_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Водяной насос и компрессор МТЗ-80

____________________________________________________________________________________________

Ремонт водяного насоса Д-240 трактора МТЗ-80

Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе водяного насоса (помпы) указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).



Рис. 2.1.98. Водяная помпа МТЗ-80 в сборе

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.

Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением и усиленным подшипниковым узлом).

При появлении неисправностей снимают водяную помпу с дизеля Д-240 (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 2.1.106).



Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса МТЗ-80

1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор



Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса Д-240 трактора МТЗ-80

1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок



Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива

1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится)



Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива

1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник



Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника



Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки

1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт



Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяной помпы

1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка



Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса

1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса

На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

При наличии трещин корпус водяного насоса Д-240 выбраковывают. Если трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.

Номинальные и допустимые размеры водяной помпы МТЗ-80, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:

- номинальное - 47,0—47,3
- допустимое - 48,5

Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:

305 - 62,07
304 - 52,06

Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса насоса имеются следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм, то втулку выпрессовывают и заменяют новой.

При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16—19 Нм.

После сборки насоса валик должен вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

Ремонт компрессора трактора МТЗ-80

Отсутствие давления воздуха в пневмосистеме трактора МТЗ-80 указывает на нарушение герметичности клапанов компрессора, проскальзывание приводных ремней на шкиве.

Если увеличением натяжения ремней не удается достичь нормального давления в пневмосистеме, а утечки воздуха не обнаружены, компрессор снимают с дизеля, разбирают и проверяют техническое состояние его деталей.

При снятии компрессора отсоединяют всасывающий, нагнетательный и масляный трубопроводы (рис.2.1.80), отворачивают три гайки и болт крепления (рис. 2.1.81).

Для проверки технического состояния клапанов компрессора отворачивают штуцер и пробку, вынимают корпус и извлекают пружину клапана.



Рис. 2.1.80. Отсоединение трубопроводов

1 — нагнетательный трубопровод; 2 — всасывающий трубопровод



Рис. 2.1.81. Отсоединение компрессора от дизеля Д-240

1 — компрессор; 2 — дизель; 3 — гайка

Изношенные или поврежденные клапаны заменяют. Клапаны с двусторонней шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны притирают, притертые поверхности тщательно промывают в керосине или дизельном топливе. При необходимости меняют и пружины клапанов.

Пониженное давление может вызываться износом деталей цилиндропоршневой группы компрессора (рис. 2.1.84). Признаком износа является повышенное содержание масла в конденсате вследствие износа поршневых колец и уплотнений коленчатого вала.

Появление стуков в зоне движения поршня свидетельствует о его износе, а в зоне коленчатого вала — об износе биметаллических вкладышей шатунного подшипника или износе игольчатого подшипника шейки коленчатого вала.



Рис. 2.1.84. Компрессор МТЗ-80

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — картер; 2, 4 — прокладки; 3 — цилиндр; 5 — головка цилиндра; 6 — седло клапана; 7 — пружина клапана; 8 — корпус клапана; 9 — пробка; 10 —крышка; 11 — маслопровод; 12 — ось; 13 — втулка; 14 — шестерня; 15 — коленчатый вал; 16 — вкладыш
шатуна; 17 — крышка шатуна; 18 — подшипник; 19 — шатун; 20 — втулка; 21 — палец; 22 — поршень; 23 — маслосъемные кольца; 24 — компрессионные кольца; 25 — специальный болт

Для устранения указанных неисправностей разбирают компрессор (рис. 2.1.85—2.1.88) и подвергают детали экспертизе с целью определения технического состояния.



Рис. 2.1.85. Снятие цилиндра

1 — цилиндр; 2 — гайка



Рис. 2.1.86. Снятие поршневого кольца

1 — поршневое кольцо; 2 — поршень

Индикаторным нутромером можно замерить внутренний диаметр цилиндра (72,00— 72,03 мм), а микрометром — наружный диаметр юбки поршня (71,86—71,89 мм). Размеры даны для компрессора А-29.01.000.

Зазор в замке кольца, установленного в цилиндр, должен быть не более 1,2 мм; торцовый зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня — не более 0,4 мм.

Если наблюдается значительная амплитуда качания верхней головки шатуна в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, заменяют шатунный подшипник.

Операции замены шатунного подшипника с неразъемной нижней головкой шатуна показаны на рис. 2.1.89—2.1.95. В случае замены деталей механизма привода снимают рычаг и выпрессовывают ось привода (рис. 2.1.96, 2.1.97).

При сборке устанавливают цилиндр на корпус картера и затягивают головку динамометрическим ключом в два приема моментом 12—17 Hм.



Рис. 2.1.94. Снятие шатуна

1 — шатун; 2 — коленчатый вал



Рис. 2.1.95. Снятие игольчатого подшипника с коленчатого вала

1 — игольчатый подшипник; 2 — коленчатый вал



Рис. 2.1.97. Выпрессовка оси привода

1 — фиксатор; 2 — ось привода

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов