осуществляется получение пониженных передач, а также
привод бокового вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Промежуточная
шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного
вала.
На шлицах задней части промежуточного вала может перемещаться ведущая
шестерня (каретка) первой ступени редуктора, которая при движении
вперед входит в зацепление с ведомой шестерней первой ступени редуктора,
при движении назад — с внутренним зубчатым венцом ведущей
шестерни второй ступени редуктора.
Наружный зубчатый венец шестерни постоянно соединяется с ведомой
шестерней второй ступени редуктора, установленной на вторичном валу.
Промежуточный вал пустотелый, внутри его проходит вал привода ВОМ (вала
отбора мощности). Вторичный вал установлен в двух конических
роликовых подшипниках. Как одно целое с валом выполнена ведомая шестерня
первой ступени редуктора. На валу установлены ведомая шестерня
второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи.
Ведомая шестерня первой передачи редуктора в передней части (в торце
вала) имеет внутренний зубчатый венец для соединения с ведущей
шестерней при получении прямой (девятой) передачи, когда первичный вал и
вторичный будут вращаться с одинаковой частотой. Вал пониженных
передач расположен в левой части корпуса коробки передач. На шлицах вала
установлены каретка первой (второй) передачи и заднего хода и
шестерня привода ходоуменьшителя.
Первая и вторая передачи включаются при перемещении каретки назад, а при
перемещении вперед включаются передачи заднего хода. Редуктор КПП
имеет две ступени. Первая ступень обеспечивает первую, третью, четвертую
и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, при
этом вращение передается с ведущих шестерен первичного вала на
соответствующие ведомые шестерни промежуточного вала, а с него через
шестерни первой ступени редуктора на вторичный вал и далее на главную
передачу.
Вторая, шестая, седьмая и восьмая передачи переднего хода и вторая
передача заднего хода обеспечивается второй ступенью редуктора. Девятая
передача включается соединением первичного и вторичного вала напрямую.
При включении первой передачи вращение передается с каретки
первичного вала на промежуточный блок шестерен, свободно сидящих на
ступице ведомой шестерни, с блока шестерен - на вал пониженных передач,
а с него на промежуточный вал и через первую ступень редуктора на
вторичный вал.
Вторая передача осуществляется так же, но через вторую ступень
редуктора. Переключение передач осуществляется рычагом, установленным в
шаровой опоре в верхней крышке. Нижний конец рычага заходит в пазы
ползунов — вилок переключения. Положение ползунов — вилок фиксируется
шариковыми фиксаторами, установленными на кронштейне. Переключение
ступеней редуктора осуществляется тем же рычагом. В этом случае
нижний конец рычага заводят в прорезь ползуна редуктора и включают
нужную ступень.
Удлиненная прорезь в ползуне позволяет возвращать рычаг в нейтральное
положение и, не выключая редуктора, включать нужную передачу. Справа и
слева в корпусе коробки сделаны люки, закрытые крышками. В левый люк при
необходимости устанавливается вал отбора мощности или
ходоуменьшитель, с правой стороны - раздаточная коробка трактора МТЗ-82.
Понижающий редуктор устанавливается между муфтой сцепления и коробкой
передач и управляется рычагом. При его включении зубчатая муфта
выходит из зацепления с шестерней, а входит в зацепление с шестерней
редуктора и вращение с вала муфты сцепления передается не
непосредственно на первичный вал коробки передач, а через шестерни
понижающего редуктора.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов