_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пуск и остановка двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус

____________________________________________________________________________________________

Подготовка к пуску и пуск двигателя Д-243 тракторов МТЗ-82.1/80.1 Беларус с унифицированной кабиной

Для пуска дизельного двигателя Д-243 выполните следующие действия:

- включите стояночный тормоз трактора;

- откройте один или оба крана топливных баков, если они закрыты;

- если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи для удаления из нее воздуха;

- поднимите (т.е. закройте) шторку водяного радиатора для быстрейшего прогрева двигателя (данное действие не требуется выполнять при нормальных условиях (плюс 4°С и выше)).

- установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче топлива;

- установите рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого или синхронного привода в положение «Нейтраль», а рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено»;

- установите тягу включения полунезависимого бокового ВОМ в положение «выключено»;

- рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны находится в положении «нейтраль.

- выжмите педаль сцепления, рычаг переключения передач и диапазонов переведите в положение включения I-го или II-го диапазона, отпустите педаль сцепления;

- включите выключатель АКБ;

- поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в положение «I».

При этом:

На тракторах МТЗ-82-1/80-1 Беларус со щитком с литьевой панелью, на дисплее тахоспидометра отобразится суммарное время наработки дизеля в часах, а также в течение не более одной секунды, включатся оба сигнализатора диапазона шкалы заднего ВОМ и все сегменты шкалы заднего ВОМ, стрелка
указателя оборотов двигателя отклонится от начальных отметок (либо, в течение не более одной секунды, происходит «дрожание» стрелки на нулевой отметке указателя) – подтверждается исправность светодиодных сигнализаторов и стрелочных указателей.

На тракторах со щитком с формованной панелью, в течение не более одной секунды, включатся оба сигнализатора диапазона шкалы заднего ВОМ и все сегменты шкалы заднего ВОМ, а стрелки указателей скорости и оборотов дизеля отклонятся от начальных отметок (либо, в течение не более одной секунды, происходит «дрожание» стрелок на нулевых отметках указателей) – подтверждается исправность светодиодных сигнализаторов и стрелочных указателей.

На блоке контрольных ламп включится в мигающем режиме с частотой 1 Гц контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза (на тракторах со щитком с формованной панелью контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза включится в мигающем режиме с частотой 1 Гц на ИК), а также загорится контрольная лампа аварийного давления масла в ГОРУ.

В комбинации приборов загорятся сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазывания двигателя (и звучит зуммер), сигнальная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме (если оно ниже допустимого), сигнальная лампа резервного объема топлива в баке (если топливо в баках на резервном объеме).

Через две секунды после перевода ключа выключателя стартера дизеля Д-243 и приборов из положения «0» в положение «I» на блоке контрольных ламп включится контрольная лампа-индикатор работы свечей накаливания.

- после того, как контрольная лампа работы СН перейдет из режима непрерывного свечения в режим мигания с частотой ≈ 1 Гц, произведите запуск двигателя, для чего необходимо выжать педаль сцепления и повернуть ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск двигателя). Если включение СН не требуется, то поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск дизеля) менее чем за 2 секунды. В этом случае свечи накаливания не включаются и контрольная лампа СН не загорается.

- удерживайте ключ выключателя стартера до запуска двигателя, но не более 15…20 секунд; если двигатель не запустился, повторное включение производите не раньше, чем через одну минуту;

- после запуска дизеля, отпустите педаль сцепления, проверьте работу всех контрольных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла в двигателе, заряд аккумуляторных батарей и пр). После того, как контрольная лампа аварийного давления масла в двигателе погаснет, зуммер отключается. Дайте двигателю поработать при 1000±50 мин-1 до стабилизации давления в рабочем диапазоне;

- отрегулируйте, если требуется, положение шторки водяного радиатора для поддержания нормального теплового режима.

Подготовка к пуску и пуск двигателя Д-243 тракторов с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины

Для пуска дизельного двигателя Д-243 трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус выполните следующие действия:

- включите стояночный тормоз трактора;

- откройте один или оба крана топливных баков, если они закрыты;

- если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи для удаления из нее воздуха;

- установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче топлива;

- установите рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого или синхронного привода в положение «Нейтраль», а рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено»;

- рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны находится в положении «нейтраль;

- выжмите педаль сцепления, рычаг переключения передач и диапазонов переведите в положение включения I-го или II-го диапазона, отпустите педаль сцепления;

- включите выключатель АКБ;

- поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в положение «I».

При этом на щитке приборов: стрелочные указатели автономных приборов покажут информацию в режиме реального времени; загорится сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазывания дизеля МТЗ-82-1/80-1 Беларус;

- произведите запуск двигателя, для чего необходимо выжать педаль сцепления и повернуть ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск дизеля);

- удерживайте ключ выключателя стартера до запуска двигателя, но не более 15-20 секунд; если двигатель не запустился, повторное включение производите не раньше, чем через одну минуту;

- после запуска дизеля, отпустите педаль сцепления, проверьте работу всех контрольных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла в двигателе, заряд аккумуляторных батарей и пр). Дайте дизелю поработать при 1000±50 мин-1 до стабилизации давления в рабочем диапазоне;

Остановка двигателя Д-243

Для остановки двигателя Д-243 выполните следующее:

- установите рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено», а рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод (если включен синхронный привод) установите в положение «нейтраль»;

- установите тягу управления боковым полунезависимым ВОМ в положение «выключено»;

- опустите орудие на землю;

- переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределителем гидронавесной системы;

- выключите вентилятор-отопитель;

- потяните на себя рукоятку останова двигателя;

- ключ выключателя стартера и приборов переведите из положения «I» в положение «0»;

- если включен независимый привод заднего ВОМ, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод установите в положение«нейтраль»;

- при продолжительной остановке выключите АКБ.

Использование ВОМ

Контроль за работой заднего вала отбора мощности МТЗ-82-1/80-1 Беларус осуществляется по тахоспидометру (индикатору комбинированному).

На задний ВОМ трактора установлен хвостовик ВОМ1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев, 540 мин-1). По заказу в ЗИП трактора могут прикладываться хвостовик ВОМ1 (6 зубьев, 540 мин-1) и ВОМ2 по ГОСТ 3480 (21 зуб, 1000 мин-1).

Для работы с задним ВОМ снимите защитный колпак 1, закрывающий хвостовик 9. Для этого необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и на себя.

После окончания работы с ВОМ обязательно установите защитный колпак 1 на место, для чего необходимо надеть колпак 1 на хвостовик 9 и надавить на него в продольном направлении до надежной фиксации колпака 1 в отверстии кожуха 6.



Рис.119. Снятие защитного колпака и замена хвостовика заднего ВОМ

1 – защитный колпак; 2 – болт; 3 – гайка; 4 – крышка заднего ВОМ; 5 – кожух; 6 – крышка; 7 – болт; 8 – пластина; 9 – хвостовик.

Для замены хвостовика заднего ВОМ МТЗ-82.1/80.1 Беларус выполните следующие операции:

- отверните гайки 3 и снимите кожух 5 с крышкой 6 в сборе;

- отверните болты 7 и снимите пластину 8;

- снимите хвостовик 9;

- установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, смазав консистентной смазкой центрирующий поясок;

- установите пластину 8, заверните болты 7, установите кожух 5 совместно с крышкой 6 и закрепите их гайками 3.

Боковой полунезависимый ВОМ – двухскоростной 618 мин-1 и 721 мин-1. Направление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хвостовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев).

Для работы с боковым полунезависимым ВОМ снимите защитный колпак, для чего необходимо открутить два болта.

После окончания работы с боковым ВОМ обязательно установите колпак на место, для чего необходимо надеть колпак на хвостовик и закрутить два болта.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов