_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Механизм газораспределения
____________________________________________________________________________________________
Назначение и схемы действия ГРМ
Механизм газораспределения (ГРМ) открывает и закрывает в определенные
моменты впускные и выпускные клапаны для впуска в цилиндры свежего
воздуха и выпуска из них отработавших газов.
В зависимости от расположения клапанов
механизмы различают:
- с нижним (боковым) расположением клапанов в блоке цилиндров;
используется только у карбюраторных двигателей;
- с верхним подвесным расположением клапанов - в головке цилиндров.
Техобслуживание и ремонт тракторов
При расположении клапанов в головке цилиндров обеспечиваются
компактность камеры сгорания, высокая степень сжатия, лучшее наполнение
цилиндров воздухом, меньшие потери тепла через стенки вследствие
компактности камеры. Механизм газораспределения с верхним расположением
клапанов может быть однорядным и двухрядным. Двухрядное расположение
клапанов используется на V-образных двигателях.
Механизм газораспределения включает следующие части. Распределительный
вал, преобразующий вращательное движение вала в поступательное движение
толкателей. Механизм привода распределительного вала, включающий набор
распределительных шестерен, передающих движение от
коленчатого вала на распредвал.
Клапанный механизм, открывающий и закрывающий впускные и выпускные
клапаны в строго определенный момент и с заданным порядком
последовательности. Клапанный механизм включает впускные и выпускные
клапаны, направляющие втулки, возвратные пружины и детали крепления
клапанов.
Передающий механизм, осуществляющий передачу возвратно-поступательного
движения от распределительного вала на клапаны. Сюда входят толкатели,
штанги, коромысла с регулировочными винтами, оси и стойки коромысел. У
механизма с боковым расположением клапанов штанги и коромысла с осями и
стойками отсутствуют.
Работа ГРМ
Вращение от коленвала передается через зубчатую или цепочную передачу на
распредвал. При повороте распредвала его кулачок своим выступом
поднимает толкатель и штангу, которая упирается нижним концом в
толкатель, а верхним - в регулировочный винт коромысла.
При подъеме штанга давит на регулировочный винт и коромысло,
поворачиваясь вокруг оси, своим вторым плечом нажимает на стержень
клапана и,
преодолевая силу пружины, открывает клапан.
При дальнейшем повороте распредвала выступ кулачка выходит из под
толкателя и толкатель, штанга и коромысло возвращаются в
исходное положение, а клапан под действием пружины закрывается.
Во время работы клапаны нагреваются, а стержень клапана удлиняется, что
может привести к открытию клапана и нарушению работы двигателя.
Чтобы дать возможность стержню клапана удлиниться, и чтобы клапан в то
же время был закрыт, между торцами клапана и бойком коромысла
оставляют зазор, называемый тепловым.
У двигателей с боковым расположением клапанов этот зазор делается между
клапаном и регулировочным винтом толкателя. Зазор должен быть в
пределах: для двигателей СМД-60 в холодном состоянии - 0,48-0,50; АМ-41,
Д-21А, ЯМЗ-240Б - 0,25-0,30; Д-65Н, Д-240 - 0,25 мм (на прогретом
двигателе).
Фазы газораспределения
Начало подачи топлива насосом по мениску д.м.т не точно в мертвых
точках, а с некоторым опережением при открытии и запаздыванием при
закрытии.
Периоды от момента открытия клапанов до момента закрытия, выраженные в
градусах поворота коленчатого вала, называются фазами
газораспределения.
Диаграмма фаз газораспределения: начало открытия впускного клапана;
начало закрытия впускного клапана; начало открытия выпускного клапана;
конец закрытия выпускного клапана.
Фазы газораспределения, выраженные в виде круговой диаграммы, называют
диаграммой газораспределения. На рис. представлена диаграмма
газораспределения дизельного двигателя Д-240. Впускной клапан
открывается с некоторым опережением (16°) до прихода поршня в верхнюю
мертвую
точку, а закрывается с запаздыванием (в 46°) после того, как поршень уже
пройдет нижнюю мертвую точку и пойдет вверх.
Это позволяет увеличить продолжительность впуска до 242° и улучшить
наполнение цилиндра свежим воздухом, вначале за счет уменьшения
сопротивления проходу воздуха и ускорения поступления свежего заряда
воздуха (опережение открытия), а затем за счет инерции поступающего в
цилиндр воздуха (запаздывание закрытия клапанов).
После сжатия и рабочего хода начинается выпуск отработавших газов.
Опережение открытия выпускного клапана (56°) позволяет газам выходить из
цилиндра под собственным давлением, что уменьшает затраты мощности на
выталкивание газов при движении поршня вверх. Закрываются выпускные
клапаны с запаздыванием, что улучшает очистку цилиндра от отработавших
газов.
У всех двигателей есть периоды, когда одновременно впускной и выпускной
клапаны открыты. Такое положение называют перекрытием клапанов.
Чтобы правильно установить фазы газораспределения двигателя при сборке,
необходимо совместить метки на шестернях газораспределения.
В течение одного рабочего цикла у четырехтактного двигателя впускной и
выпускной клапаны должны открываться по одному разу. Поэтому
распределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого вала и
делает за цикл один оборот, а коленчатый вал - два.
Устройство ГРМ
Принцип действия механизма газораспределения изучаемых двигателей и
взаимное расположение деталей одинаковые, однако устройство отдельных
деталей, их размеры и крепления различны.
В конструкции распределительного вала различают опорные шейки, в которых
вал вращается в блоке, и кулачки (по два на каждый цилиндр).
Распределительный вал штампуют из стали, а его опорные шейки и рабочие
поверхности кулачков закалены токами высокой частоты. Вращается вал
в бронзовых или чугунных втулках, запрессованных в гнезда блок-картера.
Осевые перемещения распредвала во втулках ограничиваются различными
способами. На двигателе СМД-14 осевое перемещение
устраняется упорным регулировочным винтом. Винт заворачивают до отказа,
затем отворачивают и затягивают контргайкой.
У двигателя СМД-60 осевое перемещение распределительного вала
ограничивает упорная шайба, а необходимый зазор между упорной шайбой и
торцом опорной шейки в пределах 0,16-0,28 мм обеспечивается при сборке
двигателя. Упорная шайба ограничивает осевое перемещение
распределительного вала и у дизелей АМ-41 и А-01М.
От продольного перемещения распределительный вал двигателей Д-240 и
Д-65Н удерживается опорным кольцом, привернутым к блоку двумя
винтами. Клапанный механизм включает впускной и выпускной клапаны,
направляющие втулки, клапанные пружины, опорные шайбы (тарелки) и
сухарики.
Клапаны подвергаются воздействию высоких давлений и температур, поэтому
они изготовляются из особо прочных сталей: впускной — из
хромоникелевой, выпускной — из жаростойкой стали.
В клапанах различают тарелку клапана и стержень. В верхней части стержня
имеется выточка под выступы сухариков; на некоторых двигателях
делаются выточки под стопорное кольцо, которое удерживает клапан от
падения в цилиндр при поломке пружины или выпадении сухариков.
Боковые поверхности тарелки (фаски) и гнезда клапанов в головке
выполнены под углом 45°. Чтобы эти поверхности плотно прилегали, их
шлифуют и
притирают. Передающий механизм включает толкатели, штанги, коромысла с
регулировочными винтами, валики коромысел, стойки коромысел и
распорные пружины коромысел.
Толкатель передает движение от кулачков распредвала штангам. Толкатели
могут быть выполнены в виде стакана (СМД-14, СМД-60, Д-65Н) или грибовидной формы (Д-240, Д-37). На двигателях АМ-41, А-01М,
ЯМЗ-240Б применяют качающие роликовые толкатели. На этом рисунке
представлен механизм газораспределения двс ЯМЗ-240 Б.
Роликовый толкатель качается относительно оси. При набегании кулачка
распределительного вала на ролик толкателя толкатель поворачивается
вокруг оси и поднимает штангу. Штанги передают возвратно-поступательное
движение от толкателя к коромыслу. Они могут быть изготовлены из
стального прутка или пустотелой трубки.
Коромысло представляет собой стальной двуплечий рычаг. В коротком плече
в резьбовое отверстие устанавливается регулировочный винт. Боек
коромысла, давящего на клапан, подвергается закалке. В отверстие средней
части коромысла запрессовывается бронзовая втулка для установки
коромысла на валик.
Валики коромысел, на которых устанавливаются коромысла, закреплены в
стоиках, размещенных на верхней плоскости головки цилиндров.
Продольное перемещение коромысел по валику предотвращается распорными
пружинами. Валики стальные, пустотелые, внутренняя полость их
используется для подвода масла к коромыслам, для чего против каждого
коромысла в валике просверлены отверстия.
Декомпрессионный механизм предназначен для облегчения прокручивания
коленчатого вала в первый момент запуска двигателя, путем открытия
впускных, а у некоторых двигателей и всех клапанов.
При открытых клапанах воздух в цилиндре не сжимается при такте сжатия,
чем и облегчается прокручивание коленчатого вала. Когда же коленчатый
вал разовьет 250-300 об/мин, декомпрессионный механизм выключают, подают
топливо и двигатель заводится.
Этим механизмом пользуются и для экстренной остановки двигателя.
Декомпрессионный механизм устанавливается на двигателях А-01М, АМ-41,
СМД-14, Д-37М, Д-21Д. На моторах Д-240, ЯМЗ-240 Б, СМД-60 его нет.
Декомпрессионный механизм двигателя СМД-14 состоит из валиков,
установленных над бойками коромысел в стойках. С нижней стороны под
коромыслами валики имеют лыски, и когда механизм выключен, валики
декомпрессионного механизма не касаются коромысел и не действуют на
клапаны.
При включении механизма рычагом 25 валик поворачивается и своей
несрезанной частью нажимает на коромысла и открывает клапаны. При
выключении механизма валики поворачиваются своими лысками к коромыслам и
не воздействуют на них.
На двигателях АМ-41 и А-01М в валиках против каждого коромысла ввернуты
болты, которые при повороте валика своими головками давят на
коромысла и открывают клапаны. Этими же болтами регулируют и величину
открытия клапанов. На двигателях Д-37М, Д-21А декомпрессионный
механизм воздействует не на коромысла, а на толкатели.
Обслуживание механизмов газораспределения
Обслуживание ГРМ сводится к периодическому осмотру наружных деталей, их
креплений, проверке и установлению нормальных зазоров и
обеспечению плотности прилегания клапанов к гнездам. Осмотры и
регулировку газораспределительного механизма проводят при техническом
обслуживании № 2 (ТО-2).
Перед началом регулировки клапанов подтягивают крепления головки
цилиндров и стоек валиков коромысел. Затяжку гаек крепления головки
цилиндров ведут динамометрическим ключом по определенной для каждого
двигателя схеме в следующей последовательности: сначала затягивают
гайки, расположенные в центре головки, затем производят поочередную
подтяжку гаек, расположенных по обе стороны от центра головки цилиндров.
Для регулировки клапанов выполняют следующие операции: ставят поршень
первого цилиндра на такт сжатия, в верхнюю мертвую точку. В этом
положении поршня, когда клапаны закрыты, проверяют и регулируют зазоры.
Чтобы выполнить это условие, наблюдая за коромыслами клапанов первого
цилиндра, вращают коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана (сначала
выпускной, а затем впускной) откроются и закроются и после впуска
начнется сжатие.
После этого вывинчивают установочный винт из картера маховика и
вставляют его в то же отверстие не нарезанной частью и, нажимая на винт,
продолжают вращать коленчатый вал до тех пор, пока винт не войдет в
углубление на маховике.
При этом поршень будет в ВМТ на такте сжатия. Такая установка
применяется на двигателях СМД-14, АМ-41, Д-240, Д-65 Н, Д-50. На
последних трех
двигателях это будет не точно ВМТ, а положение поршня в момент впрыска
топлива.
Для регулировки зазора отвертывают контргайку регулировочного винта и,
удерживая ее гаечным ключом, заворачивают или
отворачивают регулировочный винт отверткой до получения необходимого
зазора. Например, при зазоре 0,25-0,30 мм щуп толщиной 0,25 мм должен
свободно входить между бойком коромысла и торцом клапана, а толщиной
0,30 мм - с усилием.
Затем регулируют (если он есть и регулируется) механизм декомпрессии в
первом цилиндре (АМ-41, А-01М, Д-65Н). Для этого валик декомпрессора
устанавливают так, чтобы ось регулировочных винтов была вертикальной.
Заворачивают винт до соприкосновения с коромыслом и еще на один
оборот и затягивают контргайку.
После регулировки клапанов и декомпрессионного механизма в первом
цилиндре приступают к регулировке их в следующем цилиндре в соответствии
с порядком работы двигателя (например, в третьем цилиндре при порядке
1-3-4-2), для чего коленчатый вал проворачивают на пол-оборота (для
четырехцилиндровых, указанных выше).
У шестицилиндрового V-образного двигателя СМД-60 после установки первого
цилиндра в ВМТ описанным выше способом открывают люк на картере
маховика и поворачивают коленчатый вал по часовой стрелке еще на 45°
так, чтобы метка на маховике с цилиндрами «1» и «4» стала против
стрелки. В
этом положении регулируют клапаны первого и четвертого цилиндров.
Затем поворачивают коленчатый вал в том же направлении на 240°, до
совпадения меток «2» и «5», регулируют клапаны второго и пятого
цилиндров и,
провернув коленчатый вал еще на 240° до совмещения со стрелкой меток «3»
и «6», регулируют зазоры клапанов в третьем и шестом цилиндрах.
Аналогичные метки имеются на двс ЯМЗ-240Б (на шестерне привода
топливного насоса), причем одновременно регулируются клапаны в трех
цилиндрах в соответствии с порядком работы двигателя.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов