_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Использование узлов и деталей при агрегатировании

____________________________________________________________________________________________

Использование предохранительных муфт при применении ВОМ и карданных валов

В целях исключения поломок ВОМ МТЗ-82.1/80.1 Беларус и ВПМ в ряде сельскохозяйственных машин с активными рабочими органами (применяются механические предохранительные муфты.

Функциональное назначение предохранительной муфты – автоматическое прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего момента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами, перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.

Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и подразделяются на два основных типа – с разрушаемыми и неразрушаемыми рабочими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохранения от маловероятных перегрузок.

В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгонные муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении вращения и размыкаются – при противоположном.

Обгонные муфты обеспечивают работу машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы избежать поломок привода в момент выключения ВОМ.

Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбинированная предохранительная муфта – это такая предохранительная муфта, конструктивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.

При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин и карданных валов.

Рекомендуем использовать с трактором машины с активными рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между центрами шарниров не превышает 1 м.

Особенности применения ВОМ и карданных валов

При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ МТЗ-82-1/80-1 Беларус соблюдайте следующие правила и требования:

Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ по типу установленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины, проверьте соответствие включенного привода заднего ВОМ (независимый/синхронный);

Перед подключением рассоедините карданный вал на две части;

Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очистите хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки, представленной в руководстве по эксплуатации машины;

Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсоедините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину – к ВПМ машины.

Не забудьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвостовиках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.

Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны находиться в одной плоскости.

Предохранительная муфта, устанавливается только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины – другая установка не обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус от превышения максимально допустимого крутящего момента.

После длительных простоев в работе машины проверьте техническое состояние предохранительной муфты.

Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и со стороны ВПМ, обеспечивает безопасность карданного соединения.

При первом применении карданного вала необходимо обязательно проверить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям работы с тракторами. Наиболее подробные рекомендации по карданным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине.

Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут входить друг в друга не менее чем на 150 мм.

При меньшем значении, чем 150 мм работать с карданным валом запрещено. Достаточность перекрытия проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.

В прямолинейном положении трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус и агрегатируемой машины, когда карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Минимально допускаемый зазор должен быть не менее 50 мм.

После присоединения карданного вала все защитные устройства приведите в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вращения цепочками.

При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верхнее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона, исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обеспечения безопасного зазора между трактором и машиной.

После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки на хвостовики ВОМ и ВПМ.

После выключения ВОМ МТЗ-82.1/80.1 Беларус необходимо учитывать опасность движения карданного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэтому входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной остановки вращения ВОМ.

Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя трактора.

Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том числе с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.

Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и неработающем двигателе трактора.

Выключайте ВОМ в следующих случаях:

- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина полностью завершит рабочий цикл;

- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;

- при въезде на крутой склон.

Не включайте ВОМ в следующих случаях:

- при неработающем двигателе трактора;

- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;

- заглубленных в землю рабочих органах машины;

- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или произошло их забивание или заклинивание;

- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости шарниров карданного вала машины.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов