_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа коробки передач Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

Конструкцией КПП Беларус МТЗ-82.1, 80.1 9F/2R предусмотрены 4-е передачи переднего хода и одна передача заднего хода, включение каждой из которых возможно на обеих ступенях диапазонного редуктора, и одна прямая передача переднего хода, при включении которой первичный 34а и вторичный 6 валы жестко соединяются ведущей шестерней 3-ей и 6-ой передач 5, выполняющей при этом роль зубчатой муфты.

На прямой передаче шестерни коробки передач не принимают участия в трансформации силового потока.



Если трактор Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 оборудован реверс-редуктором (исполнения 9R/9F), то в КПП передача заднего хода отсутствует. Задний ход трактора реализуется путем включения реверс-редуктора.

Включение передач и диапазонов осуществляется одним рычагом управления согласно схеме. Выбору передачи предшествует выбор требуемого диапазона редуктора. Переключение передач и диапазонов выполняется только при остановленном тракторе.

Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рычаг переключения передач 9 из нейтрального положения в положение диапазонного редуктора. Далее, для включения I-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок редуктора 13, перемещает его и связанный с ним валик 11 с вилкой 9 вперед.

Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 32 и входит в зацепление с ведомой шестерней 6 I-ой ступени диапазонного редуктора.

Для включения II-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг в положении диапазонного редуктора вперед. При этом рычаг 4, воздействуя на поводок редуктора 13, перемещает его и связанный с ним валик 11 с вилкой 9 назад.

Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 32 и входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени диапазонного редуктора 23, соединяя ее с промежуточным валом 32. Шестерня 23 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней II-ой ступени диапазонного редуктора 18.



На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала 32 на вторичный вал 6 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.

В диапазонном редукторе КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 отсутствует нейтральное положение ведущей шестерни I-ой ступени редуктора 24, в связи с этим в диапазонном редукторе всегда включена или I-ая или II-ая ступень.

Для включения 1-ой или 2-ой передачи переднего или заднего хода оператор перемещает рычаг в крайнее правое положение – положение пониженных передач и передач заднего хода. Далее, для включения 1-ой или 2-ой передачи переднего хода оператор перемещает рычаг управления вперед.

При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 20 назад. Управляемая вилкой 20 скользящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 входит в зацепление с ведомой шестерней 4-ой и 7-ой передач 27, и силовой поток передается на
промежуточный вал через шестерни 5, 25, 25, 26 и 27.

Для включения 1-ой или 2-ой передачи заднего хода оператор перемещает рычаг управления в положении пониженных передач и передач заднего хода назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 20 вперед.

Управляемая вилкой 20 скользящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 входит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, находящейся в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 5-ой и 8-ой передач 28. На заднем ходу силовой поток передается на промежуточный вал КПП Беларус МТЗ-82.1, 80.1 через шестерни 5, 25, 25, 26, 15 и 28.

Для включения 3-ей и 6-ой или 9-ой передач оператор перемещает рычаг в положение этих передач. Далее, для включения 3-ей (6-ой) передачи оператор перемещает рычаг управления в положении указанных передач назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-ей и 6-ой передач, перемещает вилку 21 вперед.

Управляемая вилкой 21 скользящая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5 входит в зацепление с ведомой шестерней 3-ей и 6-ой передач 26. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток передается на промежуточный вал коробки передач.

Для включения 9-ой (прямой) передачи оператор перемещает рычаг из положения 3-ей (6-ой) и 9-ой передач вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-ей и 6-ой передач, перемещает вилку 21 назад.

Управляемая вилкой 21 скользящая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5 входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом вторичного вала 6, жестко соединяя первичный 34а и вторичный 6 валы. На 9-ой (прямой) передаче силовой поток проходит КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1 не трансформируясь.

Включение 9-ой (прямой) передачи следует выполнять при включенной II-ой ступени диапазонного редуктора. Это позволит избежать повышенного уровня шума, так как на II-ой ступени редуктора частота холостого вращения промежуточного вала 32 ниже, чем на I-ой ступени.

Для включения 4-ой (7-ой) или 5-ой (8-ой) передач оператор перемещает рычаг в положение этих передач.

Далее, для включения 4-ой или 7-ой передачи оператор перемещает рычаг в положении указанных передач вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и управляемый ею блок ведущих шестерен 4-ой и 5-ой передач 1 назад.

Меньший зубчатый венец блока 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 4-ой и 7-ой передач 27. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 34а передается на промежуточный вал 32.

Для включения 5-ой или 8-ой передачи оператор перемещает рычаг управления в положении указанных передач назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и управляемый ею блок ведущих шестерен 4-ой и 5-ой передач 1 вперед.

Больший зубчатый венец блока 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 5-ой и 8-ой передач 28. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 34а передается на промежуточный вал.

Особенности конструкции и работы КПП с центральным расположением рычага переключения передач и диапазонов

Механическая коробка передач тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины, оборудована крышкой управления с центральным расположением рычага управления.

Крышка управления с центральным расположением рычага состоит из крышки 16 и рычага. Крышка 16 установлена на верхней плоскости корпуса и крепится к нему болтами. Рычаг управления установлен в сферическом шарнире 6, пластина 7 которого вместе с чехлом 10 зафиксирована на верхней плоскости крышки 16 через прижимное кольцо 11 болтами.

При качании рычага управления коробкой передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 в шарнире 6, сферический наконечник рычага 8 всегда располагаться либо в пазах полозков вилок передач или в «кармане» поводка редуктора корпуса вилок 2.

Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага управления 8, а также для четкого направления его движения служит ограничительная пластина 17, которая крепится к крышке 16 болтами.

Для обеспечения возможности запуска дизеля трактора только при полностью выключенных передачах крышка управления содержит устройство блокировки запуска.

Устройство блокировки запуска состоит из корпуса 12, качающейся рамки 4, охватывающей рычаг, и выключателя блокировки запуска 14, включенного в электрическую цепь электростартерного запуска дизеля. Качающаяся рамка 4 установлена в корпусе 12 и имеет возможность осевого перемещения в нем.

Корпус 12 закреплен на крышке 16 болтами. Размеры и форма качающейся рамки 4 таковы, что в положениях рычага управления, соответствующих передачам КПП, пружина 5 постоянно поджимает качающуюся рамку 4 к торцу корпуса 12.

При этом шарик выключателя блокировки запуска 14 располагается в кольцевой проточке оси 13 качающейся рамки 4 в отжатом состоянии, при котором контакты выключателя блокировки запуска 14, а, следовательно, и вся электрическая цепь электростартерного запуска дизеля, разомкнуты. Запуск дизеля трактора блокирован (не возможен).

Перемещение рычага в положение диапазонов редуктора сопровождается сжатием пружины 5 и соответствующим осевым перемещением качающейся рамки 4. При этом кольцевая проточка оси 13 качающейся рамки 4 смещается из-под шарика выключателя блокировки 14, сжимая его.

Контакты выключателя блокировки запуска 14, а, следовательно, и вся электрическая цепь электростартерного запуска дизеля, замыкаются, и запуск дизеля трактора разблокирован (возможен).

Запуск дизеля трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 при не полностью выключенной передаче надежно исключается тем, что рычаг может находиться в положении диапазонов редуктора только при полностью выключенных передачах.

Регулировка выключателя блокировки запуска дизеля 14 обеспечивается установкой необходимого количества регулировочных прокладок 15. Если регулировка прокладками 15 не достигается, то необходимо заменить выключатель блокировки запуска 14 и заново выполнить регулировку.

В крышке 16 имеется отверстие для заливки масла в трансмиссию, которое закрыто пробкой 18. Работа механической коробки передач с центральным расположением рычага управления передач и диапазонов, а также порядок управления ими, аналогична работе и порядку управления КПП с правым расположением рычага управления передач и диапазонов.



Рис.53. Управление механической КПП с центральным расположением рычага переключения передач и диапазонов

1 – корпус; 2 – корпус вилок; 3 – прокладка; 4 – качающаяся рамка; 5 – пружина; 6 – сферический шарнир; 7 – пластина шарнира; 8 – рычаг управления; 9 – рукоятка; 10 – чехол; 11 – прижимное кольцо; 12 – корпус; 13 – ось рамки; 14 – выключатель блокировки запуска; 15 – регулировочные прокладки; 16 – крышка; 17 –ограничительная пластина; 18 – пробка.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов